Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и степень разработанности (изученности) темы. Охрана правопорядка, обеспечение законно¬сти и всесторонней защиты интересов граж-дан и организаций от различных по своей юридической природе нарушений, формирование позитивного типа правового сознания являются приоритетны¬ми задачами правового демократического госу¬дарства, которым является совре-менная Россия. Решение таких задач связывается как с разра¬боткой и внедрени-ем эффективных мер стимули¬рования правпослушного поведения, так и, при наличии оснований, применением мер государ¬ственного принуждения, в систе-ме которых одно из первенствующих мест отводится наказанию.
Актуальность изучения административных наказаний и их видов состоит в стремлении к более успешной борьбе с правонарушениями. Задачей, актуальной для законодателя на протяжении всех времен, является предупреждение совер-шения новых правонарушений. Но для достижения данной задачи законодате-лям в государстве необходимо понимать эффективность уже применяемых им санкции, их влияние на поведение граждан, а также каким образом можно усо-вершенствовать нормы закона.
Все сказанное в общей совокупности и обуславливает актуальность вы-бранной темы исследования.
Целью настоящего исследования является определение видов администра-тивных наказаний.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо разрешить следующие задачи:
- исследовать понятие, признаки и цели наложения административных наказаний;
- охарактеризовать систему административных наказаний: понятие, при-знаки и административно-правовое значение;
- рассмотреть различные варианты классификации административных нака-заний: основания и содержание;
- рассмотреть совершенствование системы административных наказаний.
Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности юрисдикционных органов по примене-нию административных наказаний.
Предметом исследования являются нормы административного права, регламентирующие административные наказания, а также судебная практика по их назначению и исполнению.
Методологическую базу исследования составил диалектический метод по-знания. При решении поставленных задач в работе использовались и другие общенаучные и специальные методы познания социально-правовой действи-тельности: логический, формально-юридический, системно-структурный мето-ды.
Структура работы предполагает следующее её деление: введение, две гла-вы, заключение, список использованной литературы.
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.2 Понятие и признаки административных наказаний
В настоящее время в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за со-вершение административного правонарушения и применяется в целях преду-преждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Проведенный анализ административного законодательства позволяет сформулировать ряд при¬знаков, которые присущи административным наказани-ям (причем для абсолютно любых администра¬тивных наказаний, предусмотрен-ных в законодательстве):
- административные наказания - это соответствующая мера ответ-ственности, предусмотренная за совершение административного правонаруше-ния. Конкретные меры ответственности могут устанавливаться только лишь государством;
- административные наказания не могут применяется за любые про-ступки, неправомерные деяния. Только если лицом будет совершено админи-стративное правонарушение, предусмотренное законодателем, то может быть назначена соответствующая мера административного наказания;
- административные наказания могут быть применены только лишь к тем лицам, которые в установленном порядке признаны виновными в соверше-нии того или иного административного правонарушения;
- в случае назначения виновному лицу административного наказания, такое лицо претерпевает ряд лишений или ограничений имеющихся у него прав и свобод;
- административному наказанию присуще определенное последствие, заключающееся в том, что нарушитель даже после того, как административное наказание будет исполнено, все равно в тече¬ние определенного времени (он установлен в законе) будет считаться подвергнутым этому админи¬стративному наказанию;
- характерной особенностью административных наказаний является то, что назначать их могут мно¬гие органы и должностные лица, перечень кото-рых в императивном порядке определен законодателем.
Итак, проанализировав эти признаки, можно сделать вывод, что админи-стративное наказание является мерой административной ответственности, при-меняемая к лицу, совершившему административное правонарушение. Данная мера содержит различные ограничения имущественного, личного или организа-ционного характера, а также оказывает мощное психологическое воздействие на человека с целью его правового воспитания, предупреждения в дальнейшем со-вершения новых административных правонарушений.
Согласно статье 3.1 КоАП административное наказание является мерой ответственности и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Дефиниция административного наказания в КоАП и работах ученых сов-падает. Административные наказания имеют репрессивный и предупредитель-ный характер, поскольку в результате их применения возникают негативные юридические последствия в виде наказания за нарушение определенных обще-ственных отношений в сфере общественного порядка и общественной безопас-ности, прав собственности, установленного порядка управления и т.д.
