Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема того, как человек становится компетентным членом социума, всегда являлся актуальным в психологии, антропологии, социологии, педагогике и философии. Сегодня интерес к этому вопросу как в отечественной, так и зарубежной науке связан с механизмами интеграции опыта общественного развития и поведения в процессе деятельности связан с глобализационными процессами современной цивилизации, особенностями условий социализации человека, экономическими, политическими и культурными факторами. Основным направлением социализации является переход человека от биологического существа в общественное. Личность в процессе социализации становится самостоятельной, приобретает свое место в социуме. Смысл социализации – достижение идентичности, формирование социального «Я». Человек - это существо социальное, общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Он становится личностью в том случае, если живет в обществе, и взаимодействуя с другими людьми развивает возможности, заложенные в его природе. Человек не смог бы стать личностью и реализоваться вне общества.
С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. Свой первый опыт общения он получает еще до того, как научился говорить. На протяжении всей жизни он встречает миллионы самых разных людей, в детском саду, школе, колледже, университете, на работе и т.д. С середины ХХ века социализация является междисциплинарной областью исследования. В психолого-педагогической науке в общем плане социализация рассматривается как процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в её деятельности и общении .
Современное общество требует, чтобы педагоги не только развивали у обучающихся определенные знания, умения навыки, их творческое мышление, но и прививали им понятия творчества и созидания. Художественно-образное мышление играет огромную роль в развитии личности в образовательном процессе.
О.П. Шабанова художественно-образное мышление определяет как продукт творческой деятельности. Такое мышление тесно связано с творческими способностями, с художественной наблюдательностью, с духовными качествами личности. Способность мыслить пространственными образами является одной из важнейших человеческих способностей. Рукотворные объекты окружающего нас мира – результат воплощения идеальной мысли в конкретные художественные формы .
Обладая интересом к творчеству и способностями наметить путь реализации своего творческого потенциала, человек в будущем сможет успешно социализироваться, адаптироваться к самым разным жизненным условиям, меняющимся требованиям жизни и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение творческой деятельности как средства социализации личности ребёнка.
Задачи:
- рассмотреть сущность социализации;
- изучить вопрос социализации личности ребенка;
- проанализировать вопрос развития творческих способностей как способ социализации ребенка;
- изучить социализацию школьника на примере эффекта от музыкотерапии;
- описать танец как средство социализации дошкольников и младших школьников.
Объект исследования – социализация личности ребенка. Предмет исследования – роль творческой деятельности как средства социализации личности ребенка.
Глава 1 Теоретические основы социализации личности ребенка
1.1 Сущность социализации
Г. Тард (1843–1904) как социальный психолог рассматривал социализацию как включение человека в народ при помощи достижения сходства в языке, воспитании и образовании с другими людьми в обществе.
Термин «социализация» был близок уже тогда к тому, что мы понимаем под этим термином сейчас. По мнению Э. Дюркгейма (1858–1917), социализация – это процесс, благодаря которому формируются человеческие качества. Этого подхода придерживались О. Конт, К. Маркс и М. Вебер. Дюркгеймом была создана теория, где в центре – мораль как структура объективных поведенческих правил. Функции морали ученый связывал с воспитанием, которое «очеловечивает» индивида, развивает в нем качества, необходимые социуму. Благодаря социализации человек приобщается к теме «коллективного сознания» при помощи установления целостности социума, учится подавлять индивидуальные интересы во имя социальных.
К середине прошлого столетия психологи А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, А. Бандура стали рассматривать социализацию в виде научной области.
Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер, Г. Зиммель, У. Томас и другие утверждали, что социальный мир – это множество разных символов (жесты, язык и др). Они несут социальную информацию, придают важность жизни индивида, создают основу для интеракции. Социально-когнитивная теория рассматривала социализацию вместе с процессом воспитания. А. Бандура полагал, что воспитание формирует у ребенка определенную поведенческую модель. Ученым была определена зависимость между примера разного поведения и подражанием этому поведению детьми.
Представители психоанализа - З. Фрейд, А. Адлер и К. Г. Юнг - развивали идею конфликта биологического и социального. Психологи рассматривали индивидуальные потребности и социальные как те, что взаимоисключают друг друга. Как полагал З. Фрейд, социализация – это обуздание побуждений человека, в частности, бессознательных.
Если индивид испытывает проблемы с социализацией – необходимо искать источник проблемы в детстве. Кроме того, часто нежелание социализироваться говорит о «бегстве в болезнь». Л. В. Смолова говорит о том, что еще основатель психоанализа говорил о «бегстве в болезнь» как об одном из направлений психоанализа. Болезнь – это способ разрешить конфликт, который есть внутри личности, при помощи формирования симптомов болезни. И разрешение этого конфликта внутри личности при помощи формирования невротического симптома – это удобный и желательный выход для самой личности, которая не хотела бы видеть другие выходы из разрешения этой мучительной для него картины. Чтобы прийти к психологу на работу, нужно преодолеть себя, для работы над собой требуются физические и душевные силы. Смысл в том, что именно в психоаналитическом направлении человек концентрируется на своем бессознательном. Если, к примеру, гуманистическое направление направляет внимание на чувства, ценности человека, говоря об этом как о «внутренней жизни», то в психоанализе ведется глубокий и медленный разбор внутренних паттернов и осознавание психологических защит самим человеком .
