Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На основании ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принято понятие в
области подготовки спортивного резерва - Федеральный стандарт спортивной подготовки.
В 2014 г. Минспорт России разработал и утвердил 79 Федеральных стандартов спортивной
подготовки: 52 - по олимпийским видам спорта, 4 – по адаптивным видам спорта, 23 – по
неолимпийским видам спорта.
Федеральные стандарты спортивной подготовки разработаны на основании разностороннего
анализа нормативно-правовой базы, научно-методического материала и изучения опыта
практической деятельности ведущих исследователей.
Федеральные стандарты спортивной подготовки представляют собой совокупность минимальных
необходимых требований к спортивной подготовке по олимпийским и неолимпийским видам
спорта, обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
2
Глава 1. Общая характеристика федеральных стандартов спортивной подготовки с 2014 года
1.1 . Создание федеральных стандартов спортивной подготовки, как необходимость
конструктивного отбора в спортивной секции
Функция отбора заключаются в том, чтобы своевременно и правильно выявить задатки,
способности и возможности, соответствующие специфике вида спорта.
Спортивная одаренность - это благоприятное для конкретного вида спорта совокупность
врожденных и приобретенных физических и психических качеств, а также способность спортсмена
быстро и эффективно развивать эти качества в процессе спортивной тренировки. В понятие
спортивной одаренности входят отличное состояние здоровья и определенные анатомофизиологические характеристики организма.
Перечисленные качества взаимосвязаны и иногда компенсируют друг друга. Первичные признаки
каждого из компонентов, составляющих спортивную одаренность, должны определяться у
новичка, в этом и заключается искусство отбора.
Рациональная система отбора позволяет правильно укомплектовать спортивные группы более
способными и перспективными учениками, а также помогает новичку определиться с видом
спорта, к которому он больше предрасположен и, следовательно, может в дальнейшем по
максимуму раскрыть свой талант.
Неудачное определение спортивной специализации может привести к ненужной потере времени
как ученика, так и тренера.
В соответствии с федеральным стандартом и с Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих в области физической культуры и спорта в
должностные обязанности тренера входит: осуществление подбора перспективных спортсменов в
спортивные команды.
В должностные обязанности тренера-преподавателя, помимо обязанностей, предусмотренных по
должности «тренер» входит также:
- осуществлять набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной
направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не
имеющих медицинских противопоказаний;
- отбирать наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего
спортивного совершенствования.
1.2. Федеральные стандарты спортивной подготовки и их значение
Федеральные стандарты спортивной подготовки - совокупность требований к спортивной
подготовке по видам спорта, разработанные и утвержденные на основании Федерального закона
и обязательные для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
3
Значение Федеральных стандартов спортивной подготовки представлено на рисунке 3. Видно, что
на основании него формируются и разрабатываются программы спортивной подготовки,
дополнительные профессиональные программы, общеразвивающие программы.
Видим, что основными целями являются единство требований, планомерность осуществления и
подготовка спортсменов высокого класса.
3. Федеральные стандарты спортивной подготовки включают:
1) требования к структуре, составу, особенностей и содержанию программ спортивной
подготовки, в том числе теоретические и практические разделы по этапам спортивной
подготовки;
2) нормативы физической подготовки с учетом возраста, пола, особенностей спортивных
дисциплин;
3) требования к результатам и тогам реализации и применения программ спортивной подготовки
на всех этапах спортивной подготовки;
4) особенности формирования и проведения спортивной подготовки по всем спортивным
дисциплинам соответствующего вида спорта;
5) требования к условиям и регламентам применения программ спортивной подготовки, в т.ч.
кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих
спортивную подготовку.
4. Разрабатываются и реализуются специализированные федеральные стандарты спортивной
подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, проходящих
спортивную подготовку.
5. Организация, осуществляющие спортивную подготовку проводят свою деятельность на
основании Федеральных стандартов спортивной подготовки.
Выводы по главе. На основании с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду
спорта легкая атлетика в программах нормативной части отражается длительность этапов
спортивной подготовки в годах или месяцах.
Глава 2. Подготовка легкоатлетов 16-17 лет по федеральным стандартам
2.1 Характеристика набора легкоатлетов 16-17 лет по федеральным стандартам
Многолетний процесс подготовки делится на этапы:
1. Начальная подготовка (9-10 лет);
2. Спортивная специализация (11-15 лет);
3. Спортивное совершенствование (16-18лет);
4. Высшее спортивное мастерство.
4
Модельные показатели перспективных спринтеров и барьеристов в возрасте 16-17 лет
представлены в таблицах 1и 2.
В качестве контрольных показателей для бегунов на 100 и 200 м должен использоваться бег на 40
м с низкого старта и повторный бег 5´200 м с интервалом отдыха 5 мин.
