Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансы как экономическая категория по своей сути обладают функцией контроля, т.е. объективной способностью приводить к определенным результатам в экономике при ее субъективной организации. Поэтому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля.
Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного устройства, одной из важнейших функций государственного управления и необходимым условием нормального функционирования финансово-кредитной системы. Его основными задачами являются исполнение государственного бюджета и внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, управление государственным внутренним и внешним долгом, государственными резервами и реализация фискальных и налоговых стимулов. В условиях рыночной экономики основными задачами являются своевременное и полное поступление всех видов государственных доходов, использование кредитных и заемных средств для покрытия дефицита государственного бюджета, своевременное финансирование социальных расходов, таких как заработная плата, пенсии и стипендии.
Развитие рыночных отношений не устранило необходимость государственного финансового контроля. Напротив, государственные учреждения несут все большую ответственность за защиту финансовых прав и интересов членов общества и вводят меры по предотвращению и борьбе со злоупотреблениями и незаконным присвоением.
Другими словами, фискальное управление является важной составляющей государственного управления, а государственное управление - это сложная система управления обществом. В процессе совершенствования государственного фискального управления необходимо учитывать этот принцип структурирования управления в обществе, то есть развивать взаимодействие фискальных систем.
Развитие современных технологий, в том числе информационных, и научно-технический прогресс сделали невозможным игнорирование автоматизированных процессов как одного из основных факторов повышения эффективности практически всех видов деятельности, особенно тех, которые связаны с большими объемами различных данных, таких как деятельность по государственному финансовому контролю.
Цель данной работы является определение путей совершенствования системы управления государственными финансами в России.
Задача данной работы
-
ЗАДАЧИ ПО СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ
Объект, предмет изучения
Методологическая база
Краткое содержание работы
1. Теоретические основы государственного финансового контроля РФ
1.1 Понятие, сущность и виды финансового контроля
В самом общем виде под финансовым менеджментом следует понимать контроль за законностью и целесообразностью действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов государственных и местных органов самоуправления.
Под финансовым менеджментом следует понимать деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, осуществляемую с использованием конкретных организационных форм и методов для установления объективной оценки законности и надежности финансовых операций и их экономической целесообразности.
Финансовый менеджмент обычно рассматривается в двух аспектах.
1) Строго регламентированная деятельность руководящего органа, специально созданного для обеспечения соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми экономическими агентами.
2) Неотъемлемая часть финансового контроля и движения денежных средств на макро- и микроуровнях для обеспечения адекватности и эффективности финансовых операций.
Эти два вида контроля взаимосвязаны, но различаются по своим целям, методам и объектам контроля. Если в первом случае основное внимание уделяется правовому и количественному контролю, то во втором - аналитическим аспектам финансового контроля. [8. C.32]
Контроль является кульминацией цикла контроля на этом этапе, в ходе которого фактическое воздействие на контролируемый объект сравнивается с установленными требованиями, выявляются негативные отклонения, определяются причины и виновники и принимаются меры по устранению последствий. Как самостоятельная функция управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них и положительно влияет на эффективность их использования. [14. C.37]
Целью финансового менеджмента является содействие успешному проведению национальной фискальной политики и обеспечение процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национальной экономики. При переходе к рынку его роль многократно возрастает.
Финансовый контроль осуществляется путем установления на научной основе степени соответствия практики управления финансами во всех сферах производства и распределения общественного производства целям финансовой политики.
Органы финансового контроля являются составной частью общей структуры органов государственного контроля и в то же время функционируют как важный компонент финансовой системы [18, с. 6].
Финансовый контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от сроков внедрения существуют предварительный финансовый контроль, текущий финансовый контроль и последующий финансовый контроль. Предварительный финансовый контроль осуществляется до принятия управленческих решений и операций, касающихся формирования, распределения и использования средств. Она носит превентивный и про активный характер.
Текущий финансовый менеджмент - это управление, происходящее в ходе финансовых операций (в процессе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и выплаты средств на административно-хозяйственные расходы, капитальное строительство и т.д.).
Финансовый менеджмент — это менеджмент, который осуществляется после проведения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования средств проектами и учреждениями, уплаты налогов и т.д.).
Помимо вышеперечисленных, существуют и другие основания для классификации видов финансовой отчетности.
По субъектам проведения контроль подразделяется на:
государственный (муниципальный), который, подразделяется на вневедомственный и ведомственный (внутриведомственный);
аудиторский (независимый);
внутрихозяйственный;
общественный.
Государственный контроль осуществляется представительными и административными органами власти, наделенными общими полномочиями.
