Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие культура поведения 6
1.2. Понятие и структура культуры безопасного поведения 9
1.3. Особенности и методика формирования культуры безопасного поведения в дошкольном возрасте 11
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МБДОУ «СИНЕГЛАЗКА» 16
2.1. Исследование уровня развития культуры безопасного поведения детей на примере старшей группы МБДОУ «Синеглазка» 16
2.2. Подготовка и применение методики формирования культуры безопасного поведения у детей в старшей группе МБДОУ «Синеглазка» 22
2.3. Результаты формирования культуры безопасного поведения у детей в старшей группе МБДОУ «Синеглазка» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе развития общества.
Сущность человека, особенности его характера, темперамента, потребности, взгляды, вкусы, желания проявляются в поведении. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. Поэтому культура поведения − это неотъемлемая часть культуры человеческого общества. От того, насколько у детей сформированы навыки культурного поведения, во многом зависит и успешность их социально-бытовой ориентировки и адаптации.
Формирование представлений о культуре безопасности у детей старшего дошкольного возраста занимает важное место в системе воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. В этом процессе педагог решает комплекс взаимосвязанных прикладных задач: формировать представления об основах безопасного поведения в быту, природе и социуме; закреплять первичные представления о правилах безопасности дорожного движения; формировать осторожное отношение к потенциально опасным для человека и всего окружающего мира природным ситуациям; воспитывать осознанное отношение и ответственность за свое поведение, соответствующее требованиям личной и общественной безопасности.
Данные задачи раскрываются в содержании основной образовательной программы дошкольной организации, реализуется в каждодневной непосредственной образовательной деятельности, бытовых и воспитательных ситуациях жизнедеятельности детей.
ООП ДОУ позволяет на основе овладения старшими дошкольниками социальным опытом, воспитания необходимых личностных качеств, включения детей в систему социальных отношений, использование игровой деятельности формировать основы культуры безопасного поведения.
Понятие «культура поведения» исследовали С. Петерина, И. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О. Защиринская, Л. Островская и другие ученые, которые определяли принципы, содержание и методы формирования культуры поведения у подрастающего поколения.
Проблема повышения культуры безопасности у дошкольников поднимается многими современными педагогами и психологами (Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, И.А. Лыкова, Т.К. Телегина, Т.А. Шорыгина), поскольку является важным фундаментом успешной социализации в будущем.
В настоящее время у детей наблюдается несамостоятельность, безынициативность, неспособность самостоятельно принимать решения, не сформирована культура безопасного поведения, и они не знают, к кому обратиться за помощью. Поэтому, формирование культуры безопасности является актуальной проблемой в воспитании дошкольников.
Цель данного исследования: изучение теоретических основ формирования культуры безопасного поведения у старших дошкольников и применение методики формирования культуры безопасного поведения у детей старшей группы МБДОУ «Синеглазка».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие культура поведения;
• Проанализировать понятие и структуру культуры безопасного поведения;
• Рассмотреть особенности и методику формирования культуры безопасного поведения в дошкольном возрасте;
• Провести исследование применения методики формирования культуры безопасного поведения у детей старшей группы МБДОУ «Синеглазка».
Объект исследования: культура безопасного поведения.
Предмет исследования: методика формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ «Синеглазка».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л Князева. СПб.: Детство -Пресс, 2015. 144 с.
2. Артышко С.В., Артышко Е.С., Заярная Н.И., Рязанов В.Н. Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения основ безопасного поведения // Современное педагогическое образование. М., ООО «Русайнс». 2020. № 11. С. 210-213.
3. Бабаева, Т. И., Логинова В. И., Ноткина Н. А., Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. – М. : Педагогика, 2006
4. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.: Мозаика -Синтез, 2015. 154 с.
5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М.: Мозаика -Синтез, 2013. 64 с.
6. Белинова Н.В., Бичева И.Б. Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении//Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 44-48. EDN: YQAMKO
7. Гусейнов, А. А., Кона И. С. Словарь по этике, 1989
8. Казанкова Е.А. Культурные практики детей дошкольного возраста // Инновационное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения : Сборник научных трудов XV международной научно-методической конференции. В 2 ч. – Саратов: Центр «Просвещение», 2019. – С. 199-202.
9. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза//Вестник Мининского университета, 2015. № 4 (9). С. 19. EDN: VHIZSZ
10. Мазалова М.А. Развитие педагогической культуры родителей // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Саратовский источник, 2016. – С. 208-212
11. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности//ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2015. № 6. С. 11-15.
12. Мошкин В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. № 2. С. 14-20.
13. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. 164 с.
14. Попова Е.В. О проекте «Здоровье и окружающая среда» // Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного процесса : материалы Всероссийской научно-практический конференции с международным участием / Под редакцией А.В. Викулова, Н.В. Тимушкиной. – Саратов: Саратовский источник, 2014. – С. 203-205
15. Рязанов В.Н. Методы организации учащихся основной школы на уроках ОБЖ // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний : сборник материалов IV научно-практической конференции с международным участием; под общ. ред. Н.Ю. Абраменко. Биробиджан, 2021. С. 164-166.
16. Савко, Е. С. Формирование культуры поведения младшего школьника средствами физической культуры и спорта» // Вестник ТГПУ. − 2007. − Выпуск 5 (68). – С. 47−54
17. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРИО», 2019. 160 с.
18. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №, 01155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
19. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2008. 207 с.
20. Шипунова В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов. М.: Цветной мир, 2013. 96 с.