Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в динамично развивающемся обществе, в мире, который проходит стадии стремительных перемен, касающихся всех сфер жизнедеятельности человечества. Меняются политические режимы, совершаются экономические реформы, появляются новые технические достижения, меняются взгляды и модные тенденции. Все это и многое другое напрямую влияет на поведение бизнес сферы, на ее взаимодействие с аудиторией, потенциальными клиентами и партнерами. Чтобы удержать компанию на должном уровне развития, важно идти в ногу со временем и уделять большое внимание таким сферам продвижения бизнеса, как реклама и связи с общественностью. Игнорирование этого компонента непременно приведет к исчезновению компании в деловом мире.
Инструменты рекламы и PR — это один из наиболее эффективных способов помочь бренду или бизнесу произвести хорошее впечатление на аудиторию, что позволяет вызвать доверие и интерес у публики, независимо от отрасли. С помощью PR и рекламных инструментов компания или бренд могут продвигать свой имидж, выстраивая отношения со своими клиентами, а также с другими заинтересованными сторонами.
Связи с общественностью и реклама помогают оказывать положительное влияние, повышая узнаваемость бренда, формируя осведомленность о нем, налаживая связь с аудиторией потенциальных потребителей. Это также жизненно важно для преодоления кризисов по мере их возникновения. В свою очередь, негативное восприятие, сформированное общественностью, может отрицательным образом повлиять на бренд. Вот почему, маркетинговые инструменты являются основополагающим компонентом развития современной бизнес среды.
На сегодняшний день сформирован богатый пласт теоретической, методической литературы, посвященной сфере рекламы и связей с общественностью. Т.С. Стрункина отмечает важную роль культурного компонента в функционировании рекламного инструмента: «становление культуры в качестве регулятора жизни, развитие культурных потребностей граждан заложены в цели культурной стратегии рекламного механизма» . Г.Р. Гарипова в своей научной статье «Социокультурные основы рекламной деятельности» утверждает, что: «Говоря о социокультурных потребностях, мы прежде всего имеем в виду потребность в постоянном общении, единении с Другими, соотношении личного и общественного, стремление к самообразованию и развитию в рамках общества. Иными словами, человек не может жить без социума и культуры» . Если обратиться к теме соотношения рекламы и культуры, в научной литературе наблюдается множество ассоциаций, в основном негативных, связанных с понятиями «потребительское общество», «массовая культура», «одномерный человек» и пр. На наш взгляд, сегодня этот подход неактуален хотя бы потому, что реклама прочно вошла в культурную составляющую социализации человека. Подтверждением этому является тот факт, что не только образование, но и воспитание все чаще переходят в информационно-виртуальную плоскость. Гаджеты заменяют детям родителей, планшеты помогают выполнять домашние задания и т. д. Реалии современной жизни заключаются в том, что информационные технологии сопровождают и облегчают многие социальные процессы .
По словам Ю.В. Пидшморга: «Отличительной чертой современного социокультурного пространства является то, что информация, в том числе, рекламного характера в нем стала полноправным ресурсом, не менее важным и ценным, чем все прочие, используемые в процессе обеспечения жизнедеятельности социума. Таким образом, современное общество может быть определено как информационное, уровень развития которого находится в прямой зависимости от степени рациональности сбора, обработки, хранения и передачи информационных данных. Очевидно, что в таких условиях растет спрос на различного рода информацию, и чем она актуальнее, тем более ценной и значимой для человека является» .
Таким образом, функции информации, которая принимает участие в первичных процессах социализации личности, ее адаптации в современном обществе, снижается. На первичные позиции выходит более актуальная информация, распространяющаяся рекламными инструментами в популярных медиа каналах. Эта информация во многом формирует социальнокультурный фон общества, взгляды, модные тенденции, образцы социального поведения и культурологические модели. Причем, для модели современного общества характерной является массовая культура. Если говорить про российское общество, то можно отметить прозападный компонент массовой культуры, который не всегда отвечает и соответствует историческим ценностям, свойственным для россиян. На фоне этих процессов преемственность традиционных ценностей теряет свою силу, уступая влияние тем образцам, которые массированно продвигаются в обществе, ставясь рекламными инструментами и компонентом формирования социокультурного фона общества.
