Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из вечных и традиционных тем мировой литературы является тема женщины. Данная проблема в разные времена поэтами и писателями решалась по-иному.
Русская литература богата женскими образами, авторы выделяются своей индивидуальностью изображения героинь. Среди них неповторимые женские образы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и многих других русских писателей. Каждому из них характерен свой особый тип героини. Например, у Н. В. Гоголя женские образы сатиричны и снижены, а женщины И. С. Тургенева, в большей части, одиноки. По мнению, Л. Н. Толстого место женщины в семье, а предназначением является продолжение рода, воспитание души человека. Ф. М. Достоевский же симпатизировал нравственно чистым женщинам. У А. П. Чехова женщины в своем изображении различны, он опирался на традиции, но в тоже время полемизировал со своими предшественниками.
Образ – это, прежде всего, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образ являются ключевым понятием для языка искусства и языка художественной литературы в частности. Художественный образ - понятие многогранное и противоречивое. С течением времени его содержание изменялось и значительно расширялось. И на данном этапе развития науки не существует общепринятого определения данного термина. Исследователями он трактуется неоднозначно.
А.А. Потебня понимает под “художественным образом” художественное отражение действительности, которое определяется сущностью объекта и существует в сфере сознания и окрашено художественной оценкой субъекта . А.П. Тусичишный и Н.В. Халиков в работе “Образность русской классической прозы” трактуют “образ” как языковое явление, элемент художественного стиля и считают основной задачей образа в тексте - показать читателю скрытую суть объекта, оценку персонажа, пейзажа, функцию объекта . По мнению исследователя Л.И. Тимофеева, изложенному в работе “Основы теории литературы”, “образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение” . Как видно, художественный образ - это особый инструмент, с помощью которого автор позволяет читателю взглянуть на обобщённую действительность через призму своего сознания.
Художественный образ характеризуется сильным авторским началом, индивидуальностью, экспрессивностью и своей многогранностью.
Использование традиционных романтических тем и мотивов в произведениях М.Ю. Лермонтова отмечалось многими известными отечественными лермонтоведами, учеными и критиками (И. Андроников, В. Виноградов, Г.В. Воловой, А.В. Попов, Л.А. Ходанен и др.). К этой теме постоянно обращаются и авторы современных работ о писателе (Л.Е. Коновалова, Л. Крупатин, И. Родина, А.Е. Савельев и др.), что свидетельствует о неутихающем интересе к Лермонтову и обусловливает актуальность темы. Неслучаен столь высокий уровень исследовательского интереса к этому аспекту творчества Лермонтова – он считается одним из выдающихся представителей русского романтизма литературе. Интересны возможности репрезентации женских образов в произведениях М.Ю. Лермонтова.
Цель данного исследования: изучение языковых способов репрезентации женских образов в творчестве М.Ю. Лермонтова.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть основные темы, мотивы и образы М.Ю. Лермонтова;
• Изучить женские образы в произведениях М.Ю. Лермонтова;
• Охарактеризовать роман М. Лермонтова «Герой нашего времени»;
• Провести анализ способов репрезентации образа княжны Мери в романе.
Объект исследования: женские образы в произведениях М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования: языковые средства репрезентации женских образов в произведениях М.Ю. Лермонтова.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Традиции романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова
1.1. Основные темы, мотивы и образы М.Ю. Лермонтова
Уже в самых первых произведениях поэта отчетливо проявилось его увлечение романтической литературой, в первую очередь творчеством английского поэта Дж. Г. и раннего А. С. Пушкина. Романтизм как литературное направление сложился в конце XVII – начале XIX века в Западной Европе на почве разочарования во французской революции 1789-1793гг. Русский же романтизм стал результатом патриотического подъема в стране после победы в войне с Наполеоном. Выделяют два типа романтизма: немецкий – созерцательный, философский (А.В. Шлегель, Ф. Шлегель, Л. Тик) и английский – активный, богоборческий, мятежный (Дж.Г. Байрон) .
