Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стратегические задачи, которые на сегодняшний день стоят перед нашим государством, частично предопределены ходом развития правового социального государства. Традиционные вызовы для современной социальной политики страны, определенные повышенным уровнем бедности, постепенным увеличением продолжительности жизни, а также старением населения, непостоянными существующими демографическими реалиями, до сих пор не потеряли своей актуальности. Все это требует определенного переосмысления сложившихся подходов к выполнению социальной функции отечества, которая показывает себя в основном через систему определенной социальной защиты и обеспечения.
Право на такое обеспечение, как и любое социальное право, имеет «октроированный» статус, когда формально предоставленные гарантии нуждающимся гражданам лишь при подходящей экономической ситуации и социально направленном политическом векторе. Отсюда очень значимо ввести на конституционном уровне, а также в федеральном законодательстве с выполнением принципа равенства экономические гарантии социальных прав – это сложившиеся социальные ориентиры.
Как в отечественном, так и иностранном законодательстве нет единства по вопросу реализации социальных стандартов и представлены предложения о надобности введения в норматив такого стандарта абсолютно по всем видам всех социальных выплат в Российской Федерации, как минимальный потребительский бюджет. Вместе с этим, прожиточный минимум обязан выступить защитной преградой на пути к нищете для социально незащищенных категорий лиц, которых обеспечивают в основном из государственного бюджета. Наша страна на этом этапе готова принять за базу всю систему социальной защиты Совета Европы для задач структурного выравнивания сложившихся своих социальных нормативов. Достичь данного выравнивания можно на основе законодательства, ставя ориентиром для этого Европейскую социальную хартию, а также Европейский кодекс социального обеспечения.
Актуальность выбранной темы курсовой работы не может вызвать сомнений из-за множества факторов, среди которых требуется выделить следующие.
Так, переход отечественной экономики от плано¬во-административных методов управления к рыночным, существенно трансформировал политическую, экономическую, а также социальную обстановку в нашей стране, что несомненно требует значительной перестройки всей социально-экономической жизни.
Кроме того, на основании всемирной статистики, как отмечает ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), в мире примерно 2,2 млрд. детей, что образует около трети всего населения мира. При всем этом, 1 млрд. несовершеннолетних детей не имеет одной либо более услуг (или условий), которые необходимы для выживания и формирования, 215 млн. подростков тяжело работают, 101 млн. потенциальных школьников не могут получить даже начального образования, а 51 млн. детей и вовсе не зарегистрированы при рождении, их просто нет по закону .
Представленные актуальные угрозы естественному детству, а также нарушения прав детей во множестве государств выступили причиной динамичной международной и внутригосударственной работы в области защиты интересов несовершеннолетних, подчиненной общему принципу, на основании с которым интересы детей во всех действиях обязаны иметь первоочередной характер.
Теоретические источники темы курсовой работы в области социальной защиты материнства и детства имеют большое количество работ отечественных ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, Е.А. Суханова, М.М. Тихомирова, О.И. Чистякова и прочие.
Целью курсовой работы выступает исследование особенностей юридического регламентирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, которые имеют несовершеннолетних детей.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- провести анализ законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющих детей на современном этапе;
- рассмотреть понятия и виды государственных пособий гражданам имеющих детей на современном этапе;
- обозначить лиц, имеющих право на получение пособий;
- рассмотреть размеры и периоды выплат государственных пособий гражданам, имеющих детей;
- обозначить дополнительные гарантии гражданам имеющих детей на примере Красноярского края.
Объектом курсовой работы выступает совокупность организационно-правовых отношений, складывающихся при образовании, функционировании и становлении системы выплаты государственных пособий гражданам, которые имеют детей в Российской Федерации.
Предмет курсовой работы состоит из механизма системы выплаты государственных пособий гражданам, которые имеют детей.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы познания, в том числе: системно-структурный, сравнительно-правовой, аналитический, синтетический, формально-логический методы.
Структура. Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
1.1 Анализ законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющих детей на современном этапе
Начиная с 70-х годов прошлого столетия критерии результативности социально-экономического формирования государств всего мира вяжутся в основном с качественными показателями:
1) уровня формирования социальной сферы;
2) среднедушевых доходов граждан и структуры его потребления;
3) состояния здоровья, а также эффективности здравоохранения;
4) состояния базовых и прикладных наук .
Начиная с 1990 г. ООН были введены такие определения «человеческого развития», «индекса развития человеческого потенциала», которые регулируются во множестве разнообразных деклараций:
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей ;
- Декларация о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах ;
- Копенгагенская декларация о социальном развитии и прочие.
То есть, основы международного права в социальной области, несомненно, выступают первоначальным элементом юридической системы социального обеспечения всей семьи и детства в нашей стране.
Вторым элементом юридической системы социального обеспечения семьи и детства необходимо обозначить социальные конституционные гарантии в виде публичных обязательств самого государства перед своими гражданами в части социального обеспечения.
