Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр фильмов, конструирование, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
К проблеме развития коммуникативной деятельности в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.В. Запорожец, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, А. Бандура Т.А. Репина, А. Маслов, Ж. Пиаже, И.И. Томпсон, Д.Е. Мэй и др. Непосредственно проблема общения затронута, чаще всего лишь косвенно, в аспектах изучения других проблем.
В отечественной науке проблема общения имеет большую историю, которую еще предстоит изучить. Л.Б. Выготский считал игру - ведущим видом деятельности ребёнка, что, по сути, является формой общения. Его поддерживали и развивали эту теорию Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев.
М.И. Лисина рассматривает общение «... как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» Общение всегда связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что общение выступает как вид деятельности между людьми, а формирование его навыков – главная задача дошкольного образования, так как именно способность общаться является предпосылкой к дальнейшему успешному вхождению во взрослую жизнь, где людям необходимо иметь определённый спектр коммуникативных качеств личности.
С другой стороны, в требованиях к условиям организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста подчеркивается одно из них: установление образовательной деятельности, основанной на взаимодействии взрослых и детей, ориентированной на интересы и способности каждого ребенка и учитывающей социальные условия его развития; дети выбирайте материалы, виды деятельности, возможность участия в совместных мероприятиях и обменах.
В сфере дошкольного образования мы сейчас активно ищем доступные и эффективные формы и методы работы с детьми, направленные на всестороннее развитие личности, способной быть независимой, сотрудничать, терпимой и творческой во всех сферах жизни. Учитывая, что игры являются приоритетным направлением деятельности детей дошкольного возраста, мы считаем, что наиболее приемлемым для развития навыков восприятия детей взрослыми будет использование технологии социальных игр в качестве средства обучения.
Программа А. Н. Веракса «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).
Основная задача, стоящая перед автором плана, - создать документ-план, который поможет учителям организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС. В плане уделяется особое внимание развитию личности детей, защите и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у детей дошкольного возраста таких качеств, как патриотизм, активный образ жизни, творческий подход к решению различных жизненных проблем и уважение к традиционным ценностям.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - восприятие ребёнком дошкольного возраста взрослого человека.
Цель работы – рассмотреть особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста взрослого человека.
Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
изучить особенности восприятия и осмысления мира дошкольного возраста взрослого человека;
рассмотреть психологические и возрастные особенности восприятия человека детьми 3–5 лет;
проанализировать общение со взрослыми в дошкольном возрасте;
рассмотреть эмпирическое исследование уровня сформированности навыков восприятия ребёнком дошкольного возраста взрослого человека;
охарактеризовать разработка психолого-педагогический условий для развития навыков восприятия ребёнком дошкольного возраста взрослого человека и проверка их результативности;
разработать рекомендации для воспитателя по развитию восприятия ребёнком дошкольного возраста взрослого человека.
База исследования: МБДОУ «Кемский детский сад №1» республики Карелия.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста взрослого человека
1.1 Особенности восприятия и осмысления мира дошкольного возраста взрослого человека
Мы раскрываем специфику восприятия и понимания мира взрослых дошкольниками, рассматривая мир взрослых, его характеристики, статус этого мира в формировании личности ребенка и развитии его качеств, в том числе трудолюбия. Рассматривая мир взрослых, учителя и психологи исследовали его различные характеристики и использовали его в позитивных целях, чтобы повлиять на ребенка и обеспечить формирование его личности.
Мир взрослых как научная категория нуждается в уточнении. Анализ исследования (А. Е. Лагутина, М. И. Лисина, A. Г. Рузская, Ф. И. Фельдштейн, Е. Б. Весна, Л. И. Божович, С. А. Козлова, О. В. Дыбина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, B. И. Слободчиков и др.) [15, с.138] показывает, что мир взрослых понимается как:
система отношений, которая определяет направление развития нового уровня в эмоциональной сфере детей - степень участия в опыте между детьми и взрослыми, и имеет особое значение для детей дошкольного возраста (С.Л. Рубинштейн и др.);
через способ и поддержку детского представления о будущем, как основы для формирования внутреннего, субъективного мира ребенка, как «носителя» его будущей идеальной формы (Д.Б.Эльконин и др.);
взрослый знакомит ребенка с областью взаимоотношений самостоятельной работы (А.Ш.Шахманова и др.);
как носитель системы ценностей, личностных качеств (С.A.Козлова и др.) [15, с. 138].