Одним из главных упражнений для контроля скоростно-силовых качеств бегуна - 10 приседаний с
отягощением в 50% от собственного веса, выполняется на время. Результаты данных показателей
для группы спортивного совершенствования: юноши - около 10,0 с, девушки - около 14,0 с, для
бегунов на 400 м может быть использован результат в беге на 200 и 500 м. В коротком барьерном
беге используется пробегание 11 барьеров на время, а для длинного барьерного бега -
пробегание дистанции 500 м с 8 барьерами. Главный момент - определение времени 1-го
барьерного цикла (сход - сход), который к концу этапа спортивного совершенствования должен
достигать у юношей 3,9 - 4,2 с, у девушек - 4,6 - 4,8 с (для 400 м с/б), для короткого барьерного
бега - 1,1 -1,2 с у юношей и девушек.
2.2 Основы спортивной подготовки легкоатлетов 16-17 лет
Процесс многолетней подготовки спортсмена должен основополагаться на преемственности
целей, задач и методов тренировки юных легкоатлетов. Поэтапный рост приемов и методов ОФП
и СПФ, ОФП к последнему этапу сводится к минимуму. Непрерывное и многоуровневое
совершенствование спортивной техники. Цель первого этапа обучения - овладеть основами
спортивной техники и методики. Следующие этапы - оттачивание конкретных элементов техники,
достижение стабильности в координации. Системное и четкое планирование и прогнозирование
тренировочного и соревновательного процесса, основывающееся на постепенном росте нагрузок
и их интенсивности. Уровень юного легкоатлета будет расти, если нагрузка и объем на всех этапах
тренировок будут соответствовать возможностям и способностям спортсмена по возрастным и
индивидуальным критериям и будут стремиться к совершенствованию адаптивных свойств
организма к различным физическим упражнениям. Влияние тренера на развитие способностей и
физических качеств должно способствовать росту показателей спортивной деятельности.
2.3 Характеристика легкоатлетов 16-17 лет, психологическая и физиологическая составляющая
К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Аналитическая деятельность
коры головного мозга достигает пик развития, приводящая к изменениям в характере
мыслительной деятельности. Костно-мышечный и связочный аппараты продолжают развиваться.
Костные эпифизарные диски с телом позвонка полностью срастаются к 24 годам, срастание ядер
окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, а срастание трех тазовых костей - с 14 до 20 лет.
Окостенение фаланг пальцев рук у девушек происходит в 14-18 лет, а у юношей в 16-22 года, а
годом-двумя раньше - фаланг пальцев ног.
В 16-17 лет не закончено окостенение позвоночника, следовательно, стоит предотвращать
чрезмерные нагрузки на позвоночник. Также, применение больших нагрузок приводит к
5
уплощению стопы. Тяжелые нагрузки с частой интенсивностью следует предотвращать, так как
незавершенно развитие нервной регуляции работы сердца.
При высоко динамичных нагрузках понижается уровень кислорода в крови, а в следствии
возникает кислородная недостаточность, которая приводит к полуобморочному состоянию.
Нагрузка должна быть на уровне 85-90% среднесоревновательной.
Масса тела юношей в 16-17 лет быстро растет, а у девушек динамика понижается. Как правило,
рост юношей превышает над ростом девушек, приблизительно составляет 10-12 см и масса
больше на 5-8 кг. Доля мышц юношей в сравнении с девушками к массе тела больше на 13%, а
масса подкожной жировой ткани на 10% меньше; туловище юношей немного короче, а руки и
ноги длиннее, чем у девушек.
У девушек в сравнении с юношами шире тазобедренный сустав и относительно короткие ноги,
более подвижны позвоночник и суставы, эластичнее связочный аппарат. У девушек выражены
поперечные колебания тела при ходьбе и беге.
Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе; пульс реже на 6-8 уд./мин., сердечные
сокращения сильнее, это обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое
кровяное давление.
Девушки дышат чаще и не глубоко; жизненная емкость легких примерно на 100 куб.см. меньше.
Функциональные способности для проведения интенсивной и длительной тренировки у юношей
выше, чем у девушек. Физические нагрузки ими переносятся лучше при относительно меньшей
частоте пульса и большем повышении кровяного давления.
Заключение
В курсовой работе представлены данные, характеризующие особенности применения
федеральных стандартов спортивной подготовки при разработке программ спортивной
подготовки. Проанализирована нормативно-правовая база, научно-методическая литература и
результаты практических исследований по этой проблеме.
На основании с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика
в программах нормативной части отражается длительность этапов спортивной подготовки в годах
или месяцах.
Возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки определяется в соответствии с
Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика следует
руководствоваться приложением № 2 к постановлению Главного государственного санитарного
врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03».