Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы в Российской Федерации на смену терминам «советское государство», «социалистическое государство» приходит термин «социальное государство», а такие определения, как «благосостояние народа советов», «рост уровня жизни советских людей» заменены определением «защита населения в социальной сфере». И этот вовсе не формальная замена терминов: за ней находится смена государственного и общественного строя и как следствие – коренное преобразование социального статуса людей.
Актуальность изученной темы работы обуславливается тем, что Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, основная политика которого прямо направлена на образование условий, которые обеспечивают достойный уровень развития и жизни человека (ст. 7 Конституции РФ) .
Реформирование пенсионной системы направлено на выработку наиболее справедливых с точки зрения нынешнего состояния общества способов мобилизации взносов в нее, распределение пенсионного бюджета между пенсионерами, рационального управления финансовыми потоками и обслуживанием пенсионеров. Одним из базовых направлений деятельности любого государства, несомненно, выступает образование достойной жизни лицам, достигшим пенсионного возраста.
Повышенный интерес пенсионного обеспечения следует объяснить определенными причинами, базовая из которых – кардинальные реформы демографической системы населения во многих странах с развитой системой экономики, выражающейся в значительном постарении населения, что изменяет соотношение активного в сфере экономики населения и пенсионеров в пользу последних, существенно снижая численность принимающих участие в формировании национального дохода страны.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с пенсией по старости.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие особенности пенсий по старости по законодательству РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование условий и порядка назначения страховой пенсии по старости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить историю развития пенсионного обеспечения в России;
2) рассмотреть понятие и сущность пенсионного обеспечения и пенсионной системы РФ;
3) исследовать понятие и условия назначения страховой пенсии по старости;
4) изучить порядок исчисления страховой пенсии по старости;
5) исследовать проблемы получения страховой пенсии по старости в России;
6) выявить перспективы развития пенсионного обеспечения в России.
Гипотеза исследования. В настоящее время в пенсионном страховании существует множество проблем, источником которых является недостаточная научная проработанность различных теоретических и практических аспектов. Низкий уровень страховых пенсий по старости, постоянно снижающееся отношение средней пенсии к средней заработной плате, ограниченность ресурсов для финансирования социальных гарантий пенсионного характера требуют дополнительных научно-правовых исследований.
Остается актуальным поиск необходимых изменений в пенсионном законодательстве и разработка направлений его совершенствования, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям.
Теоретические и практические положения, сформулированные в исследовании, выводы и предложения послужат основой для дальнейших научных изысканий, могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности по назначению страховых пенсий, а также в лекциях и практических занятиях в высших учебных заведениях.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика правового регулирования пенсионного обеспечения
1.1.История развития пенсионного обеспечения в России
Кризис пенсионных систем ведущих государств мира, споры о концептуальных путях их дальнейшего развития заставляют еще больше исследовать историю формирования законодательства, искать в прошлом подсказки для ответов на вопросы.
Для того, чтобы лучше понять проблемы, которые существуют в структуре пенсионного обеспечения в Российской Федерации, целесообразно провести сравнение ее базовых параметров со структурой социального обеспечения в Советском Союзе.
До начала 90-х годов прошлого века в Советском Союзе действовал закон «О государственных пенсиях» 1956 года, функционировавший на протяжении более чем тридцати пяти лет. В данный закон были внесены изменения и дополнения, однако ни один из них не преследовал цели понизить довольно высокий уровень обеспечения пенсией.
По большей части изменения коснулись увеличения минимального размера пенсии. Ставка пенсионного обеспечения в отношении к заработной плате составлял от пятидесяти до восьмидесяти пяти процентов: при относительно невысоком заработке пенсия образовывала большую его часть, при более высоком заработке - его меньшую часть.
В целом общая ставка пенсионного обеспечения по старости в соответствии с данным законом был довольно высоким, он давал гражданам гарантии на достойную жизнь в период пенсионного возраста.
Несмотря на относительно высокий уровень обеспечения пенсией в период советских времен, в последние годы отчетливо проявляется тенденция к его определенному снижению. Это касается граждан, которые обладают средним и высоким заработком. К тому же пенсии не были проиндексированы по причине роста цен на товары потребительского назначения и услуги на платной основе, которые хоть и довольно медленно, но все же имели место быть.
В данный период многим стали определять так именуемые персональные пенсии. Они определялись по большей части в отношении чиновников и к тем, кто обладал долгим стажем пребывания в КПСС (причем существование иных партий было недопустимым).
