Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Процессы общественно-исторических формаций в разные периоды жизни, их объективная необходимость, а также взаимообусловленность и взаимозависимость от культурно-традиционных форм сосуществования способствовали формированию устойчивых политических убеждений и идеалов, выработке сложившейся модели и образцов поведения членов общества. Выраженность общественных отношений и взглядов на существующий уклад жизни, нормы и правила морали, актуализировали условия для функционирования особенного политического режима созданного на основе политической культуры . Как теоретико-методологическая категория политическая культура представляет с собой специфическую часть всей человеческой культуры, включает в себя определённые структурные элементы, отличающие её от других видов культуры.
Термин «политическая культура» впервые был введен в XVIII в. немецким философом-просветителем И. Гердером. Данный концепт позднее стал предметом изучения в конце 50-60х гг XX в. американскими авторами Г. Файнера, Г. Алмонда, С. Вербы. По их мнению, политическая культура – особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы, это ключевой элемент постижения политической жизни .
Политическая культура представляет с собой совокупность структур духовной организации и типов поведения людей в сфере социально-политических коммуникаций. Она проявляется в ценностях, смыслах и целях развития политической жизни и политической системы, включая нормы и традиции, которые определяют отношения между конкретным гражданином, обществом и государством. Таким образом, политическая культура – ценностно-нормативная подсистема политической системы, ее содержательной основой является отражение политических идеалов, ценностных ориентиров, знаний, навыков, опыта выраженных посредством общественно-политической жизни и деятельности. Ее характерные национальные особенности и способы проявления уходят корнями в социально-историческую эпоху, где зарождались и, в дальнейшем, утверждались социокультурные традиционно-ментальные устои и образцы общественных отношений и поведения .
Китай является представителем древней восточной цивилизации. Ее политическая культура складывалась в течение длительного исторического периода на основе ценностей традиционализма и имперско-династийных устоев, превратившихся впоследствии в прочный институт политической власти и социально-экономическое развитие общества в целом. На формирование политической культуры Китая оказали воздействие множество факторов, среди которых следует назвать действовавшие доктрины и религиозные верования в лице конфуцианства, даосизма, легизма, буддизма. Умение принимать различные стороны в политических переговорах, способность «выйти сухим из воды» - это способность именно китайских дипломатов. Это крайне актуально в современных условиях, когда агрессия и нападение недопустимы, а проявление «мягкой силы» - желательно.
Целью данной работы является рассмотрение политической культуры Китая и ее влияния на взаимоотношения с населением.
Задачи:
- описать философскую доктрину конфуцианства и ее влияние на общественную, политическую жизнь Китая;
- рассмотреть легизм как философское учение и его роль на политику Китая;
- проанализировать специфику «партийной культуры» Китая;
- изучить ценности, убеждения и традиции как нормативно-оценочный компонент современной политической культуры КНР.
- рассмотреть систему «социального рейтинга» как следствие политической культуры Китая.
Объект исследования – политическая культура Китая. Предмет исследования – влияние политической культуры Китая на взаимоотношения с населением.
Глава 1 Политическая культура Китая: эволюция, взаимосвязь с религией
1.1 Философская доктрина конфуцианства и ее влияние на общественную, политическую жизнь Китая
Одним из самых действенных методов воздействия на общественную жизнь и мышление людей, как и в ранние века, сейчас является религия - одна из древнейших форм духовной культуры. И примером самого существенного влияния, в данном случае на китайскую культуру и сферы общественной жизни, являются конфуцианство и легизм .
С начала модернизации, которая началась в 1970-х годах, Китай столкнулся с трудностями по мере углубления реформ. И чтобы их преодолеть, руководство страны стремилось и стремится привлекать базовые ценности китайской цивилизации .
Важно понимать, что философия конфуцианства в модернизации Китая сыграла немаловажную роль среди всех факторов, которые способствовали превращению отсталой аграрной страны в мирового лидера по многим экономическим показателям. Сейчас Китай – это современная страна с передовыми технологиями, но опорой на традиционные духовные ценности. Что же послужило такому прогрессу?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, следует обратиться к государственной идеологии Китая, которая следует принципам учений философской доктрины Конфуция (551-479 гг. до н.э.), которая в целом позволяет свести к минимуму противоречия в обществе и способствует стабильному развитию. Данная доктрина была построена в период кризиса политической системы, когда «стала очевидной недостаточность лишь внешних государственных законов, которые не затрагивали внутреннего содержания сознания человека» . Именно это обуславливает актуальность изучения проблемы того, какую роль конфуцианство сыграло в модернизации КНР. Процесс модернизации государства через философские идеи связан с большими трудностями и не имеет подобного применения в мировой политической практике.
Наставления Конфуция представляют собой рассуждения о политике и морали, которые образуют систему. Одной из идей его учений является идея о совершенном человеке (благородном муже), предполагающая существование высшего этико-политического идеала человека, который, по мнению Конфуция, должен обладать пятью постоянствами (совершенными качествами): гуманностью, справедливостью и долгом, знанием правильного ритуала, мудростью, почтительностью.
