Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы мотивации профессионального выбора в юношеском возрасте 5
1.1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности 5
1.2 Выбор профессии как психологическая проблема в отечественной психологии 8
2 Профессиональное становление и мотивации выбора профессии в юношеском возрасте 15
2.1 Мотивы выбора будущей профессии в юношеском возрасте 15
2.2 Профессиональная мотивация и мотивационные факторы выбора профессии в юношеском возрасте 18
Заключение 26
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема выбора будущей профессии изучается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Это важный в жизни молодых людей обязательный и вынужденный выбор.
В социуме этот этап жизни является переломным для социальной позиции. Выбранная профессия является ценностью личности, дает возможность самореализоваться, стать профессионалом, выжить в условиях конкуренции. Наибольшей сензитивностью в развитии самоопределения обладает личность в юношеском возрасте.
Социально-экономическая ситуация в стране, демократизация и гуманизация общества повысили и развили интерес к проблеме самореализации личности.
Актуальность исследования профессионального самоопределения как процесса выбора будущей профессии выражена практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в последние годы в государстве, и связан с появлением рынка труда, переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других.
Педагоги и родители помогаю решить задачу выпускникам, связанную с процессом выбора специальности. Помощь должна быть основана на научной базе, знаний особенностей профессионального самоопределения.
Существуют противоречия в вопросе профориентации. Разработаны методики по определению способностей к конкретным профессиям, но профориентационная деятельность происходит вне реальной потребности в рабочей силе и не развивает навыки самостоятельного выбора профессии.
Проанализировав научную литературу, можно сделать вывод о том, что изменение мотивационной сферы личности, проходящая под воздействием профессиональной деятельности, напрямую связана с переоценкой ценностей, отношению к себе и к окружающему миру (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Л.А. Китаев-Смык, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, X. Хекхаузен, В. Франкл).
В разнообразии показателей мотивационной сферы, до конца не изучены иерархические связи между структурными компонентами мотивационной сферы и изменением профиля личности.
Объект курсовой работы — мотивация выбора будущей профессии в юношеском возрасте.
Предмет курсовой работы - особенности мотивов выбора профессии в юношеском возрасте.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности мотивации выбора будущей профессии в юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1. рассмотреть общую характеристику профессий, требования профессий к свойствам личности;
2. изучить выбор профессии как психологическую проблему в отечественной психологии;
3. рассмотреть существующие мотивы выбора будущей профессии в юношеском возрасте;
4. проанализировать профессиональную мотивацию и мотивационные факторы выбора профессии в юношеском возрасте.
Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
1 Теоретический анализ проблемы мотивации профессионального выбора в юношеском выборе
1.1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности
Профессия - это форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием.
Е.А. Климов в своих исследованиях дает понятие «профессия». «Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития».
На рынке труда представлено более 20 тысяч профессий и 40 тысяч специальностей. Дж. Холланда и Е.А. Климов систематизировали многообразие профессий по разным критериям.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Психология личности. Учебное пособие. ФГБОУ ВПО «ГКА им. Маймонида». – М.: Изд-во «Человек», 2014
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.
3. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.
4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. Учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВПО «ГКА им. Маймонида». – М.: Изд-во «Человек», 2012.
5. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Учебное пособиеМ.: ПЕР СЭ, 2006.
6. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.
8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005.
9. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.
10. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян, под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.
11. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие / Е.А. Климов. – 3-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2007. – 304 с.
12. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000.
13. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013.
15. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: МИЭМП,