Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Цели и задачи развития системы образования на период до 2024 года
Цель развития системы образования на период до 2024 года: внедрение современной модели образования, обеспечивающей доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Оренбургской области.
Задачи развития системы образования на период до 2024 года:
обеспечение эффективности системы социализации и самореализации молодежи, развития потенциала молодежи;
создание условий для обеспечения населения услугами дошкольного образования;
создание условий для равной доступности всем гражданам в Оренбургской области образования и самообразования, дополнительного образования, в том числе за счет развития дистанционного обучения на базе информационно-технологической инфраструктуры образования, модернизации образовательных программ, направленной на достижение современного качества образовательных результатов;
формирование благоприятных условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав каждого ребенка жить и воспитываться в семье;
формирование и поддержка деятельности органов молодежного самоуправления;
реализация государственной политики в сфере образования Оренбургской области.
Важнейшим фактором устойчивого развития общества, повышения благосостояния граждан, улучшения общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика. Оренбургская молодежь сегодня составляет четверть трудоспособного населения Оренбургской области. В настоящее время в молодежной среде существует ряд проблем, ограничивающих ее развитие и приводящих к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества:
ухудшается состояние физического и психического здоровья подрастающего поколения;
недостаточно развита культура ответственного гражданского поведения, значительная часть молодежи не обладает желанием к общественной деятельности и навыками самоуправления;
усиливается борьба за вовлечение молодежи в деятельность деструктивных объединений;
в связи с негативными демографическими процессами снижается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения.
Возникла необходимость диалога молодежных и детских общественных организаций с органами государственной власти. Существует потребность в специалистах высокого уровня, которые регулярно повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на курсах повышения квалификации в области молодежной политики, участвуя в международных, всероссийских, межрегиональных (форумы, семинары, встречи) и региональных (семинары, встречи, колледжи) мероприятиях.
Вызывает беспокойство и следующая тенденция: молодежь не в полной мере использует свой потенциал, что в конечном итоге может привести к замедлению социально-экономического развития Оренбургской области. В связи с этим возникла реальная потребность в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствовании системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
2.2. Реализация мероприятий по развитию системы образования Оренбургской области
Прогноз состояния образовательной сферы Оренбургской области основан как на демографических прогнозах численности детей и молодежи школьного возраста, экономики, рынка труда, технологий, представленных в стратегии развития Оренбургской области до 2024 года и до 2030 года, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой.
Сокращение числа студентов в системе профессионального образования в связи с демографическими процессами привело к сокращению предложения в наиболее гибком сегменте рынка труда. Это означает, с одной стороны, формирование предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой-необходимость радикального повышения качества подготовки персонала для работы с высокой производительностью. Очевидной тенденцией развития кадрового потенциала организаций Оренбургской области является создание собственного центра и программ подготовки кадров.
Наряду с этим в Оренбургской области развивается сеть организаций, реализующих образовательные программы СПО и приобретающих прикладные специальности, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. Расширение организаций СПО приведет к сокращению их общего числа.
Повышение и внедрение качества работы и СПО внедрение бакалавриата приведет к относительному увеличению доли студентов, обучающихся по соответствующим образовательным программам.
Особенностями сети ДОО станут включение организаций различных форм собственности, организация государственной поддержки вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемый срок обучения до 13,5 лет. ДОУ также будут выполнять функции поддержки семей, связанных с ранним развитием детей.
Будет продолжено совершенствование сферы школьного питания, направленное на сохранение и укрепление здоровья учащихся. В сельской местности структура сети школ усложнится: в нее войдут основные школы и филиалы, объединенные системой дистанционного обучения. Многие сельские школы станут интегрированными социокультурными учреждениями и организациями, выполняющими не только образовательные функции, но и другие социальные функции (культура и спорт, социальные услуги и другие).
Доступность качественного общего образования на всей территории Оренбургской области будет обеспечиваться электронным обучением, доступностью Банка интерактивных занятий, средствами повышения профессионализма педагогов в соответствии с современными требованиями.
В сфере молодежной политики будут созданы условия для успешной социализации молодежи и эффективной самореализации.
В результате строительства зданий ДОУ и реализации масштабной программы развития вариативных форм дошкольного образования смена детей на получение дошкольных образовательных услуг устраняется, в том числе, за счет внедрения принципиально новых моделей Доу с новым подходом к планированию образовательных пространств и возможностями их трансформации.