Особое место отводится идеям о «человеколюбии» и «ритуале». Понятие «ритуал» на практике означает, что каждый человек должен знать свое место в процессе общения. Во время повседневных бесед и деловых встреч каждый должен находиться там, где ему отведено быть в соответствии со своим статусом. Конфуцианство выделяет три устоя взаимоотношений: абсолютная власть государя над чиновником, отца над сыном, мужа над женой. Если нарушаются эти взаимоотношения, то нарушается ритуал. При проведении ритуала нельзя оспаривать речь вышестоящего, даже если он говорит неправильные или безумные вещи .
Ритуал делает невозможным проведение многих политических дискуссий (изначально известно, что мнение старшего более ценно, независимо от содержания политических положений), затрудняет выполнение инновационных предложений молодых политиков. Отсюда следует вывод о том, что «благородный муж» является опорой государства и примером для народа, но при этом молодое поколение не влияет на решение существующих проблем. Если поговорить с любым китайским предпринимателем, который приехал в Россию, то можно быстро понять, что для него конфуцианская мораль и традиционная практика духовного совершенствования – неразрывные вещи, являющиеся чуть ли не обязательным условием успеха в бизнесе. Некоторые из них также медитируют, и известны случаи, когда китайские предприниматели в России буквально живут по такому распорядку: три часа медитации, пять часов занятия бизнесом.
Сегодня государство в Китае осуществляет волю социума, является очагом нравственности и благоустройства. Возможно, именно системный характер китайской модели управления во многом способствовал китайскому «экономическому чуду»: организованность рабочей силы, готовность китайцев исполнять приказы и безропотно сносить лишения обеспечили стабильность в политике и высокую производственную дисциплину. Так во время первой пятилетки (1953-1957гг.) благодаря коллективизации, которая являлась прототипом концепции «большой семьи», крестьяне, являвшиеся самым многочисленным социальным слоем, обеспечивали перевыполнение планов, послужившее резкому экономическому росту. Мао Цзэдун продвигал идею слияния марксизма с конфуцианством и требовал значительного ускорения темпов объединения крестьян в кооперативы; одной из целей была национализация частной собственности, делался акцент на развитие тяжёлой промышленности. И все эти задачи были решены с помощью народных усилий и при содействии СССР. Но, тем не менее, проблема не успевания сельского хозяйства за промышленностью стояла очень остро.
Во время политики «Большого скачка» с 1958 по 1965 гг. экономика Китая терпит череду неудач, и прямые потери госбюджета составляют 30-37 млрд. юаней из-за массового перехода рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность . Позиции Мао Цзэдуна сильно пошатнулись, и он проводит «урегулирование» с 1963 по 1965 год, которое было направлено на усиление централизации, равномерное развитие и улучшение уровня жизни народа. Увеличились масштабы капитального строительства и доля инвестиций в сельское хозяйство. «Период «урегулирования» ознаменовался началом открытой милитаризации китайской экономики и всей общественной жизни страны. В 1965 году капиталовложения в оборону достигли 13 млрд. юаней» .
80% населения проживает в деревнях, что приводит к избытку сельского населения и их физического голода, поэтому в 80-е годы начинают проводиться реформы сельского хозяйства. «Народные коммуны» заменяются «семейными подрядами». Выделение семьи как основной единицы сыграло важную роль в мобилизации производственной активности крестьян. После включения крестьянских семей в качестве относительно самостоятельных субъектов хозяйствования в экономическую деятельность произошли значительные изменения в накоплении сельского имущества и распределении работы. Объединение крестьян, преданных своему правителю, позволило провести реформы более эффективно: закрытая сельская экономика превратилась в открытую, которая сопровождалась высокими темпами роста, произошел переход к модернизации, а также Китаю удалось решить проблему прокормления многочисленного населения и продовольственного дефицита и увеличить денежные доходы крестьян. Все эти реформы и политика открытости начались с Третьего пленума КПК 11 созыва, и главным руководителем этих реформ стал Дэн Сяопин. Для себя он поставил цель построить зажиточное общество «сяокан» по конфуцианским канонам, которое берет исток во временах Конфуция. И вот через пятилетние планы реформ Китай приходит к выбору стратегической цели общества сяокан.
Дэн Сяопин считал, что следует ввести систему материальной заинтересованности, «которая бы способствовала модернизации в экономике, убрав при этом ответственность за «личный котел».
На основе общественной собственности создается социалистическая рыночная экономика. Низшим слоям общества начали предоставлять больше прав, а верхушка власти была упрощена. Также поощрялись те, кто стремился к знаниям, уважал нацию и занимался её улучшением, так как наука играла ведущую роль. Основой экономических реформ является политика открытости, которая предполагает привлечение иностранного капитала в виде ПИИ, организацию совместных предприятий и создание специальных экономических зон. Так в 1979 году начинается создание первой промышленной зоны в Шеньчжэне. Первыми инвесторами были компании из Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Японии.