Другой категорией юридической системы социального обеспечения семьи и детства, без сомнений, выступают положения федерального законодательства, регулируемые большим количеством специальных, которые относятся прямо к социальной области, и иных федеральных законов, которые включают в качестве дополнительных положения о социальном обеспечении. Среди указанных документов учетом темы проводимого исследования следует отметить законы:
- О прожиточном минимуме в РФ ;
- О государственной социальной помощи и т.д.
Четвертая категория правовой системы социального обеспечения семьи и детства обусловлена президентскими указами социальной направленности. К ним относятся, например:
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. ;
- мероприятия по реализации государственной социальной политики ;
- меры по реализации демографической политики РФ и т.д.
Практическая реализация вышеуказанных четырех элементов правовой системы социального обеспечения семьи и детства осуществляется мероприятиями исполнительной власти, регламентированными в пятой категории нормативных правовых актах федеральной, региональной власти и муниципалитетов социальной сферы, например: государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан» и т.д.
При изучении основных инструментов правовой системы государственных пособий для семей, имеющих детей следует указать, что они определяются, главным образом конституционно-правовым статусом ребенка и семьи как главных социумов России.
Общие пределы конституционных гарантий, провозглашающих особый статус ребенка в России, обозначены в ст. 17 Конституции РФ, согласно которой конституционные границы правового положения ребенка определяются:
- общепризнанными принципами, нормами международного права (обозначены в предыдущем разделе работы) и российской Конституции;
- моментом рождения человека;
- совокупностью прав и свобод других лиц, нарушение которых допускается согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ только в исключительных случаях, установленных федеральным законом.
Конституционные нормы, определяющие статус ребенка в России, гарантируют государственную защиту установленных в Основном законе детских прав, которые изначально характеризуются правоспобностью человека, возникающей в момент его рождения и прекращающейся смертью.
Следующее статусное право ребенка на неприкосновенность семейной жизни реализует общие конституционные гарантии, установленные в ч. 1 ст. 23 и ст. 38 Конституции РФ. Как известно, семейные отношения в большей мере регулируются не нормами права, а нормами морали. Однако, нормы конституционного права устанавливают пределы вмешательства в семейную жизнь человека (несовершеннолетнего), при этом степень вмешательства в семейную жизнь государства во имя блага ребенка (в случае нарушения родителями его прав) может быть существенной. Таким образом, и в части реализации прав несовершеннолетних на неприкосновенность семейной жизни отражается особенность реализации конституционного права детей на семью, его приоритетное отличие от аналогичного права взрослого человека на семью.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Государственная поддержка граждан, имеющих детей, в Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ).
Таким образом, конституционные нормы, определяющие статус ребенка в Российской Федерации, могут обладать и ограничительно-обязательным характером, обусловленным:
- защитой основ конституционного строя;
- защитой здоровья, нравственности, прав и законных интересов иных лиц;
- обеспечением безопасности государства и обороны страны;
- обеспечением нормального функционирования систем образования, культуры, исторического и экологического наследия.
Обладая правовым статусом, ребенок может удовлетворять собственные интересы и достигать определенных социальных благ. По данному поводу в содержании Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» (далее - ФЗ О гарантиях) тридцать раз обозначена конструкция законного интереса детей, что, безусловно, способствует всесторонней реализации гарантированного конституционного статуса ребенка. Наряду с этим в процессах обеспечения законных интересов ребенка его конституционное право нередко сопровождается другими разнообразными по содержанию юридическими нормами.
Конституционные нормы, определяющие статус ребенка и семьи в России, должны сопровождаться адекватными организационно-правовыми механизмами их реализации, отсутствие или неэффективность которых делает содержание такого статуса формальным, недействующим.
Хочется отметить, что правовое регулирование системы государственных пособий, в первую очередь отражено в Основном законе страны – Конституции РФ, а также в ряде федеральных законах, например в ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
1.2 Понятия и виды государственных пособий гражданам имеющих детей на современном этапе
В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства . В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей.
Государственные пособия гражданам, которые имеют несовершеннолетних детей представляют из себя единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивающая гарантированную государством определенную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Юридические основы регулирования вопросов, которые связаны с обеспечением пособиями граждан, имеющих детей, сегодня закреплены предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ) .
Пособия гражданам в связи с рождением и воспитанием детей (далее - детские пособия) по периодичности выплаты могут быть единовременными или ежемесячными. Примером первых может служить единовременное пособие при рождении ребенка, вторых - пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет (ст. ст. 11, 14 Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).
В зависимости от уровня установления детские пособия делятся на федеральные и региональные (ст. ст. 2, 16 Закона № 81-ФЗ).
В некоторых случаях право на получение пособий зависит от материального положения семьи.
К основным можно отнести, в частности, следующие виды детских пособий:
1. Пособие по беременности и родам;
2. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;
3. Единовременное пособие при рождении ребенка;
4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
5. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
6. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
7. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
8. Ежемесячная выплата семьям, имеющим детей;
9. Меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Таким образом, как видно в России в общем сформирована проработанная система государственных пособий гражданам, которые имеют детей, и которая может обеспечить гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
2.1. Лица, имеющие право на получение пособий
Остановимся более подробно на пособиях, которые предоставляются гражданам, имеющим детей. И в первую очередь рассмотрим какие лица, имеют право на получение таких пособий.