Таким образом, актуальность данного исследования состоит в значимости изучения современных социокультурных тенденций в сфере рекламы и связи с общественностью для выявления проблемных аспектов и формирования грамотного подхода, который, с одной стороны будет следовать современным социокультурным преобразованиям, удовлетворяя запросы современного общества, а с другой стороны, будет выступать в качестве позитивного регулятора социального поведения, а не деструктивным элементом.
Целью данной работы является исследование современного состояния, тенденций и проблемных моментов рекламы и PR в контексте социокультурного пространства.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
- изучение теоретического материала по данной тематике;
- изучение современного состояния, тенденций и проблем развития рекламы и PR деятельности, их влияние на социокультурное пространство;
- провести исследование по влиянию рекламных инструментов и PR на современное российское общество посредством рассмотрения деятельности коммерческой телекомпании ТНТ;
- проанализировать полученные результаты исследования.
Объект исследования – современное социокультурное пространство.
Предмет исследования – влияние рекламы и связей с общественностью на социокультурное пространство в РФ.
Методы исследования:
- контент-анализ; - наблюдение; - анкетирование.
Гипотеза исследования: роль рекламы и инструментов PR в обществе тем более возрастает, чем шире возможности влияния СМИ на сознание и поведение человека.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Понятие и уровни социокультурного анализа
На современном этапе развития социальной теории наблюдаются явные тенденции к междисциплинарной интеграции и теоретическому синтезу различных областей знания. Одной из таких попыток является «культурный анализ» (или «социокультурный анализ»), название которого предложено Л.Г. Иониным. По его словам, это не столько особая научная дисциплина, «сколько направление теоретического исследования, применяющее методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений».
Следовательно, такой подход выражает единство и взаимосвязь трех компонентов или аспектов социального познания – социально философского, социологического и антропологического, объединяя тем самым их познавательные и методологические возможности. Соответственно и в методологии социокультурного анализа выделяются три уровня: общетеоретический, социально научный и конкретно эмпирический.
Общетеоретический аспект социокультурного подхода представлен, прежде всего, социально философскими основаниями, в частности, представлениями о цикличности общественного развития, изначальной многомерности и многообразии явлений и процессов социального мира и пр.
Социокультурный подход, понимаемый в социально научном плане, предполагает в первую очередь выделение и комплексное изучение институциональных и вне институциональных сторон социальной жизни. При этом культура рассматривается как основная предпосылка или условие возникновения и существования институциональных (стандартизированных и нормативно узаконенных) структур социальной организации, а личность – как предпосылка формирования ее вне институциональных структур.
Социально научные предпосылки социокультурного подхода включают в себя множество аналитических средств, используемых в социологии и культурной антропологии, в т.ч. институциональный анализ и антропологический «Институциональный анализ» в представлении классиков функционализма в социальной науке (Б. Малиновский, А. РэдклиффБраун и др.) направлен, как известно, на определение той основной цели, которая объединяет членов общности в институт и определяет характер их поведения в конкретном виде деятельности.
Из всей совокупности общественных явлений и связей данный под ход выделяет соотношение институциональных и не институциональных связей социокультурных явлений и процессов как главный ракурс своего рассмотрения. Характер же этих связей определяется, как известно, либо постепенной трансформацией различных неформализованных видов жизненной активности людей в образцы и виды системной организации (процессы институционализации), либо обратным переходом системных образований (целостностей) в дифференцированные и разнонаправленные виды спонтанной активности субъектов (процессы деинституционализации).
Антропологический аспект социокультурного подхода акцентирует свое внимание, во-первых, на выявлении и описании «высших» родовых сил человека как основы его внеинстициональных изменений и процессов, коренящихся в глубинах человеческой природы. Во-вторых, антропологический ракурс означает вместе с тем рассмотрение культуры как
способа саморазвития субъектов и пространства их свободной самореализации. Человек выражает и реализует свою родовую сущность при помощи универсальных способов и образцов деятельности, совокупность
которых чаще всего именуется культурой.