И уже через 10 лет больше ста предприятий своими инвестициями смогли достичь первых результатов в новой экономической политике Китая, что и стало достижением реформ открытости.
Дело Дэн Сяопина продолжил Цзян Цзэмин, который смог ускорить процесс развития так, что Китай смог войти в тройку лидеров стран по наибольшему развитию. В 2001 году он сказал, что руководство страны видит только мирные пути развития и не хочет ни с кем вести военные
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авилова О. Е., Воронкова Е.О., Моисеева О. Г. Коллективная ответственность в праве Древнего Китая // Правовая мысль в образовании, науке и практике. 2017. No 2. С. 3–5.
2) Асмоловский М. Д., Колпакова Т. В. Система социального рейтинга как механизм социального управления в КНР// РОССИЯ И КИТАЙ: ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: СБОРНИК ВОСТОЧНОГО ЦЕНТРА. 2020. № 23. С. 20-24
3) Батюк В. И., Политика и стратегия США, РФ и КНР на Ближнем Востоке // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2022. — № 4. — С. 25-43
4) Бородич В.Ф. Проблемы трансформации политических систем России и Китая (конец XX — начало XXI вв.): опыт сравнительного анализа. М.: ИДВ РАН, 2008. 248 с.
5) Ван И, Внешняя политика Китая вступает в новую эпоху // Китай. — 2018. — № 1. — С. 20-23
6) Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / ред. Л.В. Матвеева. М.: Восточная литература, 2001. 488 с
7) Вахрушин И.В., Чубаров И.Г. Китай: как построить общество «Сяокан». Азия и Африка сегодня. 2016. No 9. С. 55-60
8) Вестад О. А., Политика идентичности с китайскими особенностями : как стремление КПК дать определение Китаю формирует политическую повестку Пекина // Россия в глобальной политике. — 2021. — Т. 19, № 4 (110). — С. 227-233
9) Галимзянова А. К., Особенности политического лидерства: Си Цзиньпин и Ангела Меркель // Проблемы Дальнего Востока. — 2019. — № 1. — С. 91-97.
10) Журавлев М.С., Солопова Ю.В. Влияние конфуцианства на экономику Китая//ВЕСТНИК ТУЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ФИНУНИВЕРСИТЕТА. 2020. № 1. С. 339-342
11) Кожухова К. Е. Китайская стратегическая культура в современном межгосударственном взаимодействии (на примере взаимоотношений КНР и АСЕАН)//МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И «ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ». Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 299-303
12) Кранина Е.И. Построение в Китае Общества малого благоденствия «сяокан». Азия и Африка сегодня. 2017. No 9. С. 67-69.
13) Куликов А., Тлукашаова А. Сочетание конфуцианства и легизма как основа социально-экономического развития Китая//АЗИЯ И АФРИКА СЕГОДНЯ. 2020. № 9. С. 18-21
14) Линь Ифу. Демистификация китайской экономики. Пер. с англ. М., «Мысль», 2013. 384 с
15) Разумов Е. А. Цифровое диктаторство: особенности системы социального кредита в КНР //Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2019. No 24. С. 86-90
16) Стратагемы военного искусства. Сунь-Цзы / сост. В. Малявин. М. : Рипол Классик, 2019.
17) Сущенко М.А. Политическая культура современного Китая: содержание и тенденции развития//КИТАЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОСТРОЕНИЯ "СРЕДНЕЗАЖИТОЧНОГО ОБЩЕСТВА". Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. 2020. С. 146-157
18) Тайный канон Китая / сост. В. Малявин. М. : РИПОЛ классик, 2018
19) Усманов С.А. Влияние традиционной господствующей власти и управления на политическую культуру Китая// Scientific Collection «InterConf», (57): with the Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference «Scientific Community: Interdisciplinary Research» (May 18-19, 2021). Hamburg, Germany: Busse Verlag GmbH, 2021. С. 102-105
20) Хейфец Б. А., Роль Китая в глобализации мировой экономики // Россия и современный мир. — 2021. — № 2. — С. 100-110
21) Черныш М. Ф., Дискурсы социальной справедливости в китайском и российском культурных контекстах // Полис: Политические исследования. — 2021. — № 3. — С. 111-128
22) Чжао Лифу. Чжэнчжи вэньмин юй чжэнчжи фачжань яньцзю цуншу жэндан дэ хуньлин: Чжунго гунчаньдан чжэндан вэньхуа яньцзю [Политическая цивилизация и изучение политического развития политических партий: культурологические исследования Коммунистической партии Китая]. Ланьчжоу: Издательство Уханьского университета, 2008. 308 с.
23) Шан Ян. Книга правителя области Шан / Перевод и комментарии Л.С.Переломова. М., «Рипол Классик», 2017. - 424 с