Западноевропейский и русский романтизм имеют ряд сходных черт. Объектом изображения писателей-романтиков традиционно становится внутренний мир человека, его чувства, эмоции и переживания, мир его страстей. Еще одна из особенностей романтизма – стремление человека к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мотив свободы – внутренней и внешней является ключевым для романтической литературы.
Основой романтического мировосприятия стал мучительный разлад идеала и социальной действительности. Романтический герой – всегда личность неординарная, глубоко чувствующая, страдающая и сострадающая. Он, как правило, обладает незаурядными душевными качествами (неважно – благородный герой это или злодей).
Это бунтарь, отрицающий действительность, находящийся в состоянии неразрешимого конфликта, как с обществом, так и с самим собой: состояние глубокого внутреннего разлада – одна из важнейших тем романтического искусства. (Острый интерес к такому типу конфликта характерен как раз для русского романтизма).
Романтический герой – это герой, действующий в исключительных обстоятельствах. Поэтому для романтиков актуальными становится изображение экзотических местностей и стран, обращение к фольклору, к своему национальному героическому прошлому, которое нередко воспринимается как идеальный, утраченный потомками «золотой век». Традиционные герои романтических произведений – герои освободительных войн, борцы против власти, жители экзотических стран, странники-изгнанники, изгои общества.
Мир, в котором существует романтический герой, не соответствует его представлениям об идеале. Поэтому основными мотивами в произведениях романтиков становятся мотив одиночества, изгнанничества, странствий, бегства от действительности, поиск идеала.
Еще одной общей с европейским романтизмом чертой стал прием, заключающийся в описании пейзажа в целях отражения психологического состояния героя, более глубокой передачи его эмоций и чувств. Одновременно романтики пытаются в своих произведениях осмыслить свое место в жизни общества и свое предназначение. Для них поэт становится обособленным от внешнего мира гением, пророком, имеющим право указывать на все несовершенство мира.
Наивысшего своего развития романтическая лирика достигла в творчестве Лермонтова. Поэту был близок романтизм байроновского типа. Уже в ранних его творениях выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего состояния. Человек и его духовный мир, чувства и переживания личности, анализ человеческих страстей – вот круг проблем, которые волновали поэта, что он наиболее последовательно отражал в своих произведениях.
Лейтмотивом всего творчества писателя, становится романтический мотив трагического одиночества человека среди толпы, мотивы разочарованности, грусти. Уже в шестнадцатилетнем возрасте он пишет: «Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье – все готовы: Никто не хочет грусть делить» («Одиночество», 1830).
Возможно, здесь он отдавал дань романтической «моде», но одновременно такое мироощущение обусловливалось и обстоятельствами его личной жизни – ранней смертью матери, вынужденной разлукой с отцом. Впоследствии эти мотивы автор развивает в стихотворениях «Парус» (1832), «Воздушный корабль» (1840), «Листок» (1841), «Тучи» (1840), «Выхожу один я на дорогу» (1841).
В некоторых произведениях мотив одиночества усложняется, дополняется мотивами странничества, изгнанничества или добровольного бегства, побега как выражение идеи неприятия реальности («Исповедь», 1831; «Беглец», 1838; «Мцыри», 1839). Тема отвержения собственной судьбы отчетливо звучит в стихотворениях «Мое грядущее в тумане…» (1836-37?), «Благодарность» (1840). Мотив одиночества у Лермонтова тесно связан и романтическим мотивом избранничества.
Как трансформацию мотива бегства (бегство от реальности) можно рассматривать выражаемые в отдельных произведениях идеи неприятия романтическим героем своего времени, неудовлетворенность настоящим, тоска по героическому национальному прошлому («Песня про купца Калашникова», 1837; «Бородино», 1837) или же идеализация будущего (стихотворение «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась», 1830)).
