Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы мотивации достижения. Современные условия жизни людей с их яркой социально-экономической окраской требуют от каждого индивида наличия и/или развития высоких адаптационных способностей, которые в сложившейся ситуации зачастую гораздо важнее даже его профессиональной компетентности.
И, здесь становится актуальным формирование нового типа личности, характеризующегося готовностью идти на риск, личной ответственностью за свои поступки, умением рассчитывать только на собственные силы, желанием добиться успеха в профессиональной деятельности, умением адаптироваться к экономической нестабильности.
Мотивация достижения на протяжении десятилетий представляла большой интерес для психологов-исследователей по всему миру. В России проблема мотивации достигать успеха и избегать неудач приобрела особое значение с переходом экономики страны к рыночным отношениям, с общей страстью к конкурентоспособности, карьере, успеху и т.д. Одной из важных составляющих этой проблемы являются механизмы формирования мотивации к достижению успеха.
Объект исследования: мотивация достижений личности.
Предмет исследования: связь мотивации достижения с социометрического статуса в трудовом коллективе
Цель курсовой работы: теоретически и эмпирически изучить связь мотивации достижения и социометрического статуса в трудовом коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по изучаемой теме.
2. Подбор диагностических методик. Проведение диагностики сотрудников группы.
3. Анализ полученные в результате проведенной диагностики результатов.
Литература по проблеме мотивации и побудительной мотивации сопровождается различными точками зрения о ее природе, некоторые психологи впадают в чрезмерный пессимизм и говорят о практической неразрешимости проблемы.
Общим недостатком существующей точки зрения и теории является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, в результате которого факторы, влияющие на возникновение мотивации и принятие решений, объявляются мотивацией.
Мало внимания уделяется анализу причин столь важного расхождения между авторами в понимании сути мотивов и подоплек.
Как правило, это либо простое изложение взглядов других авторов по данному вопросу, либо критика других точек зрения, без поиска и развития рациональных, которые есть в подходе их предшественников.
С другой стороны, непредвзятый анализ позволяет нам увидеть много ценной информации, которая может быть использована в различных гипотезах и формулировках для построения целостной и непротиворечивой концепции мотивации и поведенческой мотивации.
Мотивация и предпочтительный интегративный подход и их стимулы, к рассмотрению сущности и структуры мотивации заключается в том, чтобы заново взглянуть на ряд положений и увидеть, что мотивация формирует ядро личности человека. Что позволяет продемонстрировать позицию Рубинштейна.
Следовательно, зная характеристики личности, можно в значительной степени судить о области мотивации человека, а изучая область мотивации, изучается личность.
Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является объяснение причинно-следственной связи его действий.
Одно из направлений решения этой проблемы связано с попыткой понять, насколько человек мотивирован деятельностью, направленной на достижение успеха, и как он реагирует на постигшие его неудачи.
Факты, полученные в психологии, показывают, что мотивация достижения успеха и избегания неудачи является важным и относительно независимым типом человеческой мотивации.
В психологии создаются и детализируются теории мотивации для достижения успеха и избежания неудачи. Создателем этой теории были Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, H. Хекхаузен.
Гипотеза исследования:
1. Разработка эффективных мер по мотивации персонала. Это одно из условий, необходимых компаниям для повышения производительности.
2. Затраты на рабочую силу и увеличение прибыли на предприятии.
3. Отсутствие развитой системы мотивации для обеспечения высокого качества и эффективная рабочая сила создает предпосылки для снижения конкурентоспособности компании.
Это негативно сказывается на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.
Методы исследования: психологи разработали несколько подходов к изучению человеческой мотивации, включая эксперименты, наблюдения, беседы, опросы, вопросники и анализ производительности. Все эти методы можно разделить на 3 группы:
- опрос испытуемого, проводимый в той или иной форме (изучение его мотивов и движущих факторов);
- оценка внешнего поведения и его причин (методы наблюдения);
- экспериментальные методы.
