Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальным вопросом современного востоковедения может считаться проблема исследования историко-культурологических процессов, которые происходят в обществе ввиду отражения архитектурных памятников и культурных феноменов народов стран Восточной Азии. Интерес к этой проблеме обуславливается, прежде всего, необходимостью изучения развития дворцов и дворцовой культуры периода Чосон, представляющего наибольший интерес в развитии современного востоковедения в контексте изучения исторической культуры Кореи.
В данной работе рассматривается значение периода Чосон, который датируется 1392–1910 гг. для истории развития дворцовой культуры. Данный период является наиболее значимым в истории Корейского государства именно с точки зрения развития культуры и образования.
Государство Чосон сформировалось в конце XIV в. в период смуты и борьбы между сторонниками светской и военной власти, именно это стало причиной падения правящей династии Корё (Х–ХIV вв.). В начале XX в. королевство Чосон получило статус империи, но затем потеряло свою автономность и стало колонией Японии.
В свете нашей проблематики важно то, что на фоне значительных политических и общественных перемен в жизни корейского общества активно развивалась культура, в частности, архитектура, которая стала отражением мировоззрения корейцев.
Актуальность исследования обусловлена и тем, что рассмотрение особенностей дворцов и дворцовой культуры периода Чосон дает возможность для сравнительного изучения культурологических процессов, которые происходили внутри корейского общества.
Цель работы: рассмотреть специфические особенности дворцов и черты дворцовой культуры периода Чосон.
Были выдвинут следующие задачи:
1) рассмотреть общую характеристику культуры государства Чосон;
2) проследить этапы развития архитектуры в период правления династии Чосон;
3)выявить особенности дворцовой архитектуры в период Чосон,
4) рассмотреть дворец Кёнбок-кун как символ государства Чосон.
Методологической основой исследования стали научные работы: Глухарева О.Н., Кочешков Н.В., Ли Гибек, Пак М.Н. Тихонов В.М., Тягай Г.Д. и др.
Объект исследования – процесс формирования культурологических особенностей королевства Чосон и их отражение на архитектуре средневековой Кореи.
Предмет исследования – дворцы и дворцовая культура периода Чосон.
Основные методы исследования:
теоретический и сравнительный анализ литературы и информационных источников по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при написании работ по истории развития архитектуры Кореи. Материалы и выводы, которые содержат информацию о формировании культуры в средневековой Корее, могут найти применение в содержании программы курсов по востоковедению в вузах и университетах страны.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Специфические черты архитектуры как проявление культуры эпохи Древнего Чосон
1.1. Общая характеристика культуры эпохи Древнего Чосон
Проблема исторического развития государства Чосон не является новой. Данная тема была интересна ученым во времена феодального периода Кореи. Важно учитывать, что корейская феодальная историография, пронизанная аурой преклонения перед Китаем, выступавшим в роли сюзерена, обозначала появление государства в Корее (Древнего Чосона) в зависимости от Китая (Мин). Японские учёные, изучавшие развитие Кореи после аннексии Кореи Японией, описывали историческое развитие Кореи в традиционном стиле. Разумеется, тем самым они оказали большое влияние на процессы обработки и систематизацию письменных источников, посвященных сведениями о древней Корее, в частности, об эпохе Чосон.
Первым государством, которое появилось в результате формирования культуры бронзового века, стал Древний Чосон. Из сведений «Дополнений к истории Трех государств» («Самгук Юса») , Древний Чосон основал Тангун-Ванг в 2333 г. до н. э., который появился на свет от брака сына Небесного Государя Хвануна и медведицы, принявшей облик женщины. Такая датировка показывала, в первую очередь, стремление древних корейцев продемонстрировать, что первое государство Кореи появилось в то же время, что и первое государство в Китае, которое было под управлением легендарными Яо и Шунем. И то рассматривается не как миф, а как свидетельство глубоких исторических корней нашей нации.
Характеризуясь развитой бронзовой культурой, Древний Чосон в 5 в. до н.э. начал на равных конкурировать с китайским государством Янь. После, в IV в. до н. э., жители Чосон занимались развитием культуры железа, именно это придало Древнему Чосон статус одного из центров древневосточной культуры того времени. Территория, на которой располагался Древний Чосон, претерпевала изменения, которые зависели от эпохи, но, судя по всему, она всегда вписывалась в территориальное пространство, отделенное реками Ляохэ в Маньчжурии и Тэдонган в нынешней Северной Корее.
Древний Чосон в контексте развития культуры бронзы, распространенной в начале – середине I тысячелетия до х.э. на территории Маньчжурии, характеризовался изготовлением коротких мечей скрипкообразной формы. В позднем периоде истории древнего Чосона получила развитие выплавка орудий из железа. Экономика строилась на земледелии – выращивании проса, пшеницы, конопли и других культур.
