Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для достижения государством устойчивого развития в 21 веке крайне важно создать сбалансированную систему политических институтов и политики. Конечной целью стратегической государственной политики является содействие благополучию каждого гражданина посредством скоординированного подхода как к внутренним, так и к внешним делам. Для поддержания социального баланса и развития демократических институтов и гражданского общества решающее значение имеет эффективная внутренняя политика государства. Российская Федерация как демократическое, правовое государство стремится отстаивать идеалы, заложенные в ее конституции. Недавние изменения в государственной политике России были направлены на поддержание баланса внутри страны, в частности, путем пересмотра основ социальной политики.
Благополучие семьи является одним из ключевых аспектов эффективной внутренней политики, и социально ориентированная политика государства должна быть направлена на укрепление семьи как фундаментального института гражданского общества. Крепкая семья – залог сильного и стабильного государства.
Для оценки эффективности политики и выявления возможностей для улучшения необходимо проанализировать политические механизмы и институциональные структуры, задействованные в государственной политике социальной защиты семей с детьми на местном, региональном и национальном уровнях.
Задачей такого анализа будет понимание общественных отношений, возникающих при системе льгот для семей с детьми, а также цели и источников этих выплат. Тем самым, возможно, удастся преодолеть негативное влияние социально-политических кризисов на общественную безопасность и добиться более сбалансированной и устойчивой государственной политики.
Предмет исследования - нормы, регулирующие правоотношения по обеспечению пособиями семьям, имеющих детей, особенности назначения и источники выплат; научная доктрина по теме работы.
Целью данного исследования является изучение правового регулирования пособий граждан имеющих детей.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть нормативно-правовую основу государственных пособий на детей в России.
2. Изучить круг получателей и размер пособий на детей.
3. Представить классификацию социальных пособий на детей.
4. Проанализировать проблемы назначения пособий семьям, имеющим детей и пути их решения.
В качестве методологической основы данной работы выступают общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально - логический метод.
Степень разработанности темы исследования. Систему государственных пособий на детей в Российской Федерации рассматривали в своих исследованиях В.П. Галаганов, В.С. Голубева, Г.Д. Долженкова, А. П. Иванова, А. П. Кауфман, С. Ф. Кобзева, А.Е. Крухмалев, Я.В. Лебедзевич, Т. Д. Одинкова, А. В. Рудченко, А. О. Синельникова, М. Э. Смоленский, Г. А. Сулейманова, Д. С. Танаева, О. В. Тарева, В. О. Шайхатдинов и т.д. Однако в условиях постоянно меняющегося законодательства, остается немало неисследованных вопросов в данной сфере.
Для достижения целей и выполнения задач исследования была определена следующая структурно-логическая схема. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ НА ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Нормативно-правовая основа государственных пособий на детей в России
Предоставление льгот семьям с детьми регулируется множеством правовых актов, в том числе несколькими основополагающими документами мирового сообщества. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) подчеркивает важность уважения прав и свобод каждого человека, а Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признает важность создания условий, в которых каждый мог бы пользоваться своими экономическими, социальные, культурные, гражданские и политические права.
В России Конституция Российской Федерации обеспечивает основу для законодательства о социальной помощи. Основные принципы социальной защиты в стране установлены Конституцией, которая также определяет права и свободы личности, в том числе связанные с социальной защитой. Согласно статье 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, а в статье 72 указывается, что вопросы охраны здоровья, семьи, материнства, отцовства, детства, социальной защиты и социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации. Федеративная Республика и ее субъекты .
Все законодательные и распорядительные действия государства и уполномоченных органов подкрепляются данными конституционными положениями о правах и свободах граждан в сфере социальной защиты.
Для правового регулирования отношений в сфере социальной помощи важное значение имеет также определение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции федеральные законы и законы, принимаемые субъектами Российской Федерации по вопросам совместного ведения, не могут противоречить друг другу, а последние имеют преимущественную силу в случае возникновения спора.
Проводимая в России социальная политика определяется законодательным регулированием социальных прав семей с детьми, в том числе их права на социальное обеспечение и установление дополнительных мер социальной поддержки. Эта законодательная база имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы семьи с детьми имели доступ к необходимым льготам и ресурсам для поддержки их благополучия и общего развития.
Правовое положение семьи, ее права и обязанности, регулирование имущественных и неимущественных прав, в том числе на усыновление, устанавливаются Семейным кодексом Российской Федерации. К принципам государственной защиты семьи относятся создание условий для материнства и отцовства, укрепление семьи, оказание моральной и материальной поддержки родителям, приоритет семейного воспитания детей, забота о детях-сиротах .
Гражданское законодательство Российской Федерации обеспечивает защиту семьи и ее членов посредством законодательного регулирования норм опеки, попечительства и попечительства. Гражданский процессуальный кодекс определяет порядок подачи исков и судебных разбирательств, которые защищают индивидуальные права граждан.
Социальная защита семей с детьми в Российской Федерации в первую очередь развивается на федеральном уровне посредством таких законов, как Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 7 июля 1995 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также другими подзаконные акты.