Своеобразную трактовку в творчестве писателя получает и мотив свободы. В духе романтической традиции он декларировал политические идеи вольности, а также явил в своих творениях блестящие образцы анализа понятий долга, чести, а также других романтических тем, популярных среди литераторов того времени. Усвоив традиции пушкинского романтизма и проникнувшись бунтарскими идеями декабристов, поэт на зрелом этапе своего творчества придал традиционным романтическим чертам новые качества.
Его романтический герой имеет свою специфику. На протяжении творческой жизни писателя, этот образ претерпевал существенные изменения. В ранних творениях поэта центральный персонаж – титаническая, исключительная личность; он активен, деятелен и отвергает покой во имя подвига, действия, но не находит приложения своим силам. Это человек бунтующий, готовый к борьбе, не желающий мириться со своим положением. Но борьба эта тщетна: вырваться из реального мира, попасть в мир идеальный ему не суждено, потому нередко он существует в мире грез, мечтаний.
Трагический разлад героя с действительностью представлен у Лермонтова как конфликт мечты и реальности. На поздних этапах творчества писателя его герой не обязательно исключительная личность: находясь в разладе с миром, он утрачивает свою неординарность и уже не лишен типичных черт и характерных для современного общества пороков – так в творчестве писателя начинают проявляться реалистические тенденции.
Особое место в произведениях М.Ю. Лермонтова занимает описание природы и дорогих его сердцу пейзажей. Это одна из сквозных тем, проходящая через все творчество поэта. Пейзажи в его поэзии, согласно законам романтизма, выполняют двойную роль. В первую очередь описание природы в его стихотворениях используется как средство раскрытия единства окружающей среды и внутреннего «Я» лирического героя.
Мотив единства природы и человека – наиболее часто развивающийся в произведениях поэта. Его лирический герой тянется к природе в своем одиночестве, находит в ней источник сил и возрождения; он способен ценить ее красоту. Этот мотив часто вводится в стихотворения для того, чтобы подчеркнуть одиночество изображенного персонажа (сосна «на севере диком» мечтает о далекой пальме; утес-великан также страдает от одиночества). В большинстве своих произведений Михаил Юрьевич изображает жизнь природы гармоничной. И эта гармония помогает человеку преодолеть противоречие своей духовной жизни. Природа в лирике Лермонтова – это источник прекрасного, который разлит повсюду вокруг, это воплощение целесообразного.
Есть у природных зарисовок Лермонтова еще одна функция – выражение любви к родным пейзажам и к любимому краю – России или Кавказу, который поэт считал «потерянным раем». Ярким примером романтического творчества поэта являются произведения условного «северокавказского цикла».
Тема Кавказа одной из первых появляется в ранних сочинениях М.Ю. Лермонтова.
Детские и подростковые впечатления о Кавказе оказали влияние на все его творчество и жизнь. Поэт очень рано стал интересоваться историей края и его природой, жизнью кавказцев, их борьбой за свою независимость. Как пишет известный лермонтовед А.А. Висковатов, «старожилы с Тарханах помнили, что Миша, побывав на Кавказе, все им был занят, из воску лепил горы и черкесов и “играл в Кавказ”» .
Значительная часть его произведений посвящена данному региону. Образы Кавказа присутствуют в произведениях Лермонтова разных периодов. Он узнал и полюбил этот удивительный край еще ребенком, увидел его и глазами взрослого мужчины: путешественника, поэта, прозаика, художника, воина, фольклориста... Для него Северный Кавказ – территория абсолютной свободы, земля, нетронутая и неиспорченная цивилизацией, свободная от условностей светского общества; пространство великих авантюр и дерзкого вызова – не только неукротимым силам природы, но и самому себе.
Для большинства жителей Российской империи это было одно из самых отдаленных и опасных мест, глухая провинция, своеобразная terra incognita (непознанная земля). Кавказ в то время был постоянно на слуху, о нем много говорили, но немногие имели реальное представление о его необычной и девственной природе, о непрекращающейся годами войне, о жизни местных жителей, их быте и культуре – о величии и возвышенной красоте этого практически не освоенного литературой мира. В системе романтических координат этот регион для русских писателей того времени – экзотическая страна; как и Восток для европейских романтиков (Дж. Г. Байрон).