Корейцами использовались китайские иероглифы в качестве алфавита и системы письма на протяжении многих веков. Они разработали системы иду и хянчхаль для письменной формы разговорного языка с применением китайских иероглифов, но из–за их сложности и несовершенства они не могли быть использованы. Король Сечжон возглавил процесс создания в 1443 году хангыля, известного как корейский алфавит, и через три года работы в 1446 году ввел в народное использование. В основе буквенных начертаний были взяты символические знаки, которые отражали положение артикуляционных органов в процессе речи. Большинство ученых полагает, что хангыль – это самая научная и простая для изучения система письма в мире. Ввод хангыля помог укрепить коммуникативную связь между народом и правящим классом и сыграло важную роль в заложении основ государства с развитой культурой.
В период Чосон в стране произошло значительное развитие науки и техники. Ранний период династии Чосон был ознаменован изобретением водяных часов чагённу, солнечных часов анбуильгу и прибора хончхоный, чтобы наблюдать за небесными светилами. Уже применялись дождемеры, ставшие первыми в мире метеорологическими приборами. Помимо этого, изготавливались инструменты для землемерных работ и составления карт. Во время правления короля Тхэчжо благодаря карте, составленной в период Когурё, была написана новая астрономическая карта «Чхонсан ёльчха пунья чидо» (Карта звездного неба).
В период правления короля Сечжона на базе китайского календаря шоушили и исламского календаря ученые сформировали корейскую систему времяисчисления Чхильчжонсан. Значимые достижения были и в медицине. Были разработаны такие сборники, как: «Хянъяк чипсонбан» («Собрание местных лекарств с рецептами») и «Ыйбан ючхви» («Собрание сведений по лекарскому искусству»). В период правления королей Тхэчжона и Сечжона были улучшены металлические типографские шрифты кемичжа и кабинчжа, это дало возможность издавать большое количество книг.
Минский Китай оказывал поддержку королевству Чосон, который поддерживал с ним дружественные отношения. Каждый год страны взаимно принимали королевских посланников и развивали культурные и экономические связи. Чосон положительно рассмотрел просьбу Японии о налаживании двусторонней торговли, открыв порты Пусан, Чинхэ и Ульсан. В 1443 году Чосон активно расширял торговые отношения: заключил договор с Кехэ об ограниченной двусторонней торговле с кланом острова Цусима, также начал торговлю с Рюкю, Сиамом и Явой.
Также в декоративно–прикладном искусстве важное место в культуре занимали фарфор и керамика. Изделия из белого фарфора и селадоны с серовато–голубой глазурью пользовались особым спросом при королевском дворе и для нужд государственных учреждений. Приблизительно к 16–му веку был достигнут расцвет в мастерстве ремесленников и технологии производства фарфора. Белый фарфор Чосона характеризовался изысканной простотой форм, основанной на традициях, которые были заложены в период Корё. Данные изделия соответствовали аристократическому вкусу конфуцианских ученых.
Формирование и развитие массовой культуры позднего периода династии Чосон характеризовалось активным развитием торговли и промышленности. Дети имели возможность получать образование в частных деревенских школах. Повышение уровня жизни и улучшение ее качества способствовало развитию видам развлечений. Появилась литература, произведения которой писались на понятном всем корейцам хангыле, в противовес литературным произведениям, написанным на ханмуне, то есть китайскими иероглифами. Популярность получили такие жанровые формы музыкальной драмы пхансори, т.е. музыкальное повествование, и представления в масках тхальчхум. Широкое распространение среди народа получили театрализованные танцевальные представления в масках тхальнори и сандэнори.
1.2. Развитие искусства и архитектуры в период правления династии Чосон
Корея в течение долгого времени испытывала на себе серьезное влияние китайской культуры и искусства. Перенимая культурные традиции Китая, корейский народ на их основе создавал самобытное искусство.
Памятники раннего периода корейской культуры не сохранились до нашего времени, потому что были уничтожены в результате многочисленных военных столкновений. Но уже после второй мировой войны корейский народ начал заниматься исследованием культуры родной страны. Работы археологов в 1947 г. позволили обнаружить материалы, которые датированы первым векам нашей эры. Корейскими учеными обнаружены величественные захоронения III–VII веков н.э. Результаты работы археологов раскрыли высокий уровень мастерства строителей в сооружении гробниц, которые впечатлили разнообразием по своей композиции. Найденные склепы отмечаются выточенной каменной кладкой. Отдельные погребения удивили археологов масштабностью: стены были выложены из широких плит из камня до 5 м длиной, а высокие насыпи подобны естественным холмам. Как правило, погребения украшались фресками, которые изображали сюжеты жанровых сцен, и они сохранились в хорошем состоянии.