Первое пособие – это пособие по беременности и родам. Воспользоваться правом на такое пособие могут:
- женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию в связи с наступлением у них материнства;
- безработные женщины при установленных законом условиях;
- женщины, которые проходят обучение по очной форме;
- женщины, которые проходят военную службу по контракту;
- а также женщины, которые усыновили ребенка (или детей) в возрасте до 3 месяцев и относящиеся к указанным выше категориям.
Следующее - ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. Право на такое пособие имеют беременные женщины и лица, которые имеют детей до 17 лет.
При этом необходимо учитывать, что воспользоваться этим правом беременная женщина может, если:
Беременной женщине при определенных условиях (ст. 9 Закона № 81-ФЗ, п. 2, п. 3 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка):
- срок беременности составляет шесть и более недель, а также если она встала на учет в медицинской организации до 12 недель беременности;
- есть гражданство РФ и она постоянно проживает в РФ;
- помимо этого, среднедушевой доход семьи не может быть больше прожиточного минимуму в том субъекте, где она проживает .
Лица, имеющие детей до 17 лет должны:
- быть одним из родителей (либо усыновителей, опекунов, а также попечителей) данного ребенка;
- у такого ребенка должно быть гражданство РФ, и он должен проживать на территории Российской Федерации;
- а также берется во внимание и среднедушевой доход данной семьи.
Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей или лицо, которое его заменяет.
Рассчитывать на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет могут следующие категории граждан:
- работающие лица (ч. 1, ч. 4.2 ст. 2, ч. 1.1 и ч. 2.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ );
- неработающие и другие лица (ст. 13 Закона № 81-ФЗ).
Правом на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, который проходит военную службу по призыву, наделена жена военнослужащего, срок беременности которой не меньше шести месяцев. Данное пособие выплачивается не зависит от получения других видов детских пособий.
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, который проходит военную службу по призыву, может быть выплачено:
- матери ребенка данного военнослужащего, который проходит военную службу по призыву, со дня появления на свет ребенка, однако не ранее дня начала отцом данного ребенка военной службы по призыву и по исполнению ребенком трех лет;
- опекуну ребенка военнослужащего, на выше указанных основаниях.
Материнский капитал с 2020 года семьи имеющие детей могут получить его при рождении первенца. При рождении второго ребенка материнский капитал увеличивается. Программа расчитана до 2026 года, денежная сумма ежегодно подвергается индексированию. Тратить материнский капитал можно на закрепленные в законодательстве цели, к примеру на улучшение жилищных условий, обучение ребенка, формирование накопительной части трудовой пенсии матери и прочие.
На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные государственные гарантии в виде материнского капитала при рождении (либо усыновлении) ребенка (либо детей), имеющих российское гражданство, появляется у таких граждан России (вне зависимости от места их постоянного жительства), как:
1) женщин, которые родили (либо усыновили) второго ребенка в период с первого января 2007 г.;
2) женщин, которые родили (либо усыновили) третьего ребенка либо последующих детей в период с первого января 2007 г., если до этого времени они не пользовались правом на допмеры господдержки;
3) мужчин, которые являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка либо последующих детей и до этого времени не пользовались подобным, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с первого января 2007 г.
При появлении права на допмеры господдержки не принимаются во внимание дети, в отношении которых лица были лишены родительских прав либо в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления выступали пасынками либо падчерицами подобных лиц.
Право женщин на приобретение материнского капитала может быть прекращено и возникнуть у отца (либо усыновителя) ребенка независимо от наличия российского гражданства либо статуса лица без гражданства в таких случаях, как:
- смерти женщины;
- объявления в силу обстоятельств ее умершей;
- лишения родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, в связи с рождением которого появилось право на допмеры господдержки;
- осуществления в отношении своего несовершеннолетнего ребенка (либо несовершеннолетних детей) умышленного преступления, которое относится к преступлениям против личности;
- отмены усыновления несовершеннолетнего ребенка, в связи с усыновлением которого появилось право на допмеры господдержки.
Также существуют и иные меры государственной поддержки семей, которые имеют детей. Основания для осуществления таких мер, в целях формирования условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) закреплены Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ .
На основании положений данного Закона право на данные меры имеет гражданин Российской Федерации - мать либо отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года появился на свет третий ребенок либо последующие дети и которые выступают заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (или займу).
При установлении права на государственную поддержку не принимаются во внимание дети, которые не имеют российского гражданства, а также дети, в отношении которых родитель потерял родительские права либо в отношении которых было отменено усыновление.
В границах государственной поддержки дается возможность полного либо частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (или займу) гражданина в размере его задолженности, но не превышающей 450 тысяч рублей.
Воспользоваться этой мерой можно только один раз, в отношении исключительно одного ипотечного жилищного кредита, который направлен на покупку жилого помещения, жилого дома или земельного участка под его строительство.
Кредитный договор (или договор займа) обязан быть заключен до 1 июля 2024 года. Порядок обращения граждан устанавливается Правительством РФ.
Таким образом, к лицам, имеющим право на государственные пособия можно отнести родителей (законных представителей).