Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие «лексико-семантическое поле» достаточно емкое, и представляет собой совокупность языковых единиц, выступающих в роли разных частей речи, но объединенных общим значением и имеющих предметное, понятийное и функциональное сходство. Здесь встречаются главные проблемы лексикологии – проблемы синонимии, антонимии, полисемии, проблема соотношения слова и понятия.
Лексическое значение является важным инструментом закрепления в языке результатов познавательной деятельности человека. В нем осуществляется фиксация когнитивных процессов, накопление информации о том или ином предмете или явлении как в целях коммуникации, так и для передачи сведений от поколения к поколению, а потому лексико-семантические группы/поля языка являются объектом постоянного внимания исследователей. Проблемы, связанные с изучением лексико-семантических групп, закономерностями их построения, изучаются в большом количестве исследований различных авторов (В.Г. Гак, A.M. Смирницкий, А.А. Уфимцева, Д.Н. Шмелев, Э.В. Кузнецова и др.).
Однако, несмотря на значительное количество исследований, эта тема не теряет своей актуальности.
Предметом настоящей работы является лексико-семантическая группа существительных группы «фрукты».
Целью данной работы является исследование лексико-семантической группы существительных.
К задачам работы относятся:
- дать теоретическое представление о лексике в целом как единой системе;
- рассмотреть понятия семантического поля и лексико-семантической группы;
- провести практический анализ одной из лексико-семантических групп английского языка.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Лексико-семантическая система русского языка
Системное описание лексики находится в центре внимания лингвистов (Л. М. Васильев, В. Г. Гак, Ю. Н. Караулов, Э. В. Кузнецова, И. П. Слесарева, А. А. Уфимцева, Ф. П. Филин, Д. Н. Шмелёв, Г. С. Щур и т.д.). В работах этих ученых выявляются разного рода отношения внутри лексической системы, подробно рассматриваются лексические объединения, представленные в лексической системе.
Определяя, что такое система в языке, И. П. Слесарева приводит слова Ю. С. Степанова: «В общем смысле под системой понимается совокупность элементов, связанных внутренними отношениями» (Цит. по: Слесарева 1990:13).
И. П. Слесарева отмечает, что в отношении лексики «понятие "система" применяется сравнительно недавно и с оговорками, хотя понимание того, что слова в языке связаны внутренними отношениями, было свойственно исследователям лексики с древнейших времен» (Слесарева 1990: 13).
А. А. Уфимцева полагает, что смысловые связи слов существуют в следующих аспектах: «внутрисловные семантические связи», семантические связи слов «в пределах различных смысловых групп и рядов слов» и «на уровне всей системы языка» (Уфимцева 2004: 10).
Рассматривая системные отношения в лексике, Д. Н. Шмелев приводит слова Ю. С. Сорокина, который выделяет следующие взаимодействующие силы у слов в лексической системе: отношение к действительности; отнесенность к определенному грамматическому общему разряду, отношения слова к другим словам по значению; стилистические связи слов по речевым контекстам (Цит. по: Шмелев 2003: 185).
В. И. Половникова утверждает, что «выделение трех типов связей слов – парадигматических, синтагматических и деривационных, как основы измерений лексической системы может быть использовано в качестве научного обоснования отбора и организации лексики в целях обучения зарубежных русистов» (Половникова 1982: 8).
Разнообразие внутрисистемных отношений в лексике находится в центре внимания ученых.
В. Г. Гак пишет, что «парадигматические связи объединяют слова по близости значения в так называемые лексико-семантические группы или семантические поля» (Гак 1977: 8). «В лексико-семантическую парадигму объединяются слова, противопоставленные друг другу по некоторому семантическому признаку <…>. В лексико-семантическую парадигму объединяют синонимы, антонимы, слова одной тематической группы» (Русский язык. Энциклопедия 1979: 326).
В сочетании слова с другим проявляются синтагматические отношения, основанные на «линейном характере речи, который исключает возможность произнесения двух языковых элементов одновременно, а лишь в линейной временной последовательности» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 289).
