Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рамках модернизации образования в России «Российская образо-вательная политика на современном этапе» сделала развитие ключевых компетенций учащихся одной из главных задач современной школы. К наиболее важным из них относятся
- Умение работать с различными видами информации.
- Способность ответственно принимать решения.
- Толерантность, уважение к людям другой национальности, умение сосуществовать с представителями разных культур, религий и языков.
- Способность постоянно повышать уровень своего образования и т.д.
Таким образом, необходимость совершенствования общего образо-вания учащихся определяется самой жизнью, и особенно тем социальным заказом, который современное общество предъявляет к общему образова-нию детей. Этот социальный заказ заключается в развитии природных та-лантов, способностей и индивидуальности каждого ученика, в формирова-нии социально активной личности с творческой инициативой. Поэтому необходимо определить оптимальные формы, методы и приемы обучения на уроках истории, основанные на индивидуальном и дифференцирован-ном подходе к учащимся с целью расширения их кругозора и развития общей культуры.
Новое время порождает новые вопросы. Меняется общество, меня-ется и отношение к изучаемому предмету. Меняется история. Предметы и информационная среда резко расширяются. Учебники выходят за рамки учебников. Телевидение, радио и компьютерные сети значительно увели-чили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники дают материал для пассивного восприятия. Общество, пресса, телевидение и учебники создали различные точки зрения на одно и то же событие. Воз-никает вопрос, возможно ли запомнить и усвоить такое количество ин-формации. Сегодня многие люди ищут способы более эффективного обу-чения.
На протяжении всей истории учителя всегда думали о том, как сде-лать свои классы интересными, как вовлечь всех в процесс обучения и как сделать так, чтобы никто не остался без внимания.
На протяжении всей истории, как развить характер учеников, их творческое мышление, способность анализировать прошлое и настоящее, умение делать собственные выводы и способность иметь уникальный взгляд на все.
Сегодня перед школами стоит задача развить способных учеников.
- адаптироваться к меняющимся условиям жизни, самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, решать различные про-блемы и находить свое место в мире на протяжении всей жизни.
- Творчески мыслящего человека, способного самостоятельно кри-тически мыслить, выявлять проблемы, находить рациональные пути их решения, использовать современные технологии, осознавать, где и как можно использовать полученные знания, генерировать новые идеи.
- Работать с информацией (собирать, анализировать и обобщать факты, необходимые для решения проблем; сравнивать и сопоставлять факты с информацией, необходимой для решения проблем) Поскольку за-нятия проходят в дружеской, благоприятной атмосфере, учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои коммуникативные навыки, в том числе и навыки общения. Вавилова трактует интерактивное обучение следующим образом. «метод обучения, реализуемый в форме совместной деятельности субъектов обучения, при котором все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обменивают-ся информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, анализируют работу, погружаются в атмосферу делового сотрудничества для решения проблем» В. С. Дьяченко он считал, что учащийся должен быть:
- общителен, общается в разных социальных группах, сотрудничает в разных сферах и при разных обстоятельствах, предотвращает конфлик-ты и умело их разрешает
- самомотивированы на повышение собственного морального, ин-теллектуального и культурного уровня.
Очень трудно воспитать людей, отвечающих этим требованиям, ис-пользуя традиционные методы образования.
Эти задачи могут быть решены в условиях, когда обучающийся ак-тивно вовлечен в процесс обучения благодаря использованию преподава-телем интерактивных методов и приемов обучения.
Многие методические инновации сегодня связаны с использованием интерактивных методов обучения. Термин «интерактивность» означает способность к взаимодействию, нахождение в интерактивном режиме. Та-ким образом, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалог. Хотя диалог возможен и в традиционных методах обучения, но только по линии «учитель-ученик» и «группа (аудитория) учитель-ученик». В интерактив-ном обучении возможен диалог по типу «ученики-ученики» (работа в па-рах), «ученики-группа учеников» (групповая работа), «ученики-аудитория» или «ученики-группа-аудитория» (презентация групповой ра-боты), «ученики-компьютер» и т.д.
Интерактивное обучение - это особая форма организации познава-тельной деятельности, и когда учебный процесс осуществляется таким об-разом, что почти все ученики вовлечены в познавательный процесс, у уче-ников есть возможность понять и осмыслить то, что они знают и думают. Совместная работа в процессе обучения означает, что каждый ученик вно-сит свой вклад и обменивается знаниями, идеями и способами деятельно-сти. Поскольку это происходит в дружеской, взаимоподдерживающей ат-мосфере, учащиеся не только получают новые знания, но и развивают коммуникативные навыки, позволяющие слушать других, ценить различ-ные точки зрения, участвовать в дискуссиях и совместно вырабатывать решения. Интерактивные работы также обладают большим образователь-ным потенциалом. Они могут помочь учащимся наладить контакт друг с другом, научить работать в команде, снять напряжение, почувствовать се-бя в безопасности, понять друг друга и добиться успеха. Интерактивное обучение требует использования особых форм организации познаватель-ной деятельности и ставит вполне конкретные и предсказуемые цели, например, создание комфортной учебной среды, вовлечение учащихся в учебное взаимодействие, придание продуктивности самому процессу обу-чения.