Для этого исследования важно охарактеризовать мир взрослых как носителя многих личностных качеств, как точку отсчета, усвоение детьми норм межличностного общения, формирование социального опыта и формирование детской личности как субъекта деятельности.
В фокусе нашего исследования необходимо глубоко рассмотреть такой аспект мира взрослых, как эталон, как модель развития ребенка, его личностных качеств (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. И. Слободчиков, С. А. Козлова, О. В. Дыбина, А. Ш. Шахманова, Т. И. Та-рабарина и др.) [21, с.23].
Самостоятельно, без помощи взрослых, дети не могут выработать определенные типы поведения и деятельности. В значительной степени это относится к детям дошкольного возраста. У дошкольников дети формируют и развивают свои первые связи и взаимоотношения, формируя новое, более высокое предметное единство - единство личности. По словам Л.С. Выготскому, социальное формирование личности начинается в момент установления устойчивой связи со взрослыми. Это отправная точка для формирования отношений ребенка с другими людьми. Л.С. Выготский указывал, что в подсистеме «ребенок-взрослый» взрослые кажутся детям носителями определенных социальных действий. В этот период ребенок особенно верит во взрослого, который является посредником между ним и окружающим миром. M.И.Лисина указала, что первой социальной потребностью детей является потребность в непосредственном эмоциональном общении со взрослыми, «потребность во взрослых». Он считает, что ее появление также зависит от отношений между взрослыми и детьми [33, с.123].
В исследованиях этих ученых было убедительно доказано, что на первом году жизни отношения «ребенок-взрослый» являются самыми тесными, и взрослый становится центром каждой жизненной ситуации. Все ведущие ученые и психологи отмечали, что неслучайно весь период дошкольного развития детей вращается вокруг взрослого, его задач и целей.
В исследовании О.В. Дыбиной мир взрослых представлен как носитель творчества, поведения и деятельности. Когда дети будут знакомы с объектами, которые являются продуктом творческого мышления работающих людей, это будет наглядно продемонстрировано. В этом исследовании доказано, что творчество взрослого становится точкой отсчета для ребенка, если это эффективно и побуждает детей взаимодействовать со взрослыми, подражать им и принимать его поведение [10, с.56].
При учете возрастных особенностей детей и включении содержания выборки в структуру потребностей детей можно будет усилить эффективность выборки. Эффективность эталонной выборки будет зависеть от степени влияния человека на общее поведение и личность детей, а также а также статус взрослых в жизни детей.
Для этого исследования важно рассмотреть взаимосвязь между миром взрослых и его трудовой деятельностью, которая является показателем его трудолюбия и позитивного отношения к работе. В этой связи исследование представляет интерес (A.Ш . Шахманова, А.Г.Тулегенова и др.) [14, с.88].
В исследования ведутся полным ходом А.Ш. Шахманова стремится культивировать позитивное отношение к персоналу, отмечая, что позиционирование детьми образов взрослых как моделей поведения, этических норм возможно, когда они раскрывают эмоционально привлекательный образ персонала. Исследователи подчеркнули, что уже в дошкольном возрасте дети ориентируются на взрослых как на поведенческие паттерны. A.Ш. Шахманова выделила следующие условия, при которых у дошкольников может сформироваться положительное отношение к трудолюбивым детям:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
3. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
4. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
7. Гайдай, Н.П. «Активные методы обучения, модерация и ФГОС» / Н.П. Гайдай. – М.: Норма, 2015. – 360 с.
8. Геронтопсихология : учебное пособие: для студентов вуза, обучающихся по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – 131 с.
9. Гонина, О. О. Психология общения в дошкольном возрасте / О. О. Гонина. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – 266 с.
10. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.
11. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
12. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
13. МБДОУ «Кемский детский сад 1» республики Карелия [Электронный ресурс].– https://clearspending.ru/customer/03063000236/?contracts_page=2 (дата обращения: 15.01.2023).
14. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
15. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.
16. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
17. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
18. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
19. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
20. Психология молодежи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва : РУСАЙНС, 2020. – 404 с.
21. Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.
22. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 413 с.
23. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
24. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
25. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
26. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общей редакцией Т. В. Скляровой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 235 с.
27. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
28. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
29. Соколова, С. Ю. Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект) / С. Ю. Соколова. // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 36-38.
30. Спицына, В. В. Развитие восприятия ребёнком взрослого человека в младшем дошкольном возрасте / В.В. Спицына // Концепт. – 2015. – Т. 11. – С. 71–75.
31. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 406 с.
32. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 201 с.
33. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.
34. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
35. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.