Одной из основных тем лирики Лермонтова становится описание кавказских пейзажей. Для поэта – это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, гордых и вольнолюбивых людей, неиспорченных цивилизацией; это и земля, мистическим образом связанная с судьбой поэта. Поэтические изображения кавказской природы в его произведениях необыкновенно точны. И. Анненский пишет об этом: «Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия М. Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе». Воплощенные в произведениях Лермонтова величественные образы кавказской природы и яркие, глубоко жизненные образы горцев навсегда вошли в золотой фонд русской и мировой литературы .
Вторая по значимости «кавказская тема» Лермонтова – изображение картин быта, художественное освоение обычаев и традиций разных народов Предкавказья, Северного Кавказа и Закавказья. Изображая реалии быта горцев, поэт стремится к большей конкретике и достоверности. В «северокавказских поэмах» появляются исторические реалии: биографии и судьбы реальных личностей, упоминание о важнейших сражениях русско-кавказской войны.
В контексте освободительной борьбы горцев против экспансионистской политики царизма особым смыслом наполняется традиционный мотив свободы. Являясь сторонником «цивилизаторской миссии» России на Кавказе, Лермонтов не отказывает и населяющим его народам в их праве отстаивать свою свободу и независимость, испытывает к ним уважение и сочувствие («Валерик», 1840).
В ранних «северокавказских поэмах» («Черкессы», 1828; «Кавказский пленник», 1828; «Каллы», 1830-1831; «Измаил-бей», 1832; «Аул Бастунджи», 1833-1834; «Хаджи Абрек», 1833-1834) поэта особо значим мотив кровной мести и сопряженный с ним мотив одиночества, приобретающий новое звучание. Специфическую трактовку в условиях местного колорита получает и мотив предательства.
Лермонтову, как и романтикам первой волны, свойственен интерес к фольклору. Пребывая в первой ссылке, он постоянно имел при себе записную книжку: в нее заносил услышанные им предания, легенды и героические песни, которые впоследствии легли в основу сюжетов некоторых произведений. Поэта всегда интересовала духовная жизнь этого южного региона, культура и мировосприятие горских народов. Фольклорные и мифологические мотивы, этнографические детали в лермонтовских произведениях северокавказского цикла всегда связаны с центральными действующими лицами (джигит, абрек, горянка-невеста, священник-мулла, старик-певец) .
Органичное введение в ткань художественных текстов кавказских легенд, сказаний, героических песен, использование их как материала для своих сюжетов становится константой творчества писателя. Фольклорные кавказские мотивы прослеживаются во многих произведениях «северокавказского» цикла. В первую очередь это относится к романтическим поэмам 1829-1834 годов. Топонимическая легенда упоминается и в «Герое нашего времени» (1838-1840) М.Ю. Лермонтов пишет: «Итак, мы спускались с Гуд-горы в Чертову долину... Вот романтическое название! Вы уже видите гнездо злого духа между неприступными утесами...». Очевидно, что писатель знал легенду о любви Гуда. Следы других кавказских легенд и преданий можно найти в стихотворении «Тамара» (1841) (легенда о царице Дарье).
Да и ключевой эпизод поэмы «Мцыри» (1839) – битва героя с барсом – создан Лермонтовым на основе распространенной в горной Грузии старинной песни о тигре и юноше – одной из самых любимых произведений народной поэзии.
В северокавказских произведениях часто Лермонтова отражается мироощущение и темперамент южных народов, их менталитет. Наиболее отчетливо это прослеживается в «Бэле», «Беглеце», «Дарах Терека» (1841) и др. Так, бескомпромиссное отношение к понятиям чести и доблести, бесспорная для черкеса истина – идея защиты родины ценою жизни вдохновили поэта на создание поэмы «Беглец», в которую он вложил идею патриотического подвига, особо волновавшую его в тот период.
