Фрагмент для ознакомления
2
ПРОЕКТ «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С Н.ЛЕСКОВЫМ» ПО АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
1. Введение
Именно литературное образование создает условия для полноценного общения ученика с искусством, для того чтобы духовный рост юного читателя осуществлялся под воздействием самого художественного произведения, а не нравственных сентенций или познавательного материала, извлеченных из текста педагогом. Поэтому основной целью литературного образования является литературное развитие школьника основного уровня образования, понимаемое как двусторонний процесс, направленный на формирование читателя, способного к полноценному восприятию художественного произведения, и развитие литературного творчества, способности адекватно выразить себя в слове.
В настоящее время недостаточно внимания уделяется на уроках литературы в основной школе знакомству с отечественной художественной литературой. Школьники 6 классов мало читают.
На решение этой проблемы направлен наш проект.
Цель данного проекта: предоставить условия для организации занятий по творчеству писателя Николая Лескова для практического использования на уроках литературы в 6 классе с целью повышения интереса школьников к чтению.
Задачи:
1. Познакомить с вариантом календарно-тематического планирования учебных занятий по изучению творчества Николая Лескова в рамках УМК;
2. Представить конспекты уроков;
3.Разработать сценарий конференции школьников.
Вариант, который предлагается нами, составлен с учетом принципов:
- систематичность (проведение занятий согласно расписанию);
- последовательность (от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности школьников, от знакомого к незнакомому, только после полного усвоения);
- доступность (не усложнять задания, не убедившись в том, что школьник сможет с ним справиться).
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Паспорт проекта
1.Название проекта «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С НИКОЛАЕМ ЛЕСКОВЫМ»
2.Вид проекта - по типу деятельности: исследовательский, творческий;
- по характеру предметно-содержательной области: литературно-творческий монопроект;
- по характеру координации: с открытой, явной координацией;
- по характеру контактов: – внутренний, долгосрочный (учебный год).
3.Автор проекта
4.Миссия проекта Организация работы с детьми по формированию и развитию интереса к чтению как фактору социализации их личности, создание условий для творческого общения детей и взрослых
5.Дата разработки проекта Сентябрь 2022 г. - май 2023 г.
6.Опыт использования Используется впервые
7.Проблемная ситуация Как использовать произведения Николая Лескова для развития интереса к чтению? Как сделать процесс чтения для учащихся увлекательным?
8.Цель Поддержка формирования устойчивого интереса учащихся к чтению, популяризация чтения на основе произведений Николая Лескова
9.Задачи 1. Создать условия для формирования читательской деятельности.
2.Развивать интерес к творчеству Николая Лескова и чтению его произведений.
3.Обогащать внутренний мир школьников.
4.Развивать познавательную деятельность и творческие способности школьников.
10.Этапы проекта 1 этап: установочный. Постановка проблемы, создание учебных групп. Социологический опрос.
2 этап: основной. Начало самостоятельной деятельности, поиск информации.
3 этап: аналитический. Обсуждение собранного материала по группам. Подведение итогов проектной деятельности. Участие в итоговой конференции.
11.Форма организации школьников - Индивидуальная работа;
- Парная работа;
- Групповая работа.
12.Ведущая деятельность - Поисковая: поиск информации о писателе, о литературных произведениях, героях и т.д.;
- Творческая: написание рассказа, сказки по теме, выставка фото и рисунков, ведение дневника читателя, мини-проект.
13.Форма продуктов проектной деятельности - Дневник читателя
- Выставка рисунков, фоторабот, сборник рассказов и сказок, написанных учащимися.
- Защита командного проекта, презентация.
- Дипломы, сертификаты и грамоты за участие в творческих конкурсах, конференции.
14.Целевая группа Обучающиеся 6 классов
15.Учебный предмет Литература
16. Режим работы Урочная организационная форма
17.Ожидаемые результаты 1.К окончанию проекта у школьников будет прочитано не менее двух книг Николая Лескова.
2.Школьники смогут дать развернутый ответ на вопросы: Кто такой Николай Лесков? Почему читают младшие подростки его книги? Какое произведение больше всего произвело впечатление на тебя? Почему ты бы рекомендовал его другим для чтения?
3.Все обучающиеся класса будут продолжать вести читательский дневник.
4.В конференции по творчеству Николая Лескова примут участие все обучающиеся класса.
18.Презентация результатов Конференция
19.Проектный продукт Страничка героев в ВК
Мини-проекты
21.Комментарии В процессе подготовки к проекту учащиеся 6 классов расширяют объем знаний относительно литературы, истории и мировой культуры. Формируются представления о важности литературы для жизни людей и народов, происходит осознание изменений в мире современного, воспитывается общечеловеческая ценность. Дети начинают понимать, что чтение является весьма увлекательным процессом мышления. Они понимают, что знание прочитанного напрямую связано со знаниями о мире, со знаниями истории, а также с МХК. Таким образом, нужно использовать разные ресурсы для того, чтобы чтение стало более осознанным. Во время поиска ответов, направляющих на обучение, ученики учатся получить информацию, ее обрабатывать, делать свои выводы, сравнение, анализ, прогнозирование и фантазирование. Дети развивают навыки работы в группе, выдвижения гипотез, оформления результатов проектной работы. Работая над проектом, ученики получают навыки получения дополнительных сведений из справочника, интернета, поиска продуктивных путей решения задач, сотрудничества, дискуссии. В ходе работы по проекту художественная литература помогает формированию мировоззрения и воспитанию общечеловеческих ценностей.
2. Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29. 12 2012 года «Закон об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101).
3. Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Цель изучения предмета «Литература» в основной школе заключается в том, чтобы сформировать у учащихся потребность в качественных чтениях, культуре чтения, понимании литературного текста и создании собственного устного и письменного высказывания; развитию чувства ответственности за отечественную культуру и уважение к другой культуре, аксиологии личности, основанной на высоких духовных идеалах, воплощенных в литературе отечества и зарубежной культуры.
Достижение этих целей может быть при решении образовательных задач, постепенно расширяющихся от 5 до 9 классов.
Задачи по пониманию литературы, как одной из основных национальных культурных ценностей человека, как особой формы знания жизни, обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативной и эстетической возможностей отечественной литературы на базе изучения лучших образцов современной литературы; воспитанию уважения к русской классической литературе как высшему достижении национального культурного достижения, осознанию коммуникативной и эстетической возможностей отечественной литературы на базе изучения лучших произведений русской литературы, а также лучших образцов современной литературы; овладению духовным опытом человека, национальными и общими культурными традициями и ценностями; развитию гуманистических мировоззрений.