Еще одним проявлением системности лексики является «наличие деривационных (словообразовательных) отношений между единицами – отношения смысловой мотивации одних слов другими» (Зиновьева, Хруненкова 2015: 80).
Таким образом, системность лексики русского языка прoявляется в существовании трех основных видов отношений: парадигматических, синтагматических и деривационных.
1.2. Понятие о лексико-семантическом поле
Разные типы полей стали предметом исследования в работах Л. М. Васильева, Г. Ипсена, Г. Н. Скляревской, Г. С. Щура и др.
Г. С. Щур отмечает, что «понятие поля (семантического) приобрело наибольшее распрoстранение после выхода работы Г. Ипсена, где оно определялось как совокупность слов, обладaющих общим значением» (Щур 1974: 22). С. Г. Шафиков среди других выделяет следующие свойства поля: все элементы в поле взаимосвязаны; конкретное поле существует в каждом языке; семантические структуры эквивалентных полей во всех языках в общем совпадают; в семантических структурах полей разных языков проявляется культурно-языковые особенности (Шафиков 1999: 16-17).
Ученые выделяют разные типы полей. Значимым для современной лингвистики является понятие лексико-семантического поля (ЛСП). В «Словаре лингвистических терминов» Т. В. Жеребило ЛСП понимается как «один из структурных типов поля, состоящего либо из имен существительных; либо из имен прилагательных; либо из глаголов» (Жеребило 2010: 276).
Часто обращаются исследователи в своих работах к семантическому полю: «Семантическое поле (СП) – это иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим значением и отражающих в языке определённую понятийную сферу» (Русский язык. Энциклопедия 1979: 459).
Исследователи предлагают понятие «понятийное поле». С. Д. Кацнельсон определяет понятийное поле как «противоположение понятий, ищущих выражения в языке» (Цит. по: Щур 1974: 46).
Существуют так называемые вторичные или периферийные лексические поля. Такие поля стрoятся по несущественным компонентам значений слов, а не по признакам денотатов (Полевые структуры…1989: 75).
В последнее время исследователи занимаются разработкой вторичных полей, основанных на ассоциативных и метафорических значениях (Пак 2006: 7). Среди них И. Я. Пак перечисляет: ассоциативное поле, ассоциативно-семантическое поле, метафорическое поле (Там же). «Ассоциативное поле – это совокупность ассоциатов, т. е. реакций на слово-стимул» (Жеребило 2010:45). Термин «ассоциативное поле ввел Ш. Балли» (Васильев 1990: 136). Ассоциативное поле «может рассматриваться как характеристика индивидуума, среднего носителя языка, воспринимающего действительность» (Караулов 2010: 176). Г. Н. Скляревская считает, что метафорическое поле зависит от номинативного поля, и его границы не могут быть точно определены, потому что «первичное поле является открытым» (Скляревская 1993: 15).
Один из значимых вопросов современной лексикологии – структура поля. Ю. Н. Караулов считает, что ядром поля является заглавное слово, далее располагаются близкие от него единицы поля, в периферию поля входят также члены соседних полей (Караулов 2010: 32).
Г. С. Щур дает следующее определение ядру понятийного поля: «Ядром элементарных понятийных полей является понятие, общее для всех слов, его формирующих» (Щур 1974: 36-37). Как понятийное, так и ассоциативное поле «включает ядро (наиболее частотные реакции) и периферию» (Жеребило 2010: 45). Особым образом строится метафорическое поле. В центре поля находятся «языковые метафоры, которые регулярно метафоризируются» (Скляревская 1993: 115). Потенциальные метафоры, «выходящие из автоматизма восприятия и по своим функциям приближающиеся к художественной метафоре» Г. Н. Скляревская относит к периферии метафорического поля (Скляревская 1993: 115).
Таким образом, каждое поле обладает и универсальными чертами, и уникальными свойствами. В данной работе будем рассматривать ЛСП, так как по мнению З. Г. Киферовой, оно является «основной системообразующей единицей языка» (Киферова 1994: 90).
