Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники. В частности, появляются новые информационные технологии, которые коренным образом преобразуют жизнь людей. Ряд документов, принятых в последнее время, способствовали резкому подъёму использования эффективных цифровых инструментов в современной школе. И не только для работы в дистанционном режиме, как в 2020-2021 г.г. но и для использования на уроках. Одним из таких инструментов является онлайн-тренажёр.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать различные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к образовательной информации, обеспечивающее возможность поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе повышает качество учебного материала и усиливает воспитательный эффект.
Данной проблемой занимались такие ученые, как А.О. Кривошеев, Е.И. Виштынецкий, Молокова А. В., И.С. Якиманская, Сергеев А.Н.
Сегодня уже не актуально представление о том, что школа должна давать знания, навыки и умения, т. е. служить своего рода «точкой раздачи» готовых знаний. XXI век требует образованных людей с такими способностями, как умение самостоятельно ориентироваться во всевозможной подробной информации, умение решать множество задач, требующих умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. Знание информационных и коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования в учебном процессе мотивации учащихся. Актуальность исследования обусловлена тем, что современный уровень развития системы образования ставит вопрос о том, как гарантировать каждому обучающемуся качественное образование и усвоение им знаний в рамках стандарта обучения, обеспечить возможность его дальнейшего развития, повысить мотивацию к обучению. обучения к тому, чтобы учащийся мог применить то, чему он научился, в реальной жизни.
Объект исследования: ¬ использование онлайн тренажеров в учебном процессе на уроках начальной школы.
Предмет исследования ¬ деятельность учителя по использованию онлайн тренажеров на уроках.
Цель исследования: - изучить эффективность влияния онлайн- тренажеров на усвоение материала у учащихся начальных классов
Задачи исследования:
1. Определить особенности влияния использования ИКТ на уроках, на учащихся начальных классов.
2. Изучить состояние проблемы использования ИКТ на уроках в современной педагогической литературе.
3. Провести исследование влияния электронных тренажеров на восприятие учебного материала обучающимися начальных классов.
Практическая значимость:
- результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями начальных классов.
Работа состоит из введения двух глав заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования ИКТ на уроках в начальной общеобразовательной школе (на примере онлайн тренажеров)
1.1 Информационно-коммуникационные технологии: сущность понятия, потенциал использования ИКТ на уроках в начальной общеобразовательной школе
В последние десятилетия многие ученые обращались к проблеме информатизации современного образования, среди них Молокова А. В. и Сергеев А.Н.
Как справедливо отмечает Сергеев А. Н., информатизация сферы образования имеет «фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения технологий» [17].
Молокова А. В. рассматривает эту проблему, как «включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом, т.е. обеспечения профессиональной деятельности учителя» [14].
Внедрение технологий в образование является призывом современного общества и возникает из-за растущей потребности в использовании информации и коммуникации в осуществляемых образовательных процессах. В сфере образования эти технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Согласно примерной основной образовательной программе начального общего образования современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего предмета, но и уметь применять ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Образование не чуждо этому явлению в повседневной жизни людей. В настоящее время перед господствующими во всем мире системами образования стоит серьезная задача использования информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания-обучения, чтобы обеспечить обучающихся и преподавательский состав необходимыми и подходящими инструментами, позволяющими им получать и развивать знания, необходимые для обучения.
Одно из определений «Информационно-коммуникативных технологий» гласит, что ИКТ-это раздел технологии, посвященный изучению, применению и обработке данных, который включает в себя получение, создание, хранение, управление, изменение, обработку, перемещение, контроль, отображение, распространение, обмен, передачу или получение информации в автоматической форме, а также разработка и использование «аппаратного обеспечения», «прошивки», программного обеспечения, любых его компонентов и всех процедур, связанных с обработкой данных.
Отсюда делается вывод, что это технологические инструменты, которые позволяют собирать, обрабатывать и регистрировать информацию и которые, применяясь впоследствии к административным, образовательным, социокультурным и социальным процессам, приводят к получению результатов, адаптированных к тому, что ожидается в настоящее время. ... и которые облегчают общение людей гибким, открытым и эффективным способом и в течение необходимого для этого времени.
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой следующее определение: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации, включают различные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации [11, c.52].
Использование ИКТ на уроках в начальной общеобразовательной школе (на примере электронных тренажеров) позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.
Применительно к образованию есть достаточно много видов информационно-коммуникационных технологий. Существует множество интерне-сервисов, позволяющих нам не только создать электронные тренажеры, но и использовать готовые (Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме; LearningApps — полностью бесплатный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать электронные тренажеры, в которых будут интерактивные упражнения для проверки знаний; образовательный портал ЯКласс — дистанционный тренинг для школьников по разным дисциплинам [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – Текст: электронный // Сайт «Гарант.Ру». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
2. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». – Текст: электронный // Сайт КонтурНорматив – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=267191
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва (ред. от 01.01.2021) «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/.
4. Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – Москва: Просвещение, 2008. – 68 с. – Текст: непосредственный.
5. Абдуллаева Б.С. Использование электронных тренажеров для обучения учащихся начальных классов / Б.С. Абдуллаева, А. В. Садыкова. Текст: электронный // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2015. -№13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektr.. (дата обращения: 02.04.2022).
6. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов. – Москва: Просвещение, 2009. – 233 с. – Текст: непосредственный.
7. Асмолов А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Л. Семёнов, А. Ю. Уваров // Москва: НексПринт. 2010. – С. 95. – Текст: непосредственный.
8. Бердникова А. Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании / А.Н. Бердникова. – Текст: электронный. – URL: http://www.ippolitova.info/index. (дата обращения; 03.04.2021).
9. Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. //Информатика и образование. 2004. №5. – С. 7–13. – Текст: непосредственный.
10. Векслер В.А. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе / В.А. Векслер, Л.Б. Рейдель. Текст: электронный // NovaInfo. -2016. - URL: https://novainfo.ru/article/4403 (дата обращения: 13.01.2023).
11. Виды ИКТ // Коджаспирова. Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений ./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Текст: непосредственный.
12. Вачкова, С.Н. Отношение учителей к применению информационно-коммуникационных технологий / С.Н. Вачкова // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 5. – С. 13–16. – Текст: непосредственный.
13. Гузеев В. В., Дахин А. Н., Кульбеда Н. В., Новожилова Н. В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004 – С. 70-74. Текст: непосредственный.
14. Гуненкова Е. В. «Для чего на уроке компьютер?» // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37-39. – Текст: непосредственный.
15. Даулетова, Б. А. Использование информационных коммуникационных технологий на уроках русского языка / Б. А. Даулетова. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 8.1 (67.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11478/ (дата обращения: 13. 01. 2023).
16. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Москва: Академия, 2013. 208 с.
17. Информационные технологии [Электронный ресурс] // Литературный энциклопедический словарь. – Режим доступа: https://www.wikiwand.com/ru/Информационные_технологии. (дата обращения: 12.01.2023).
18. Катальди, З., Лаге, Ф. Дж. и Доминигини, К. (2013). «Основы использования симуляций в обучении», В: Журнал Образовательной Информатики и Аудиовизуальных Медиа Том 10(17), страницы 8-16
19. Тренажёр. - Текст: электронный // Толковый словарь Ожегова. - URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/тренажёр (дата обращения: 12.01.2023).
20. Тренажёр. - Текст: непосредственный // Большой энциклопедический словарь. - URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy/2125174.html (дата обращения: 18. 01. 2023).