В своей книге «Маленькие дети и их матери» Д. Винникот показывает, что знания, полученные в работе психоаналитика со взрослыми психотиками, помогают лучше понимать переживания малышей, не владеющих речью. Кроме того, наблюдения за грудничками также являются кладезью информации, что нужна для лечения пациентов с серьезными психическими отклонениями .
1.2 Социализация личности ребенка
Социализация личности ребенка – сложный и противоречивый процесс, в котором приходится преодолевать многочисленные личностные препятствия и кризисы. К числу наиболее значимых проблем социализации следует отнести проблемы адаптации детей и подростков к социальной среде и к профессиональной деятельности, проблемы самооценки и осознания себя как личности в обществе.
Педагогические методы, приемы и технологии должны способствовать полноценному разрешению этих проблем на разных этапах взросления личности ребенка.
Первые попытки социализации детей начинаются в пятилетнем возрасте, когда особо активно развивается внимание, восприятие, мышление, память и воображение. В этот период большое значение играет взрослое окружение ребенка, поскольку оно дает оценку его характеру и поведению, вызывая критический анализ сопоставления «Я» реального и «Я» идеального. Кроме этого, в возрасте 5–7 лет дети расширяют границы собственного мира, в котором оказываются не только взрослые, но и сверстники, с которыми надо учиться устанавливать контакт. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на становление личности человека в целом, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Неслучайно, известный детский психолог М.И. Лисина отмечает, что недостаточно сформированная способность к общению в детстве в дальнейшем может привести к межличностным и внутриличностным конфликтам, которые очень сложно, а иногда и невозможно, скорректировать у взрослого человека .
Определяющим периодом в социализации личности является дошкольный возраст. Именно в это время идёт интенсивное духовное развитие, закладываются основные ценностные ориентации личности, формируется характер, отношение к себе, к своей семье, к окружающим людям. На решение данной проблемы ориентирует также ФГОС дошкольного образования, в соответствии с которым развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом социализации. Анализ работ учёных свидетельствует о том, что по отношению к ребёнку дошкольного возраста под социализацией понимается процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребёнку активно и компетентно участвовать в жизни общества. При этом важна именно позитивная социализация дошкольников, которая основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря поощрениям, положительным стимулам, приятным эмоциям. Иными словами, позитивная социализация дошкольников предполагает эмоциональное благополучие детей, формирование у них положительного отношения к окружающим людям, коммуникативную компетентность и развитие социальных навыков у дошкольников. Для того, чтобы это происходило более успешно, нужны специальные педагогические воздействия.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Учебная деятельность требует от него определённой степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям и частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Поэтому важным педагогическим условием успешной социализации ребенка, формирование его коммуникативных способностей заключается в грамотном подборе методов гармоничного вхождения в социальную среду, обучению правилам установлению коммуникативных связей.
Глава 2 Творчество как инструмент социализации личности ребенка
2.1 Развитие творческих способностей как способ социализации ребенка
Для детей характерно проявлять творчество с самого раннего детства – это своеобразная «норма развития» детской психики: каждый день ребенок открывает для себя новое, познает мир во всем его многообразии и, конечно, стремится отобразить все свои впечатления и переживания в творчестве. На протяжении всего дошкольного и школьного детства ребенок учится общаться с миром, и в процессе занятий творчеством он еще и учится преобразовывать этот мир по законам красоты и гармонии .
Целенаправленное развитие творческих способностей обучающихся – это процесс, в результате которого дети получают «инструменты» и возможности для того, чтобы создавать нечто новое, нечто прекрасное.
Для развития творческих способностей подходит каждый возраст, так как человек непрерывно может находиться в состоянии творчества – это неотъемлемая часть его природы. Однако мы считаем, что именно в подростковом возрасте приходит тот момент, когда обучающиеся наиболее
нуждаются в наставнике со стороны учителя, в направлении их деятельности в нужное русло. Период, когда человек выходит из детства и вступает в юность, пробует реализовать свои силы и внутренний потенциал с позиции будущего «взрослого», период, когда так важны достижения и успехи для того, чтобы убедиться, что все возможно, чтобы убедиться в своих способностях и потенциале, – именно это сложное и противоречивое время, по нашему убеждению, является наиболее подходящим для раскрытия творческого потенциала личности.
Подростки, у которых появляется возможность реализовать свои творческие способности, живут гораздо более интересной жизнью: в период, когда обостряется возможность «потерять» ребенка в плохой компании, когда появляется стремление к самоутверждению и это самоутверждение зачастую проходит через деструктивное поведение и т.д., так важно показать ему другой путь – путь творчества, жизни, наполненной эстетическим, духовным и созидательным началом.