Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы Российской Федерации 5
1.1. История пенсионной системы РФ 5
1.2. Проблемы функционирования пенсионной системы Российской Федерации 11
Глава 2. Пути совершенствования пенсионной системы Российской Федерации 17
2.1. Направления повышение эффективности функционирования пенсионной системы Российской Федерации 17
2.2. Реализация принципа социальной справедливости при назначении пенсии по старости 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что право на пенсию (в том числе страховую пенсию) гарантировано Конституцией РФ и сейчас проводится очередная пенсионная реформа .
Несмотря на проводимые структур¬ные изменения в пенсионной сфере, все еще оста¬ется высоким риск возникновения значительного дефицита в рамках притока и оттока денежных средств Пенсионного фонда России. При этом эф¬фективность выполнения социальных задач пенси¬онной системы снижается, что связано с объектив¬ными внешними обстоятельствами, отсутствием резервов для роста российской экономики быстры¬ми темпами, негативным воздействием коронавирусной пандемии на деловую активность в стране.
Актуальность исследования повышается в условиях реформирования пенсионной системы Российской Федерации. Важно выявить существую¬щие недочеты и резервы повышения эффективно¬сти функционирования отечественной пенсионной системы.
Основной целью исследования является теоретический анализ правовых норм, регулирующих пути развития пенсионной системы РФ на современном этапе.
Задачи исследования обусловлены целью работы и выражаются в следующем:
1. рассмотреть историю пенсионной системы РФ;
2. исследовать проблемы функционирования пенсионной системы Российской Федерации;
3. определить направления повышение эффективности функционирования пенсионной системы Российской Федерации;
4. проанализировать реализацию принципа социальной справедливости при назначении пенсии по старости.
Объектом исследования являются регулятивные и охранительные правоотношения по реализации права физического лица на пенсию.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с назначением и выплатой пенсий.
При подготовке работы в качестве базового использован метод формально¬-логического исследования, также применялся функциональный метод, системный и логический анализ, индукция, дедукция, сравнение.
Исследование проведено с использованием Конституции Российской Федерации, международных правовых актов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение пенсиями, а также нормативных правовых актов других отраслей права.
Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы Российской Федерации
1.1. История пенсионной системы РФ
Реформирование пенсионной системы началось с принятием Закона РФ № 340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РФ», которым вводилась система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников.
До пенсионной реформы, расходы на выплату пенсий ложились на государственный бюджет, размеры пенсий были минимальными, поэтому назрела необходимость повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию.
Закон, вступивший в силу в 1990 г. закрепил систему обязательного пенсионного страхования. Суть новой системы состояла в распре¬деление страховых взносов между работниками и работодателями, которые аккумулировались в фонде обязательного пенсионного страхования (Пенсионном фонде РФ). Данные средства направлялись только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и не могли изыматься на иные цели.
Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определялись вышеуказанным законом.
А.К. Соловьёв отмечает, что уровень пенсионного обеспечения характеризует пенсионную систему и её состояние в конкретные пе¬риоды времени. Уровень страхового пенсионного обеспечения определяется, во-первых, тем, сколько лет гражданин трудился; сколько работни¬ками и работодателями уплачивалось в эти годы страховых взносов. Именно эти показатели определяют уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей .
В 2002 году наступил следующий этап реформирования пенсий, в силу чего 1 января вступил в силу блок новых федеральных зако¬нов: ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ФЗ-111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
Нормы данных законов закрепили реорганизацию существующей распределительной системы начисления пенсий: изменили структуру пенсий и дополнили их накопительной частью, ввели персонифицированный учет застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
Целью реформы стало повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, формирование стабильного источника дополнительных доходов в социальную систему с учётом пенсионных прав граждан в зависимости от их «белой» зарплаты, и уплачиваемых ими пенсионных отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем.
Введение подобной системы, на основании уже имеющейся практики Европейских государств, было направлено на преодоление негативных демографических последствий (низкая рождаемость в 90-х годах), которые в дальнейшем неизбежно отрицательным образом сказа¬лись бы на пенсионной системе РФ.
С 1 января 2002 года в России начала действовать система персонифицированного учета уплаченных страховых взносов, которая от-разила накопительное финансирование пенсий.
По закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», страхователем может выступать не только государственный Пенсион¬ный фонд, но и частные негосударственные пенсионные фонды. По данному закону государство несет полную ответственность за выплату пен¬сий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования, Пенсионным фондом РФ был создан резерв, обеспечивающий реальное выполнение им обязательств по выплате гражданам пенсий в полном объёме.
Закон «Об обязательном пенсионном страховании» установил три составляющих пенсионной системы: базовую, страховую и накопи¬тельную пенсии, которые в последующем были модифицированы.