В настоящее время во многих научных работах (Т. В. Жеребило, Ю. Н. Караулов, И. М. Кобозева, Т. В. Куренкова, А. Н. Тихонов) наблюдается различие во взглядах на частеречный состав лексико-семантического поля (ЛСП) и соотношение между ЛСП и семантическим полем (СП).
Под СП И. М. Кобозева понимает «совокупность языковых единиц, объединенных общностью содержания и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений» (Кобозева 2004: 99).
В «Словаре лингвистических терминов» Т. В. Жеребило выделяются следующие структурные типы СП: «в зависимости от частеречного состава выдeляются следующие структурные типы поля: 1) лексическое семантическое поле; 2) лексико-грамматическое поле; 3) лексико-словообразовательное семантическое поле». Автор отмечает, что «семантическое поле может быть представлено грамматически различными лексичeскими единицами: сущ. + прил. / глаг. и др.» (Жеребило 2010: 276).
Авторы монографии «Полевые структуры в системе языка» указывают, что «ЛСП основано на внеязыковых связях денотатов, элементы его не могут заменять друг друга. <…> ЛСП выделяется по одной общей семе, включает слова одной части речи» (Полевые структуры… 1989: 33). Как мы видим, исследователи придерживаются того же положения о частеречном составе полей, что представлено и в словаре Т. В. Жеребило.
Т. Н. Куренкова пишет о противоположном вышеизложенному мнении А. В. Набирухиной: «А. В. Набирухина полагает, что в состав ЛСП должны входить слова разных частей речи на основании содержательного сходства» (Куренкова 2006: 176). А. Н. Тихонов считает, что ЛСП является «синонимичным термином» СП (Тихонов 1994: 3-4). Он указывает, что ЛСП состоит из слов разных частей речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буйленко И. В. Лексико-семантические объединения слов [Электронный ресурс] // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. – [Волгоград.], – 2012. – № 5 (19). – С. 89-91 . – URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1355996669.
2. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1990. – 175 с.
3. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. – 1971. – № 5. – С. 105-113.
4. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология (на материале французского и русского языков). – М.: Междунар. отношения, 1977. – 262 с.
5. Зиновьева Е. И., Хруненкова А. В. Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Лексикология. – СПб.: Изд-во «Нестор- История», 2015. – 191 с.
6. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. – Минск: Энцикл., 1994. – 383 с.
7. Исаев Ю. Н. История изучения флористической терминологии в языках различных систем // Вестник ЧГУ. – 2006. – № 3. – С. 220
8. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. – М.: Наука, 2010. – 354 с.
9. Киферова З. Г. Лексико-семантическое поле как основная системообразующей единицей языка // Теория поля в современном языкознании: тез. докл. / под ред. Т. А. Кильбекова. – Уфа: Баш-кир. гос. ун-т, 1994. – С. 90-94.
10. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: учеб. пособие. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 350 с.
11. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. С. Г. Бархударова. - М.: Просвещение. 1971. - 542 с.
12. Кузнецова Э. В. О пересекающемся характере лексико-семантических групп слов // Семантика и структура предложения: лексическая и синтаксическая семантика. – Уфа: БГУ, 1978. – С.7-13.
13. Куренкова Т. Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2006. – № 4. – С. 173-178.
14. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 252 с.
15. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М.: Русское слово, 2001.
16. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2000. - 399 с.
17. Полевые структуры в системе языка: монография / под ред. М. Ф. Васильева. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. – 195 с.
18. Половникова В. И. Лексический аспект в преподавании РКИ на продвинутом этапе. – М.: Рус. яз., 1982. – 155 с.
19. Пуцилева Л. Ф. Опыт анализа русских фитонимов с коннотативными значениями, характеризующими внешний вид человека (на фоне итальянского языка) // МИРС . – 2008. – № 3. – С. 31-36.
20. Топоров В.Н. О некоторых аспектах этимологии / Этимология.- М.:1984. - 321 с.
21. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Прогресс, 1986.
22. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1971. - 542 с.
23. Этимологический словарь русского языка для школьников. Автор - составитель Каратиров С. - М.: Славянский Дом Книги, 2010. - 448 с.
24. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. - М.: ЮНВЕС, 2003.