Благодаря созданию инфраструктуры система раннего развития детей (от 2 месяцев до 3 лет) получит поддержку. Семьям, нуждающимся в поддержке в воспитании маленьких детей, будут предоставлены консультационные услуги в жилых и удаленных центрах. До 2024 года не менее 75,0 процента родителей (законных представителей) детей будут получать психолого-педагогические, методические и консультационные услуги, также будет оказана поддержка гражданам, желающим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (начиная с 2019 года).
Не менее 95,0% детей в возрасте от 5 до 18 лет присоединятся к реализации программ дополнительного образования. В старшей школе все учащиеся получат возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории развития образовательной программы (по всем формам собственности и их сетям-семейной, дистанционной, самообразовательной).
К 2024 году во всех школах в соответствии с ФГОС планируется достичь удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры, включая основные виды благоустройства, современные образовательные ресурсы и услуги интернета, свободный высокоскоростной доступ к спортивным сооружениям. Моделями для распространения станут инновационные школы с современной образовательной инфраструктурой, созданные в Оренбургской области.
С внедрением современных цифровых технологий в ОО повысится качество и доступность образования всех видов и уровней. Каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору (в форме дистанционного, специального или инклюзивного образования), поддержку в профессиональной ориентации.
В 2024 г. повысится мотивация студентов к обучению, так как в экономике усилятся требования к компетентности выпускников, появятся механизмы стимулирования качественного образования. Каждый студент, обучающийся по приоритетным направлениям обучения, получит возможность пройти практику на современном производстве и трудоустроиться по специальности. Все студенты смогут воспользоваться возможностью участвовать в исследованиях и разработках по специальности во время обучения на курсах бакалавриата и программах подготовки специалистов и магистров.
Средняя заработная плата преподавателей ООО составит не менее 100,0 процента от прогнозируемой среднемесячной заработной платы работников организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц Оренбургской области (среднемесячный доход от трудовой деятельности). Средняя заработная плата учителей ДОУ составит не менее 100,0 процента от средней заработной платы по общеобразовательным учреждениям Оренбургской области.
Привлекательность профессии учителя и уровень квалификации педагогического персонала будут расти, охват учителей ООО Национальной системой профессионального развития к 2024 году составит не менее 50,0 процента. Значительно обновится педагогический корпус ООО, повысится уровень подготовки учителей. В профессиональном сообществе будут функционировать эффективные институты самоуправления, расширятся возможности участия работников в управлении ОО.
Реализация мероприятий повысит эффективность молодежной политики за счет привлечения молодежи к планированию и организации мероприятий. Влияние молодежи на социально-экономическую ситуацию в сфере будет усиливаться привлечением молодежи к добровольческой (волонтерской) деятельности и работе органов молодежного самоуправления. Расширение сети детских и молодежных общественных организаций должно способствовать развитию молодежного творчества, повышению гражданской ответственности.
Создание центров развития волонтерства в государственном учреждении сферы молодежной политики, интенсификация работы Координационного совета по волонтерству (волонтерству) при губернаторе Оренбургской области до 2024 года позволит сформировать систему поддержки волонтерства в Оренбургской области. К 2024 году удельный вес молодых людей, участвующих в волонтерской деятельности, увеличится до 35 процентов от общего числа молодых людей в возрасте от 20,0 до 14 лет.
Количество молодежных семинаров, акций, фестивалей, митингов планируется увеличить до 60 в 2024 году.
Количество студентов, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, к 2024 году составит не менее 195 тысяч человек. Принятые меры позволят увеличить общее количество молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, участвующих в мероприятиях, с 25,0 процента в возрасте от 14 до 35 лет в 2021 году до 40,0 процента в 2024 году.
Способствовать творческой самореализации молодежи 18-35 лет будет ее участие в молодежных форумах, фестивалях, митингах, акциях на региональном, районном и федеральном уровнях. Численность молодежи в возрасте 14-35 лет, принимающей участие в молодежных семинарах, акциях, фестивалях, митингах, без учета количества молодежи, принимающей участие в молодежных семинарах, акциях, фестивалях, митингах патриотической направленности, возрастает с 8000 человек в 2021 году до 9500 человек в 2024 году.