В VII в. Китай подчинил северные части страны, а на юге Кореи сформировалось новое государство Силла, которое спустя время стало союзником Китая и постепенно подчинило себе весь полуостров. Остановка военных действия стала причиной подъема производительных сил. В результате политического объединения Кореи широко развилось земледелие, которое еще в древние времена составляло основу экономического развития страны.
VII-X вв. отмечен значительным развитием науки, искусства, архитектуры. Перекочевавший еще в VI в. в Корею из Китая буддизм ориентировал на принятие новых архитектурных принципов в культовых постройках. В X в. столица государства Силла (город Кёнчжу) занимает статус центра развития культуры и искусства.
Трансформации в архитектуре периода Корё, объяснялись последующим развитием феодального общества, особенно ярко прослеживались в архитектуре пагод этого времени. В 1085 г. была построена мемориальная пагода Ханмётхан высотою около 7 м, и именно она ярко показывает несоблюдение строгих форм периода Силла, и мы видим приверженность к пышности и излишнему декору. Пагода построена из светлого гранита и со всех сторон была покрыта барельефами. Выступающие части пагоды выглядели эффектно от игры света и тени на поверхности. Пагоды такого типа присущи исключительно Корее. В настоящее время пагода располагается в Сеуле и стоит у входа в музей.
В XIII в. на государство Корё нападали монголы, чьи завоевания преследовали цель опустошить страну. Монгольское войско из Кореи было изгнано в конце XIV в. благодаря борьбе китайского народа, которая привела к свержению в Китае монгольской династии Юань (в 1367 г.) В 1392 г. на территории Кореи формируется королевство Ли (Лин), которое возглавлялось военачальником Ли Сен Ге. В то время государство Корё было переименовано в Чосон. Ли Сен Ге подавил духовных феодалов – конфисковал земли буддийских монастырей, чье могущество было опасным для государственной власти. Из–за этого произошел медленный упадок в Чосоне буддизма и буддийской архитектуры.
Столицей страны стал Сеул – военная крепость на пути из Китая в южную часть Чосона, впоследствии ставший торговым центром на пересечении торговых путей в центральной части страны. В конце XIV в. вокруг Сеула строились мощные крепостные стены с бойницами из гранитных блоков, которые достигали почти 20 км по периметру. Стена проходила по холмам, окружающим Сеул. Восемь ворот в разных частях обозначали входы в город. Архитектурный стиль ворот, которые были увенчаны деревянными башнями, были украшены обычно двойными, плавными крышами, а также их названия (например, «Ворота Торжественного Спокойствия») намекают на исторические связи Чосон с культурой Мин XV в.
В начале прошлого века Японией была подчинена Корея и превращена в колонию. В городах, которые имели статус административных центров, строились здания по европейскому образцу. Исключительно народное жилище Кореи вплоть до современности сохранило старые традиционные формы.
Типичное корейское традиционное жилище имеет вид небольшого одноэтажного, очень низкого дома, часто доходящего до высоты лишь 2,5 м. Такие дома строились из камня и глины бутовой кладкой. Хотя в горных и лесных областях воздвигались здания из дерева на каменном основании.
В больших домах выступающие края соломенной или черепичной крыши придерживаются по фасаду деревянными столбами и образуют что–то вроде террасы открытого типа перед входом. Пол из глины оклеивался промасленной бумагой и покрывался циновками из соломы. Потолки оклеивались узорчатой бумагой. Свет в комнаты проходил сквозь ажурные верхние части дверей и через раздвижные, которые шли почти от пола окна с решетками из дерева.
Доминирующее место в строительстве получила гражданская архитектура, заключавшаяся в сооружении жилых домов и зданий общественного функционала. Жилые дома были различны по виду, конструкции и размерам и это зависело от социального статуса и материальных возможностей хозяев. Представители высших сословий по–прежнему строили себе дворцы, но они были бледными подобиями роскошных архитектурных ансамблей предшествующих эпох. В строительстве домов для горожан использовались более простые архитектурные формы, основной материал – дерево.
Специфическим образом было организовано отопление традиционного национального жилища. Идущие от кухонного очага горячие газы шли затем в дымоход из кирпича. Дымоход находился под полом, и грел дом, проходя в дымовую трубу, которая была снаружи, у противоположного от кухни конца дома. Дом разделялся на комнаты тонкими перегородками – стенками. Как правило, одна из комнат жилища была кухней и столовой, а другая – спальней. Вокруг жилища и других построек возвышался каменный или глинобитный забор.