Данное положение соответствует взглядам Э. Тирикьяна и многих других антропологически мыслящих ученых. По их мнению, именно в культуре следует искать источник институционализации современного общества. По мнению антропологов, чтобы понять социальную организацию данного народа, его институты и обычаи, необходимо вначале выявить и изучить различные внеинституциональные феномены человеческого общежития. Поэтому культура выступает в качестве основы, конституирующей не только социальную организацию, но и тип человека.
По мнению Э. Тирикьяна, социальная теория, изучающая институциональную структуру, находящуюся на «поверхности» человеческих отношений, не может игнорировать культуру как «внутреннюю», латентную структуру общества, включающую определенный набор символов и ценностей. Поэтому социокультурный подход должен соединять, с одной стороны, возможности институционального анализа, а с другой, средства «глубинного» анализа. А здесь без антропологии уже не обойтись.
Таким образом, в процессе применения социально научных аспектов социокультурного подхода выявляются и обосновываются две взаимосвязанные тенденции социокультурных изменений: институционализация, осуществляемая посредством определенных социокультурных механизмов, и универсализация как процесс раскрытия сущностных сил и способностей и сил человека, реализуемых в процессе антропосоциогенеза.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амлер Т. Практический маркетинг. – СПб.: Питер, 2007.
2. Анатомия рекламного образа: фирменный стиль, технологии бренда, звуковые средства: курс лекций/Ред. А.В. Овруцкий. – СПб.: Питер, 2004.
3. Антипов К.В. Основы рекламы: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.
4. Ахмадулин ЕВ. Основы рекламной деятельности: учеб пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2018;
5. Бабаев А. Контекстная реклама: учебник. – СПб.: Питер, 2013.
6. Багиров Г. Место рекламы в пропаганде: учеб пособие. М: Изд-во. Моск ун-та, 2019;
7. Бакулев. Г. П. Массовая коммуникация. - М: Аспект. Пресс, 2019;
8. Белл. Д грядущее постиндустриальное общество. М: Академия, 2018;
9. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М: Изд-во. МГУ, 2019;
10. Борковский. О. И Реклама на фоне эпохи. Мюнхен: УТХИ, 2015;
11. Бухтерева О.С. Реклама в социокультурном сервисе и туризме: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2010.
12. Васильев Г.А. Основы рекламы: учеб. пособие. – М.: Вуз.учеб.: ИНФРА-М, 2011.
13. Гарипова Галия Ризвановна Социокультурные основы рекламной деятельности // Общество: философия, история, культура. 2019. №12 (68).
14. Головлёва Е.Л. Основы рекламы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2013.
15. Голядкин, Н. А. История отечественной и зарубежной рекламы. Учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2017;
16. Журналистика социальной сферы. - М.: РГСУ, 2018;
17. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации. - М.: Флинта, 2017;
18. Коханая, О.Е. Сборник программ практики студентов. - Москва: РГГУ, 2018;
19. Маркузе Г. Одномерный человек / пер. с англ. А.А. Юдина. М., 2003. 333 с.; Тоффлер Э. Шок будущег : пер. с англ. М., 2003. 558 с;
20. Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
21. Олешко, В. Ф. Психология PR деятельности. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2017;
22. Панкратов Ф.Г. Основы рекламы: Учебник – М.: Дашков и К, 2011.
23. Пидшморга Ю.В. Социокультурное воздействие рекламы на ценности современного российского общества [Электронный ресурс]: дисс. ... канд. психол. н.: 24.00.01. – М., 2009. – 262 с. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnoe-vozdeistvie-reklamy-na-tsennosti-sovremennogo-rossiiskogo-obshchestva
24. Плониш, В. Ю. Теория и практика массовой информации. - М.: ИВЭСЭП, 2019;
25. Рацибурская, Лариса Викторовна Специфика современного медийного словотворчества. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2019;
26. Стрункина Т.С. К проблеме социокультурных потребностей молодежи: философско-исторический анализ // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 215
27. Ульяновский А.В. Реклама в сфере культуры: учебное пособие. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2012.
28. Ульяновский А.В. Мифодизайн в рекламе. – СПб.: Филологическ. ф-т СПбГУ, 2011.
29.Ученова В.В. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа? – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
30. Шабай Е.С. Реклама в современном социокультурном пространстве. [Электронный ресурс]: дисс. ... канд. психол. н.: 09.00.13. – М, 2008. – 164 с.