Работу по социализации молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, продолжат подведомственные ДМП государственные органы. На их основе планируется организовать тренинги, семинары-практикумы, соревнования специализированных лагерей.
Таким образом, общее количество молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, участвующих в мероприятиях, молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, участвующих в мероприятиях, увеличится с 10,0 процента в 2021 году до 20,0 процента в 2024 году.
Принципиальные изменения в системе профессионального образования будут происходить по следующим направлениям: модернизация профессионального образования для обеспечения индивидуальных траекторий развития жителей Оренбургской области; обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ; внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций; создание условий для обеспечения равной доступности всем гражданам Оренбургской области профессионального образования; увеличение охвата студентов ПОО и ООВО онлайн-образованием; формирование механизмов обеспечения квалифицированными кадрами потребностей социально-экономического развития Оренбургской области, улучшение кадрового состава ПОО и ООВО; совершенствование моделей управления ПОО, формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва. Приоритетом является пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей и студентов, прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития Оренбургской области. Должны быть развернуты гибкие программы с разными сроками обучения. Для их реализации необходимо обеспечить взаимовыгодное сотрудничество ООВО и ПОО и работодателей путем разработки гибких учебных планов, изменяющихся с учетом требований работодателей, организации мест для проведения практики студентов, создания системы профессиональной сертификации специалистов объединениями работодателей.
В рамках основного мероприятия «современный школьный региональный проект» будут внедрены новые методы обучения и воспитания на базовом общем и среднем общеобразовательном уровнях, образовательные технологии, обеспечивающие приобретение обучающимися основных умений и навыков, повышение их учебной мотивации и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения по предмету «Технология» и другим предметным областям. Результаты реализации данного регионального проекта окажут существенное влияние на модернизацию системы общего образования, повышение уровня общего образования в Оренбургской области, а также создадут условия для глобальной конкурентоспособности российского образования, высокого качества образования, повышения качества жизни в каждом регионе. До конца 2024 года изучение предмета «Технология» и других предметных областей в каждом муниципалитете Оренбургской области будет проводиться на базе высокотехнологичных организаций, в том числе детских технопарков «Кванториум», с привлечением школ различного типа, в том числе школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях. Открытие детского технопарка «Кванториум» обеспечит возможность организации дополнительного образования нового формата, формирующего у детей изобретательное, творческое, критическое мышление. Это платформа, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, направленная на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, апробацию и внедрение инновационных технологий и идей. Для детского технопарка «Кванториум» были выбраны технологические направления, которые являются приоритетными для Оренбургской области и будут реализованы в квантовых лабораториях: IT-квантум, Аэроквантум, ПромРобоквантум, Промдизайнквантум, Энерджиквантум, Биоквантум, Хайтек. В рамках основного мероприятия планируется открытие и функционирование так называемых «точек роста» «современного школьного регионального проекта». Это основы современного обучения технологиям, безопасности жизнедеятельности и информатики в сельской местности и небольших городах. Эти центры будут оснащены оборудованием, которое позволит качественно изучать эти дисциплины. Кроме образовательного процесса, в «точках роста» будут организованы внеклассные мероприятия для детей не только этого образовательного учреждения, но и всех близлежащих школ муниципалитета.
Таким образом, приоритетом является решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, чему будут способствовать внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте» продолжительностью от нескольких месяцев до года, создание центров опережающей профессиональной подготовки. В этой связи предстоит обеспечить корректировку и согласование долгосрочных прогнозов, стратегий и программ инновационного развития отраслей Оренбургской области как базы для планирования развития системы непрерывного образования и осуществить стратегический комплексный подход к прогнозированию необходимых компетенций на межотраслевой основе. Также одно из приоритетных направлений – повышение качество и доступности образовательных услуг, обеспечение большего числа детей региона дополнительными услугами, модернизация образовательных учреждений региона. Новой задачей для системы образования является построение эффективной системы обучения взрослых, основанной на современных форматах обучения и образовательных технологиях. В рамках этой системы должны поддерживаться программы повышения квалификации и переподготовки кадров для государственного и корпоративного секторов экономики, а также системы неформального обучения взрослых всех возрастов на базе центров повышения квалификации и многофункциональных центров прикладной квалификации.