Большинство памятников корейской архитектуры демонстрирует тонкий художественный вкус и замечательное мастерство зодчих Страны утренней свежести.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ:
Под влиянием дружеских политических отношений с Китаем (Мин) в период правления династии Чосон культура королевства имела много схожих черт. Особенно ярко развивалось искусство работы с камнем, производство изделий из фарфора и керамики, были отмечены достижения в науке, что свидетельствовало о высочайшем уровне развития корейских мастеров и ученых.
Изменения архитектурных построек стало следствием феодальных отношений, примером чего является пагода Ханмётхан, отличавшаяся изобилием декора и пышностью, что стало отходом от предшествующих традиций.
Доминирующее место в строительстве получила гражданская архитектура, заключавшаяся в сооружении жилых домов и зданий общественного функционала.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архитектура древнего мира / Под редакцией О. Х. Халпахчьяна (ответственный редактор), Е. Д. Квитницкой, В. В. Павлова, А. М. Прибытковой. М: Стройиздат, 1970. – 512 с.
2. Брагинский И.С. Литература Востока в новое время. М., 1975.–705 с.
3. Ванин Ю.В. Феодальная Корея в XIII–XIV вв. М., 1963. –182с.
4. Васильев T.C. История религий Востока. М., 1983. – 368с.
5. Воробьев М. В. Корея до второй трети VII века. Этнос, общество, культура и окружающий мир. СПб., 1997. – 202 с.
6. Воробьев М.В. Очерки культуры Кореи. М., 2002. – 182 с.
7. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX века. М., 1982. – 255 с.
8. Гражданцев А.И. Корея. М., 1948.–448 с.
9. Джарылгасинова Р.Ш. Этногенез и этническая история Кореи по данным эпиграфики: («Стела Квангэтхо–вана»). М., 1979.– 182 с.
10. Елисеев Д.Д. Корейская средневековая литература пхэсоль. М., 1968.– 136 с.
11. Задорожная Е. Корейская литература современности // Обсерватория культуры: журнал–обозрение. 2006, №1. – С. 109–114.
12. Зайчиков В.Т. Корея. М., 1956. – 228 с.
13. История Кореи, Сеул, 1995. – 273 с.
14. Лекции по истории Кореи. М., 1997. – 297 с.
15. Ким Г.Н. История религий в Корее. Алматы, 2001, – 357 с.
16. Конфуций. Жизнь его и учение. М., 1991. – 26 с.
17. Кочешков Н. Искусство и архитектура Кореи: традиции и современность // Россия и АТР. – 2001. – № 4. – С. 32–40
18. Кравченко А. Н. Цензура корейской культуры в период японской оккупации (1910–1945 гг.) / А. Н. Кравченко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 12 (250). – С. 223–225. – URL: https://moluch.ru/archive/250/57479/ (дата обращения: 17.01.2023).
19. Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи: с древности до конца XX века. СПб., 2002. – 625 с.
20. Курбанов С.О. Конфуцианский классический «Канон сыновней почтительности» в корейской трактовке. Корейское восприятие универсальной категории «почтительности к родителям». СПб., 2007. – 279 с.
21. Ланьков А. Н. Политическая борьба в Корее ХVI–ХVIII вв. СПб., 1995.– 192 с.
22. Ли Гибэк. История Кореи: новая трактовка. М., 2000. – 463 с.
23. Пак В.П. Просветительское движение и система образования в Корее во второй половине XIX начале XX века. М., 1982. – 115 с.
24. Пак М.Н. Очерки по историографии Кореи: (к критике буржуазно–националистических идей южнокорейских историков). М., 1987.– 146 с.
25. Самгук юса. Оставшиеся сведения о трех государствах. Гиперион, 2018 г.
26. Симбирцева Т.М. Корея на перекрестке эпох. М., 2000. – 251 с.
27. Тихонов В.М. История Кореи. Т. 1. М., 2003. – 461 с.
28. Толстиков В.Г. Трагедия Южной Кореи. М., 1960. – 95с.
29. Толстокулаков И.А. Очерк истории корейской культуры. Владивосток, 2003. – 198 с.
30. Толстокулаков И.А. Роль религиозного фактора в жизни корейского общества. Владивосток, 2004. – 360 с.
31. Троцевич А.Ф., Корейская средневековая повесть, М., 1975.–264 с.
32. Тягай Г.Д. Очерк истории Кореи во второй половине XIX века. М., 1960.–239 с.
33. Тягай Г.Д. Формирование идеологии национально–освободительного движения в Корее. М., 1983. – 248 с.
Источники:
34. Справочно-информационный портал «Все о Корее» https://vseokoree.com/vse-o-koree/istoriya-korei/istoriya-korei-s-xv-po-xviii-vv (Дата обращения: 18.01.2023)