Вневедомственный контроль осуществляется административными органами с межведомственной компетенцией. В частности, Счетная палата Российской Федерации и контрольно-ревизионные органы субъектов Российской Федерации, Главное управление Президента России, Департамент государственного финансового контроля Минфина России, Главное управление федерального Минфина России, Центральный банк России, МНС России, ГТК России, Федеральная служба налоговой полиции и Государственный внебюджетный фонд - Пенза.
Отраслевой (внутриотраслевой) контроль осуществляется административными органами с отраслевой компетенцией, т.е. министерствами, комиссиями, департаментами и другими вышестоящими органами за деятельностью подчиненных им предприятий (органов), организаций и учреждений. Контроль обычно осуществляется посредством аудита и тематических инспекций.
Аудит также является одним из видов вневедомственного контроля, но его суть заключается в том, что это независимый контроль. Аудиторский контроль за деятельностью компаний и частных предпринимателей осуществляют аудиторские фирмы или частные аудиторы, уполномоченные на проведение аудиторских проверок.
На предприятиях внутрифирменный (внутренний) контроль за деятельностью организаций внутри предприятия, таких как филиалы, цеха, участки, бригады, отделы и службы, осуществляют их руководители, эксперты и штатные аудиторы (ревизоры).
Общественный контроль осуществляется в соответствии с положениями ст. ст. 24 и 32 Конституции Российской Федерации и может осуществляться гражданами, трудовыми организациями и государственными органами.
В зависимости от источника информации, контроль можно разделить на контроль документов и контроль фактов. Различие между контролем документов и контролем фактов несколько условно, поскольку они основаны на разных источниках данных.
Например, источники информации при контроле документов включают такие документы, как первоисточники, бухгалтерские книги, счета и статистические данные. Контроль документов использует эти (в основном первичные) документы для определения достоверности и законности коммерческих сделок, бухгалтерских книг и отчетов.
На практике средства контроля основаны на изучении фактического состояния проверяемых объектов путем физического осмотра, который не может быть всеобъемлющим для непрерывности бизнеса. При этом количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается путем осмотра, испытания, измерения, пересчета, взвешивания и других методов проверки. Фактические объекты контроля включают денежные средства в кассе, основные средства, товарно-материальные запасы, готовую продукцию и состояние выполненных работ и услуг.
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль (ГФК) - это законодательно закрепленная деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и сдерживанию.
-недостатки и злоупотребления в управлении денежными и иными материальными ресурсами государства, а также отчужденные объекты нематериальных активов государственной собственности, которые используются в хозяйственной деятельности и наносят прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству.
-Несоблюдение финансового и экономического законодательства, в том числе бюджетного.
-несоблюдение финансового и экономического законодательства, включая законодательство о бюджете; -несоблюдение систем финансового и экономического управления государственными органами, организациями, в которых государство участвует полностью или частично, или организациями, непосредственно связанными с ними. В целом, целью ГФК является обеспечение соблюдения принципов законности, обоснованности и эффективности административных и исполнительных управленческих актов, включая планирование, формирование, распределение и использование государственных финансовых ресурсов, материальных и нематериальных активов, их сохранность и этапы их приумножения, в целях осуществления государственных функций. [7]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
4. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ: Указ Президента РФ от 25.07.1996 //https://base.garant.ru/5138439/
5. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 11.01.1995 N 4-ФЗ (последняя редакция)/
6. Основы государственного контроля, надзора и аудита [Текст] : учеб. пособие / А. К. Измоденов, А. В. Курдюмов ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос.экон. ун-т. — Екатеринбург : [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2018 — 109 с. https://scienceforum.ru/2015/article/2015017015
7. . Финансы : учебник / Ю. С. Долганова, Н. Ю. Исакова, Н. А. Истомина [и др.] ; под общ. ред. канд. экон. наук, доц. Н. Ю. Исаковой ; Мин-во обр. и науки РФ. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 — 336 с.
8. https://www.consultant.ru/
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
10. Суфянова, Е.З. Государственный финансовый контроль // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 16. С. 414-417.
11. Уланова Н. К., Черенков А. Ю. Оценка эффективности финансового контроля // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 816-820.
12. Химичева Н.И. Финансовое право: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. / Н.И. Химичева, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др. / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2019 – 451с.
13. Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 53-57.
14. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Правовое регулирование бюджетного контроля в Российской Федерации: Курс лекций. – М., 2019. – 176с.
15. Илинич Е.В. Проблемы развития государственного финансового контроля // Прикладные экономические исследования. 2017. № 5 (21). С. 26-31.
16. Лавренко С.В. Финансовый контроль в системе обеспечения национальной безопасности: институциональный аспект/ С.В.Лавренко, А.В. Романова // Финансы и кредит. — 2020. — №26(410). — С.58-62.
17. Носуля Д.Е., Тирова С.С. Правовое регулирование государственного финансового контроля в РФ // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 628-631.