Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В современных условиях без сильной финансовой поддержки, которая направлена на улучшение условий труда и жизни населения муниципалитетов, не представляется возможной реализация программ в социальной сфере. В данном отношении особого рода значимость приобретают проблемы образования финансовых ресурсов местных бюджетов РФ. РФ ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления и достаточно быстрым образом реализовано ее положение по поводу того, что осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественным образом быть возложено на органы власти, которые наиболее близки к гражданам. Данного рода положение нашло свое отражение в Бюджетном кодексе РФ и ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но при этом не нужно забывать о том, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерными тем полномочиям, которые предоставлены им Конституцией либо законом.
Цель работы – представить проблемы и перспективы финансового потенциала местных бюджетов в РФ.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность, значение местного бюджета и классификацию его доходов;
- раскрыть организационно-правовые основы финансового потенциала местных бюджетов в РФ;
- оценить доходы местных бюджетов в РФ;
- выявить проблемы и рассмотреть возможные перспективы финансового потенциала местных бюджетов.
Объект исследования – местные бюджеты. Предмет исследования – финансовый потенциал местных бюджетов.
1. Теоретические, организационные и правовые основы формирования финансового потенциала местных бюджетов
1.1. Сущность, значение местного бюджета и классификация доходов местного бюджета
Основным звеном финансовой системы выступает бюджет. Бюджет необходим для сосредоточения денежных средств и их использования для обеспечения финансирования важнейших функций государства. Следовательно, бюджет представляет собой инструмент экономической и социальной политики, необходим для перераспределения части ВВП государства с учетом интересов общества.
Другое определение понятия бюджета содержится в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Под местным бюджетом (или бюджетом муниципального образования) понимают форму образования и расходования финансовых ресурсов, которые нужны для обеспечения задач и функций, которые относятся к вопросам ведения органов местного самоуправления . К вопросам ведения органов местного самоуправления относят вместе с тем вопросы только местного значения. На территории России каждый год принимают порядка 30 тысяч бюджетов органов местного самоуправления, к которым относят районные, городские, поселковые и сельские бюджеты .
Органы местного самоуправления обладают бюджетными и имущественными правами, которые представлены данным органам, они предоставляют им возможность составления, рассмотрения, утверждения и исполнения собственных бюджетов.
Отдельно взятый бюджет связан денежными отношениями, которые носят объективный характер, то есть существование бюджета обусловлено необходимостью объективного характера, он есть и во всех общественно-экономических формациях, где были отношения по поводу образования и использования фондов денежных средств, в связи с этим, можно говорить, что бюджет представляет собой экономическую категорию, которая тесно связана с существованием самого государства. Данная категория имеет особенности:
- бюджет муниципального образования является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
- при помощи бюджета муниципального образования происходит перераспределение национального дохода между отраслями хозяйства страны, территориями, сферами общественной деятельности;
- определение пропорций бюджетного перераспределения стоимости происходит при помощи потребностей воспроизводства, задачами, которые стоят перед обществом на каждом отдельно взятом историческом этапе .
Сущность бюджета МО (местного бюджета) в качестве категории экономики реализуется посредством распределительной и контрольной функций.
Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения потребностей социально-экономического характера на подведомственной им территории. Помимо этого, при помощи данного рода функции можно установить, насколько своевременным и полным образом финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении средств местного бюджетного фонда.
Содержание функции может быть определено процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одним из иного рода звеньев финансовой системы не осуществляется такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).
Сфера деятельности данной функции устанавливается тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).
Местный бюджет служит своего рода каналом передачи населению итоговых результатов производства. Через местные финансы происходит перераспределение общественных фондов потребления между различными группами населения. Из местных финансов же происходит и финансирование развития отраслей сфер производства .
Функции бюджета МО вместе с тем являются объективными, как и сама данная категория. Бюджет муниципального образования является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. При помощи него государством может изменяться структура общественного производства, оказываться влияние на результаты хозяйствования, осуществляться преобразования в социальной сфере.
Органами местного самоуправления обеспечивается удовлетворение важнейших жизненных потребностей населения в сферах, которые отнесены к ведению муниципальных образований, на уровне не менее минимальных социальных стандартов государства, исполнение которых закреплено законодательным образом.
Основой бюджета являются доходы и расходы.
Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:
- средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти);
- собственные средства муниципального образования. К собственным доходам бюджетов муниципальных образований относятся: налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации; доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций;
- заемные средства (привлечение денежных средств органами власти местного уровня для покрытия дефицита бюджета (т.е. недостатка финансовых ресурсов) или для финансирования различные рода внебюджетных мероприятий посредством эмиссии соответствующих долговых ценных бумаг) .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014. №172-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление Правительства РФ «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период (вместе с «Правилами разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период»)» от 31.08.2015. №914 // СПС КонсультантПлюс.
2. Научная литературы
6. Ахатова В.А. Проблемы формирования доходов местного бюджета // Молодой ученый. – 2022. - №7. – С.223-225.
7. Жиляков Д.И., Ускова В.С. Перспективы роста доходной базы местных бюджетов // Наука и практика регионов. – 2021. - №2. – С.57-63.
8. Ибрагимова П.А., Абасова М.А., Тагирова К.М. Особенности формирования и исполнения местного бюджета // Экономика и предпринимательство. – 2022. - №1. – С.602-607.
9. Кириллова С.С., Горелова Ю.Н., Горохова Ю.С., Савенкова Е.Г. Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов за счет неналоговых доходов // Наука и образование. – 2021. – Т.4. - №2. – С.589-591.
10. Клементьева Н.М., Дорожкина Е.Г., Ульянкин В.Е. Основные принципы, бюджетные пределы и ограничения в бюджетах муниципальных образования // Актуальные проблемы современности: наука и общества. – 2021. - №2. – С.40-43.
11. Крохина Ю. А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 345с.
12. Матросова А.И. Местные бюджеты как экономическая основа местного самоуправления // Студенческий. – 2021. - №40-6. – С.6-10.
13. Мейлиев О.Р., Жураев Э.Х. Перспективы обеспечения устойчивости доходов местного бюджета // Процветание науки. – 2021. - №3. – С.79-104.
14. Мысляева И.Н. государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 445с.
15. Огнева А.А. Проблемы формирования местных бюджетов // Молодой ученый. – 2021. - №4. – С.198-200.
16. Пинская М.Р., Вагин В.В., Логинова Т.А., Прокаев М.В. Увеличение налоговых доходов местных бюджетов с помощью инициативного бюджетирования // Белорусский экономический журнал. – 2020. - №4. – С.117-127.
17. Фахрутдинова Э.Р., Валеева М.Ф. Совершенствование собираемости налоговых доходов местных бюджетов // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т.1. – №7. – С.525-530.
18. Шаяхметова Т.В. Механизм формирования и использования средств местных бюджетов // Студенческий вестник. – 2022. - №1-9. – С.15-17.
19. Официальный сайт Министерства финансов РФ - https://minfin.gov.ru/ru/.