В дополнение к данной пенсии определялись разные льготы, в т. ч. по оплате качестве и весомого продуктового пакета по ценам, которые были в несколько раз занижены. В 1990 году был принят новый закон всесоюзного масштаба в сфере пенсионного обеспечения. Однако данный закон не сумел превратиться в «работающий» по той причине, что произошел распада Советского Союза.
На его место пришел Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ», принятый 20 ноября 1990 г.
Пенсионный фонд РФ создали 22 декабря 1990 г. на основе Постановления Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для финансового пенсионного обеспечении на территории РФ. Его формирование предоставило возможность претворить в жизнь новую систему финансирования и выплаты пенсий и пособий.
Средства были выведены в самостоятельную бюджетную систему и стали возникать за счет поступления обязательных страховых взносов. Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное 27 декабря 1991 г., предусмотрело целевое назначение денежных средств Пенсионного фонда РФ. В последующем был определен запрет на их изъятие из бюджета Пенсионного фонда РФ на другие цели.
Изначально основной функцией Пенсионного фонда РФ был сбор страховых взносов на финансирование пенсионных выплат в связи со старостью, инвалидностью, потерей кормильца.
Между тем, еще в отдельных государственных регионах в 1992 г. начался эксперимент по созданию единых пенсионных служб, осуществляющий одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Последующим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» .
Этот указ рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче полномочий территориальным органам Пенсионного фонда РФ по назначению и выплате пенсий, находящиеся на тот период времени у органов социальной защиты по региону.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 28.12.2022) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий // Российская газета, N 223, 05.10.2018
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) О страховых пенсиях // Российская газета, N 247, 20.12.2001
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.12.2022) О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации // Российская газета, N 247, 20.12.2001
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2022) Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Российская газета, N 247, 20.12.2001
6. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации // Российская газета, N 189, 30.09.2000
Научная и учебная литература:
7. Агеева А.С. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития // Журнал «Мировая наука». - 2019. - № 5 (26). - С. 119-123.
8. Басангова Д.А. Проблемы пенсионного обеспечения России // Журнал «E-Scio». - 2019. - № 9 (36). - С. 181-188.
9. Гусакова Ю.С., Соломин И.И. Задачи и основные направления новой модели реформы пенсионной системы РФ // Журнал «Уральский научный вестник». - 2018. - Т. 11. - № 1. - С. 94-96.
10. Иванова Л.К. Проблемы пенсионной реформы в Российской Федерации // Журнал «Экономические науки». -2020. - № 182. - С. 82-85.
11. Иванова Н.О., Ямковая И.Н. Правовое регулирование назначения страховых пенсий по старости // Журнал «Вестник Студенческого научного общества». - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 173-175.
12. Иванова С. В., Киреев Ю. А., Киреева К. А. История развития пенсионного обеспечения в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 84-86
13. Исмагилов А. Н. Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования // Журнал «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки». – 2017. – № 12 (60). – С. 428-430
14. Коровкин, В. В. Пенсионная система индивидуальной капитализации / В.В. Коровкин. - М.: Магистр, Инфра-М, 2017. - 496 с.
15. Моисеева Е.Н. К вопросу об условиях назначения страховой пенсии по старости // Журнал «Вопросы российского и международного права». - 2018. - Т. 8. - № 10A. - С. 25-32.
16. Накарякова Ю.П., Черникова Т.А. Условия назначения страховой пенсии по старости в современных условиях // Журнал «Наука через призму времени». - 2021. - № 1 (46). - С. 77-79.
17. Неводова И.А., Чижма В.В. Проблемы получения страховой пенсии в России и пути их решения // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2018. – С. 23-25
18. Пендюрина В.И. Основные тенденции и перспективы развития системы пенсионного страхования в России // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2021. – С. 134-137
19. Пудовкин А.В. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР // Журнал «Вестник МГИМО Университета». -2015. - № 2 (41). - С. 217-223.
20. Шайхатдинов В.Ш., Маматказин И.Р. К вопросу о правовой природе страховой пенсии по старости в РФ // Журнал «Вопросы трудового права». - 2020.- № 12. - С. 58-63.
21. Шевченко М.В. Социальная значимость пенсионной системы РФ // Журнал «Science Time». - 2017. - № 4 (40). - С. 256-262.
22. Шестакова Е. Е. Современные пенсионные системы на новом этапе трансформации // Журнал «Государственное управление». – 2022. – С. 193-196