Административные наказания являются одним из видов административно-го принуждения и имеют все признаки, присущие административному принуж-дению. В этом случае наблюдается их диалектическая взаимосвязь как отдель-ного и общего; общее охватывает все отдельные предметы, а отдельное непол-ностью входит в общее.
Таким образом, можно утверждать, что административные наказания и санкции как категории административного права не являются тождественными.
Понятие санкции более широко, тем более, оно применяется не только в административном праве. Административные наказания – более узкие понятия, и они применяются в каждом конкретном случае нарушения требований право-вых норм. Административные наказания являются четко установленной мерой ответственности за совершение административных правонарушений.
Представители научного сообщества РФ часто говорят о недостаточности администра¬тивных наказаний. Особенно часто дискуссии возникают по поводу целесообразности применения штрафа как вида административного наказания. Вероятно, штраф может стать действенной мерой ответственности при его из-менении, например, при установлении размера штрафа в какой-либо доле от до-хода правонарушителя.
Помимо недостаточности административного наказания в некоторые ста-тьи не предусматривают индивидуализации наказания. Рядом статей КоАП предусмотрен только один или два вида административного наказания, в таком случае в глазах правонарушителя он уверен, что останется практически безнака-занным, и это не заставляет его в последующем отказаться от совершения пра-вонарушений. В случае добавления в статьи альтернативных видов наказания, то есть, способствуя индивидуализации наказания, появится устрашающий фак-тор, так как правонарушитель не будет знать, какая мера наказания будет при-менена конкретно к нему .
Отдельной проблемой является наличие санкций, которые не позволяют привлечь право¬нарушителя к ответственности. Например, за совершение право-нарушения предусмотренного п. 3. ст. 12.10 КоАП РФ предусмотренно наказа-ние в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год. Но невозможно лишить этого права того, кто им и не обладает, и в таком случае за данное правонарушение административная ответственность не насту-пит, ответственность будет за другое правонарушение. То есть правонарушений совершенно несколько, а ответственность только за одно из них .
Исходя из всего вышеизложенного, можно резюмировать то, что неэф-фективность административного наказания связана, прежде всего, с отсутствием индивидуальности по отношению к каждому правонарушителю. Правильно по-добранное наказание, в соответствии с общественной опасностью совершенного проступка и по степени действенности на право¬нарушителя, позволят повысить эффективность административного воздействия и предупредить совершение общественно опасного деяния в последующем.
В качестве меры воздействия на эффективность административных нака-заний необходимо законодательно закрепить принцип справедливости их при-менения. Справедливость заключается в создании общей картины социальной справедливости наказания, формировании устойчивого правосознания граждан и нетерпимости к правонарушениям.
1.2 Цели административного наказания
Важность определения цели административного наказания заключается в том, что оценка достижения цели является одним из способов определения эф-фективности наказания. Такой способ оценки эффективности называется универ-сальным или математическим. Он рассчитывается путем соотнесения достигну-того результата со стоящей целью.
Перейдем к определению понятия «цель наказания». Существуют общие подходы к определению цели наказания, которые изучаются в рамках филосо-фии права:
1. Исторически первой принято считать теорию «равного воздаяния», которая основывается на принципе талиона «око за око, зуб за зуб». Данную теорию ещё иногда называют религиозной, так как она основывалась на посту-латах Ветхого Завета. Цели наказания согласно данной теории - возмездие и устрашение.
Интересно, что в советский период продолжала существовать идея о зна-чении наказания, как кары, возмездия за правонарушение. Но принцип талиона уже очевидно не использовался, так как не соответствовал развитию общества. Сторонниками, закрепления такой цели наказания, был М.А. Ефимов и Б.С. Ни-кифоров .
2. Абсолютная теория наказания. Авторы данной теории: И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Г. Шталь. Общее в трактовке цели наказания у всех этих авторов - восстановление справедливости, нарушенной в результате совершения право-нарушения, посредством применения наказания.