Конституционные положения о социальной защите определяют границы между федеральными и субъектами Российской Федерации. Совместное ведение требует издания федеральных законов и законов, принятых в соответствии с ними, наряду с иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральные законы имеют преимущественную силу перед противоречащими им законами субъектов Российской Федерации.
Социальная политика, проводимая в Российской Федерации, реализуется через законодательное регулирование социальных прав граждан, права на социальную защиту и иных мер социальной поддержки. Однако налицо общественно-политический кризис, высветивший необходимость совершенствования подзаконных актов, в том числе организационной составляющей и обновления стандартов соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления .
Это необходимо в связи с падением уровня жизни и увеличением количества социально незащищенных слоев населения. Без этих улучшений социальная напряженность и демографический застой будут продолжать углубляться. Нормативная база предоставления льгот семьям, имеющим детей, нуждается в обновлении с учетом потребностей и реалий современных российских семей.
1.2. Круг получателей и размер пособий на детей
Для полного понимания благополучия семьи с детьми необходимо дать определение и толкование понятия «семья».
Семья является важнейшей составляющей социальной политики, и через государственную политику граждане осознают свое благополучие, защищенность и социальные гарантии. Государственная политика напрямую влияет на качество жизни семьи, а семья, в свою очередь, влияет на силу государства, его потенциал и роль в гражданском обществе.
Есть несколько показателей, используемых для определения семьи, таких как родство, собственность, экономика, территория и правовой статус. Как предмет изучения в различных областях, включая философию, культурологию, историю, экономику, юриспруденцию, психологию, политологию, социологию и демографию, определение семьи является сложным и неоднозначным.
Политический анализ требует правового разъяснения термина «семья» в связи с тем, что государственная политика носит преимущественно нормотворческий характер. В России правовой статус семьи как института гражданского общества четко не определен, а законодательство в основном регулирует семейные права членов общества, что требует дальнейшего уточнения .
Проанализировав основные нормативные правовые акты в России, видно, что в определении понятия «семья» присутствует расплывчатость и многообразие. Конфликты в трактовке семьи уточняют, что ее основу составляет брак, который наделяет супругов правами и их имущественными и неимущественными правами. Совместное проживание без регистрации дает только семейные права.
Ученые по-разному интерпретируют понятие семьи, начиная от круга лиц и заканчивая организованным сообществом, подчеркивая социальный аспект этого термина.
В.П. Борисенков утверждает, что понятие семьи, разрабатываемое различными областями исследования, часто охватывает второстепенные признаки, не имеющие общетеоретического значения, что препятствует всестороннему пониманию конститутивных признаков семьи. Для преодоления этого ограничения современные ученые предлагают исследовать понятие семьи с помощью различных методологических подходов.
Один подход рассматривает семью как политический институт, который регулируется набором социально-политических норм, санкций и моделей поведения, регулирующих отношения между его членами, в центре которого находится брачный союз. Эта институционализация ответственности и долга играет решающую роль во взаимодействии семьи с другими институтами гражданского общества.
Напротив, фактический подход рассматривает семью как небольшую социальную группу, основанную на браке, кровном родстве или усыновлении, где члены разделяют общую жизнь, взаимную ответственность и помощь. Семья определяется распределением населения по таким группам.
Ученые пришли к выводу, что сочетание фактического и логического подходов обеспечивает более комплексное понимание семьи, как малого политического института и социальной группы. Семья – это социальная система, которая имеет как политические, так и социально-групповые черты. Формирование семьи может быть основано на браке, родстве, усыновлении или иных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при этом совместная жизнь, сожительство, взаимные права и обязанности, общее ведение домашнего хозяйства, взаимная моральная и материальная поддержка являются одними из определяющих признаков семьи .
Семейное право учитывает специфику семейно-брачных отношений, не основанных на обычных юридических фактах, свойственных гражданско-правовым отношениям.
Семейно-брачные отношения возникают из конкретных юридических фактов, таких как брак, родственные отношения, материнство и отцовство. Супружеские права и обязанности, как правило, неотчуждаемы и не могут быть переданы другим лицам.
Принципы семейного права охватывают господствующие в обществе ценности семьи, отраженные в императивных требованиях, обеспеченных материальными и процессуальными гарантиями.
К ним относятся
государственная защита семьи, материнства и отцовства,
равноправие членов семьи,
запрет государственного и иного вмешательства в семейную жизнь.
Принципы также отдают приоритет семейному воспитанию, договорному регулированию семейных отношений, защите прав и интересов детей и нетрудоспособных членов семьи. Кроме того, семейные отношения должны строиться на основе справедливости, совестливости, разумности и нравственных устоев общества. Брачный союз должен быть добровольным и оформляться путем государственной регистрации.
При различных трактовках понятия «семья» и современной структуре и направленности государственной политики наиболее объективно рассматривать семью как институт гражданского общества, так и малую общественно-политическую группу, основанную на добровольном браке, кровном родстве или принятие. Члены семьи связаны общей жизнью, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Государство должно защищать эту модель семьи, которая решает важнейшие социальные проблемы, играет важнейшую роль в социализации и интеграции человека в гражданское общество, служит основой национального и государственного развития в преодолении кризисов общественно-политической жизни.