Некоторые стихи и баллады были навеяны Лермонтову фольклором гребенского казачества («Казачья колыбельная песня», 1838).
Центральной темой произведений писателя в период второй ссылки становится тема Кавказской войны. Ряд его произведений ярко и достоверно изображает ее реалии, а также быт и нравы военнослужащих Отдельного Кавказского корпуса, в котором нес службу поручик Лермонтов. Он рассказывает о разных эпизодах этой войны, причем, не только о сражениях и боевых стычках: в его произведениях появляются и трагические картины разорения горских аулов.
Но сочувственно и уважительно относясь к горцам в их освободительной борьбе, не оправдывая жестокость, порой проявляемую русской армией, Лермонтов все-таки последовательно проводит идею «цивилизаторской миссии России» на Кавказе («Спор», 1840).
В первом периоде творческого пути поэта его лирическому герою свойственен юношеский максимализм. Это типичный романтический герой, не признающий полумер: ему нужно все или ничего. Основные его черты – нетерпимость, неготовность мириться с какими-то недостатками, ощущение собственной избранности, полное отрицание действительности и поиски заведомо недостижимого идеала. Все это мы находим в ранней лирике поэта: любовной, пейзажной, для которой характерно и максимальное слияние авторского начала и лирического героя. Безусловно, герой Лермонтова близок самому поэту – он одиночка, но нередко его одиночество – осознанный выбор, как следствие его «непонятости» и неоцененности другими людьми, обществом.
Стихотворений, написанных в 1837-1841 гг., хотя и меньше по количеству, но они намного разнообразнее и несводимы лишь к нескольким темам. Относительно мал объем любовных стихотворений и произведений исповедального и автобиографического характера.
Не так ярко проявляется авторское «я», все чаще слышна романтическая ирония, разрабатывается иносказательная «повествовательная» лирика, внешний мир изображается в ней намного отчетливее и детальнее, чем раньше, без романтических штампов. Автор стремится представить свои чувства в форме рассуждения или рассказа, отходя от излишней патетичности и сугубо личного тона, отказывается от языковых штампов романтизма, гиперболизации, сложных метафор и сравнений, прикрывая эмоции холодной иронией. Так, увеличивается количество «сюжетных» стихотворений из мира человеческого или природного, в которых авторское «я» проступает через освещение случившихся событий .
Для поздней лирики поэта характерна имитация устного высказывания, снижено-прозаическая речь, обращенность к широкой аудитории; предполагающая отклик – враждебный или сочувственный.
Усиливается мотив одиночества; одновременно он сопрягается с мотивом умиротворенности, покоя, полного (и даже умиленного) приятия жизни. Хотя автор по-прежнему использует в своих стихотворениях и мотивы бунтарства, противостояния миру, непримиримости в борьбе, в его зрелой лирике уже нет того накала страстей, такой непримиримости, как в ранних его произведениях.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. В творчестве М.Ю. Лермонтова находят специфическое преломление большинство традиционных романтических мотивов: мотив свободы, мотивы одиночества, изгнанничества, странствий, бегства от действительности, поиск идеала, мотив единства природы и человека; некоторые из них усложняются и дополняются другими мотивами.
Своеобразную трактовку в творчестве Лермонтова получает и мотив свободы: в зрелом творчестве традиционные романтические чертам обретают новые качества.
Серьезной трансформации подвергается и образ романтического героя – от бунтаря и исключительной личности – до героя, обладающего легко узнаваемыми, типическими чертами, что свидетельствует о проникновении реалистических тенденций в творчество Лермонтова.
Особое место у Лермонтова занимает «кавказская» тематика как реализация «экзотического направления в романтизме: освободительная война горцев, их быт, традиции и фольклор, реалии Кавказской войны – становятся сквозными темами произведений М.Ю. Лермонтова разных периодов.