3. Теория полезности. Её сторонники считали, что основными целями наказания должны быть предотвращение преступлений (правонарушений) и ис-правление преступника (правонарушителя). Данная теория стала основой для определения цели наказаний многими европейскими странами. Этой концепции придерживались такие видные ученые-правоведы, как А.А. Герцензон, А.А. Пи-онтковский и М.Д. Шаргородский .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27.01.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.01.2002. - № 1 (ч. I).- Ст. 1.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный § закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 19, ст. 2716.
4. О государственном регулировании производства и оборота этилово-го спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении по-требления (распития) алкогольной продукции : федеральный закон С от 22 но-ября 1995 г. № 171-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 48, ст. 4553.
5. О защите конкуренции : федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч. 1, ст. 3434.
Материалы судебной практики
6. Определение Верховного Суда РФ от 30 июля 2019 г. № 301-ЭС19-X 11302 по делу № А28-9452/2018. - Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Литература
7. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Общая часть: учебник. М.: Зерцало–М, 2017. 715 с.
8. Борисов А.М., Мирзаев С.А. Проблемы исполнительного производ-ства, связанные с принудительным взысканием административных штрафов // Практика исполнительного производства. 2017. №21. С. 29.
9. Будасова О.М., Николаева А.Р., Полякова А.А. Цели и функции административных наказаний // В сборнике: Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2022. С. 18-21.
10. Вишнякова А.С., Агапов А.Б. Административное право. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. А.Б. Агапова. М.: Юрайт, 2019. 597 с.
11. Голованова Т.В. Перспективы и пути правового развития админи-стративных наказаний в Российской Федерации // Вестник Университета «Кла-стер». 2022. № 3 (3). С. 26-37.
12. Дерюга А.Н., Шаклеин С.Н. Цель административного наказания // Вестник Могилевского института МВД. 2020. № 1. С. 5-13.
13. Капустина Е.Г. Административно–правовой статус отдельных субъ-ектов административно–правовых отношений в сфере безопасности дорожного движения // Закон и право. 2020. №2. С. 174.
14. Карпов О.В. К вопросу о целях административного наказания // В сборнике: Актуальные проблемы публичного права. Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием . Редколлегия: О.Н. Дядькин (пред.), Т.А. Ткачук, А.И. Неряхин. Владимир, 2022. С. 127-130.
15. Кудинов В.В. Административные наказания: система, содержание и пути правового развития: монография / В.В. Кудинов, Д.Ю. Мананников. Курган: КГСХА им. Т.С. Мальцева, 2019. 292 с.
16. Носик А.В. К вопросу о понятии и целях административных наказаний // NovaUm.Ru. 2022. № 36. С. 38-41.
17. Репьев А.Г. «Судебное предупреждение» как новая мера админи-стративного наказания / А. Г. Репьев, К. А. Васильков // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 2 (89). С. 84-90.
18. Саидахмедова Г.Р. Понятие и цели административных наказаний // Студенческий вестник. 2020. № 26-1 (124). С. 60-61.
19. Сидоренко А.И. Научные подходы к рассмотрению целей административного наказания // E-Scio. 2020. № 9 (48). С. 374-379.
20. Сорокин В.Д. Административно–процессуальное право: учебник. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 536 с.
21. Суслова К.А. Характеристика современной системы административных наказаний в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства. Сборник материалов VII Всероссийской научно–практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 193–198.
22. Тюрде А.И. Административные наказания и санкции как категории административного права // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 1(171).
23. Чернова И.Н., Шарапа С.А., Собащук Е.Ю. Основы классификации административных наказаний // Наука XXI века: возможности, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции. Москва, 2020. С. 360.
24. Шаклеин С.Н. Пенологические аспекты эффективности административного наказания // Научный портал МВД России. 2020. №1 (49). С.112.
25. Якимова В.Н. Административное наказание: понятие, цели, и виды // Студенческий форум. 2022. № 19-5 (198). С. 49-51.