Закон «О государственном пенсионном обеспечении», определил порядок выплат связанных с бюджетным финансированием пенсий, а закон «О трудовых пенсиях в РФ» - порядок назначения и выплат страховой и накопительной части пенсий. Также законодательством были установлены новые размеры взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд и социальный налог.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г. // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 05.04.95 г.
3. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.66 г. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.73 г. № 4812-VIII // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 12.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.
5. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров, 2010, № 4, апрель, с. 17 - 67.
6. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (принята в г. Женеве 28.06.1952 на 35 сессии Генеральной конференции МОТ). Россия не ратифицировала Конвенцию // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055 - 1086.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // СЗ РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6989.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» // СЗ РФ, от 30.12.2013 г. № 52 (часть I) ст. 6987.
10. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
11. Федеральный закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ, 27.11.95, № 48, ст. 4563.
Материалы судебной практики
12. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда об¬щей юрисдикции от 01 октября 2020 года [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, (дата обращения: 23.01.2023).
13. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 декабря 2018 года[Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, (дата обращения: 23.01.2023).
Учебная и научная литература
14. Андрианов К.Н., Котова Н.Е., Черныше¬ва Т.К. Состояние государственной пенсионной си¬стемы и направления ее совершенствования в си¬стеме планирования социально-экономического развития РФ // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Т. 10, № 4.
15. Аракчеев В. С. Основания и условия пенсионного обеспечения в России // Вестник Томского госуд. унив–та. 2004. № 283. С. 25–29
16. Голубева В.А., Игонина М.Ф., Лановая В.М. Сравнительный анализ пенсионной системы Рос¬сийской Федерации с пенсионными системами Италии, Бельгии и Латвии // Вестник образования и развития науки Российской академии естествен¬ных наук. 2019. № 23 (1). С. 27-36.
17. Кива-Хамзина Ю.Л., Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: направления правового и экономического регулирования пенсионной си¬стемы // Экономика и политика. 2019. № 1 (13). С. 20-24.
18. Коноплева Ю.А. Досрочная пенсия педагогических работников: нюансы судебной практики // В сборнике: Современная юриспруденция: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей II Международной научно–практической конференции. Пенза, 2022. С. 57–59.
19. Мочулаев В.Е. Инвестиционный накопи¬тельный способ использования налога на доходы физических лиц в пенсионной системе России // Наука через призму времени. 2019. № 7 (28). С.66-69.
20. Пудовкин А.В. Мировой опыт использова¬ния добровольных и обязательных накопительных пенсионных систем: уроки для России // Вестник МГИМО Университета. 2016. № 3 (48).
21. Соловьёв А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность. Учебное пособие. М.: «Проспект» 2014. 429 с.
22. Труд и занятость в России. 2021: Стат. сб./Росстат. M., 2021. 177 c.
23. Урусова А.Б., Гайрбекова Р.С. Перспективы развития и совершенствования пенсионной систе¬мы России // Вестник Академии знаний. 2021. № 6 (47). С. 454-457.
24. Урусова А.Б., Попова А.Р. Актуальные аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Экономика: вчера, сегод¬ня, завтра. 2021. Т. 11, № 3-1. С. 128-139.
25. Хромов Е.А. Оптимизация пенсионной систе¬мы РФ в рамках ее эволюции // Журнал правовых и экономических исследований. 2020. № 2. С. 31¬-37.
26. Черкасская Г.В. Пенсионная система как часть системы жизнеобеспечения: современные аспекты // В сборнике: Проблемы и пути социаль¬но-экономического развития: город, регион, стра¬на, мир // Сборник статей IX Международной науч¬но-практической конференции (Санкт-Петербург, 06-07 декабря 2018 года). Ответственный редак¬тор Н. М. Космачева. Санкт-Петербург: Издатель¬ство Ленинградского государственного универси¬тета имени А.С. Пушкина, 2019. С. 33-41.
27. Чернышева Е.В. Проблемные точки пенси¬онной системы Российской Федерации, примене¬ние опыта пенсионных систем зарубежных стран / В сборнике: Глобальные и региональные воздей¬ствия в системе современных обществ // Сборник научных трудов. Иркутск: Иркутский государствен¬ный университет, 2021. С. 242-245.
Другие источники
28. Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России. Научный дайджест № 5 (10). 2022 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.hse.ru/ (дата обращения: 26 01.2023).
29. Заключение на проект федерального закона № 1027744-7 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс], Режим доступа: https://ach.gov.ru (дата обращения: 24.01.2023).
30. Пенсионный фонд Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.pfrf.ru (дата обращения: 25. 01.2023).
31. Старшее поколение. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс], Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 26.01.2023).