База исследования. Изучение мотивации в психологии всегда проводилось по 2 каналам. С одной стороны, анализируется проблема поведенческих решений и иерархическая система потребностей (А. Маслоу) или концепция первичной мотивации (З. Фрейд, А. Адлер) включал широкий спектр идей таких, как Юнг и другие.
К. Келли считал, что ни одна мотивационная конструкция не была нужен вообще. К парадоксальной идее Келли (человек действует, потому что он жив).
Другое направление, связанное с Д. Макклелландом, затем список мотивов Мюррея.
Что касается этого списка, то предполагалось, что в будущем, возможно, будет исследована структура каждого из перечисленных мотивов. Это намерение, если оно действительно предусмотрено, не осуществляется в отношении всех мотивов, перечисленных в списке. Некоторые из них никогда не расследовались, другие не подвергались систематическому расследованию.
К. Левин, напротив, мотивы достижения, входящие в этот список, всегда вызывали большой интерес, даже несмотря на то, что их значение было неоднозначным. был одним из первых, кто заговорил об этой мотивации. Он пишет о детерминированных тенденциях в поведении.
К. Левин также затрагивал эти вопросы в своих исследованиях, при построении своих сложных мотивационных структур. Начало изучению актуальной мотивации достижения было положен Был проанализирован уровень притязаний испытуемого и подбор заданий определенной сложности.
В этом смысле это понятие определяется как стимул к получению высокого результата деятельности. Исследование мотивации достижения было проведено Макклелландом, Аткинсоном и Хекхаузеном. Структура этого мотива имеет сложную структуру.
Хекхаузен называет 9 переменных, которые определяют этот тип мотивации. К ним относятся причинно-следственная связь, личные стандарты, уровень притязаний, самооценка и т.д. В то же время, на самом деле, нет четкой взаимосвязи между мотивацией к достижениям и реальным успехом. Очевидно, что мотивация к достижениям определяется различными переменными. Это включает в себя желание компенсировать низкую самооценку стремлением достичь успеха.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аткинсон Дж. Теория о развитии мотивации. - Новгород, 2011.- 478 с.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2013. – 317 с.
3. Гагач М. Г. Сплоченность коллектива как предмет социально- культурных исследований // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2014. №4 (15). – С. 17-29
4. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций. Хрестоматия. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 704 с.
5. Гладышев В.И. Концепция общения И.А. Ильина: общение как жизненное творчество личности // Социум и власть. 2016. №6 (62). – С. 19-26
6. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т.2/Под ред.Г. Г. Аракелова. - М., 2013. - 376 с.
7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. -176 с.
8. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Академия, 2014. - 368 с.
9. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
10. Карушева А.В. Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений в трудах отечественных исследователей // Молодой ученый. 2016. №3. - С. 1004-1006
11. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, Изд-во БГУ. 2016. - 284 с.
12. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. - М.: Смысл, 2015.-560 с.
13. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие/ Л. И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
14. Маслоу А. Мотивация и личность / Маслоу, Абрахам. - М.: СПб: Евразия, 2016. – 218 с.
15. Мельников В. М., Ямпольская Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Наука, 2015. – 440 с.
16. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж: Путь, 2012. - 324 с.
17. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том III: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 c.
18. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. – М.: УРАО, 2017. – 304 с.
19. Психотерапевтическая энциклопедия / под общей ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 2015. – 752 с.
20. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология: учеб.пособие для студ. и асп. психол. фак-тов / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: ЗАО «Питер», 1999. – 416 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт- Петербург [и др.] : Питер, 2015. - 705, [7] с.
22. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман / Перев.с англ. – М.: София, 2016. – 368 с.
23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. и примечания А. И. Фета. – М.: Проспект, 2016. – 186 с.
24. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М.: Издательство МГУ, 2016. - 292 c.
25. Ярошевский, М.Г. Краткий психологический словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2017. - 430 c.