По сравнению с традиционным обучением, интерактивное обучение изменяет взаимодействие между преподавателем и учениками. Активность учителя сменяется активностью ученика, а задача учителя - создать усло-вия для спонтанности.
Интерактивный метод требует подготовки со стороны учителя, включая информацию, раздаточный материал и инструменты урока, а также подготовки со стороны учеников. Дворичанская пишет: «Важнейшей особенностью интерактивного обучения является изменение роли учителя в образовательном процессе по сравнению с ролью учителя в традицион-ном образовании. В интерактивной системе обучения основная роль
Интерактивные технологии обучения основаны на феномене «взаи-модействия». Понятие «взаимодействие» впервые появилось в социологии и социальной психологии. Для теории символического взаимодействия, предложенной американским философом Дж. Мидом, характерно рас-смотрение развития и жизнедеятельности личности, создания собственного «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Таким об-разом, интерактивное обучение можно рассматривать как особую форму организации познавательной деятельности, основанную на сочетании дей-ствия-реакции инициативы и реакции со стороны всех участников образо-вательного процесса .
Т. С. Панина и Л.В. Вавилова трактуют интерактивное обучение следующим образом. «метод реализационного познания в форме совмест-ной деятельности субъектов обучения, при котором все участники образо-вательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются ин-формацией, совместно решают задачи, моделируют ситуации, анализиру-ют работу, и тем самым погружаются в атмосферу делового сотрудниче-ства для решения проблем» В. С. Дьяченко - «Интерактивное обучение - это метод распознавания, погружения обучающихся в общение, основан-ный на интерактивной форме деятельности участников образовательного процесса, в х. Это способ обучения всех для всех и каждого для каждого» . «Основной характеристикой интерактивного обучения является изменение роли учителя в образовательном процессе по сравнению с ролью учителя в традиционном классе, - пишет он. Основные задачи интерактивной си-стемы обучения - стимулировать самостоятельное исследование и анализ учащихся, организовывать и координировать образовательный процесс, поддерживать и консультировать учащихся, когда они сталкиваются с трудностями в процессе выполнения заданий. В результате ученики учатся критически мыслить, самостоятельно решать проблемы на основе анализа информации, извлеченной из разных источников, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать важные проблемы» .
Т. С. Панина и Н. В. Вавилова отмечают, что «интерактивное обу-чение предполагает иную логику, чем обычный образовательный процесс: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к теоретическо-му пониманию через применение. Опыт и знания участников образова-тельного процесса являются источником взаимного обучения и взаимного обогащения. Делясь знаниями и опытом, ученики берут на себя часть пре-подавательской роли педагога, что мотивирует их и способствует более продуктивному обучению.» Изучая историю возникновения и становле-ния интерактивных технологий обучения в отечественной системе образо-вания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аладьина А. А. Роль интерактивных методов обучения в формирова-нии креативной личности// Образование и наука – 2014. - № 34
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева - М.: Просвещение, 2009. – С. 44.
3. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал лич-ностного развития студентов // Психология обучения. - 2013. – №12.
4. Арихейм, Р. Г. В защиту визуального мышления /Р. Г. Арихейм // Но-вые очерки по психологии искусства. - 2006. - № 194
5. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 2011.
6. Воронина Г. А. Зарубежный опыт применения интерактивных техно-логий // Биология в школе. - 2012. - № 5.
7. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интер-активные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
8. Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации обучения // Инновации в образовании. - 2014. - № 19.
9. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 28.
10. Дворичанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. – 2012 - №14
11. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя / В.К. Дьяченко. – М.: Просвеще-ние, 2013
12. Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки про-фессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 10.
13. Калмыкова, З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обу-чения В.Ф. Шаталова//Вопросы психологии. - 2007. -№42
14. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: мифы и реалии// Школьные технологии. - 2013. - № 4.
15. Нойнер Г. Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского — М.: Педагогика, 1984.
16. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на разви-тие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2013. - № 4.
17. Манько, Н. Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технология обучения / Н. Н. Манько // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2015. – № 65.
18. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обу-чения. –М. Академия, 2006
19. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В.В. Давы-дов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003
20. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании: практическое руководство. М.: Народное образование, 2010.
21. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. – М.: Экзамен, 2012.