Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Как показывают последние исследования, проведенные в детских садах, более половины детей старшего дошкольного возраста имеют те или иные недостатки в речевом развитии. К частым диагностируемым нарушениям относятся, кроме дизартрии и дислалии, относятся ринофония и фонетико-фонематическое недоразвитие.
Среди детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи около половины имеют дизартрию и дислалию, а среди детей с фонетико-фонематическим недоразвитием чуть менее 35% старших дошкольников имеют стертую дизартрию. Старшим дошкольникам, у которых обнаружено произносительное расстройство, необходима длительная, систематическая индивидуальная логопедическая помощь.
В современном мире проблема изучения речевых нарушений у детей дошкольного возраста является особо актуальной. Несмотря на то, что слухоречевую сферу изучают многие исследователи, которые по-своему склонны объяснять ее структуру, генез и взаимодействие с остальными психическими функциями, проблема развития речевых нарушений у детей дошкольного возраста остается недоработанной до сих пор.
Многие дети старшего дошкольного возраста только что готовящиеся поступать в общеобразовательную школу испытывают затруднения при усвоении учебного материала.
Психологи считают, что одной из причин, лежащих в основе затруднений при усвоении учебного материала, является недостаточная развитость речевой сферы и, в частности, фонематического анализа и синтеза.
У старших дошкольников с ОНР не полностью сформирован грамматический и лексический строй речи. В связи этим, важно изучать словообразование, выявлять недостатки и проводить логопедическую работу, направленную на формирование предпосылок письма у воспитанников.
А.Г. Арушановой отмечено, что у дошкольников с ОНР пониженная способность, чтобы формировать языковые средства. Пред поступлением в школу у детей несформированны навыки построения простых и сложных предложений, они испытывают сложности в системах склонений и спряжений и в том числе в средствах и способах словесного образования. Это в значительной степени ограничивает их в применении конструктивных компонентов родного языка, огда выполняется построение речевого высказывания [2].
Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корневым, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой и другими учеными, изучавшими проблему речевых нарушений, отмечается недостаточная зрелость словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Результаты их исследований позволили констатировать, что такие воспитуемым трудно осваивать грамматические категории. Это может быть связано с тем, что семантическая дифференциация словообразовательных форм глагола — это более тонкий и сложный процесс, поскольку не опирается на определённые образы предметов в отличие от существительных, усваиваемых дошкольником [5].
Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной указывается, что дошкольники с недоразвитием речи, чаще всего, обладают бедным словарем, не сформированной фонетико-фонематической стороной речи, в речи наличествуют аграмматизмы [5].
Т.В. Тумановой указывается на низкую готовность дошкольников с недоразвитием речи к выполнению главных словообразовательных операций. Даже при осуществлении простейших словообразующих действий воспитанники испытывают заметные сложности [7].
Е.С. Кубряковой замечено, что у дошкольников с ОНР отмечаются трудности словообразования во всех частях речи [8].
Объект исследования - фонематический анализа и синтеза.
Предмет исследования - исследование фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель дипломной работы: выявить состояние словообразования у детей 6-6,5 лет с ОНР III уровня.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести исследование анализа и синтеза у детей в онтогенезе
2. Выявить особенности исследования анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи
3. Провести анализ методических подходов по исследованию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитие речи.
4. Сделать организацию исследования и анализ результатов обследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи
4. Разработать методические рекомендации по исследованию анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Библиографический: анализ литературных данных.
2. Эмпирический: наблюдение, психолого – педагогический эксперимент, диагностические задания. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Гипотеза: у дошкольников с ОНР III уровня нарушен фонематический анализ и синтез.
Теоретической основой нашего исследования являются работы таких ученных, как Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева, В.К. Орфинская, А.И. Гвоздев, В.А. Ковшиков, Г.А. Волкова и другие. Д.Б. Эльконин утверждает, что в обучении ребенка чтению и письму необходимо выделить такой этап, в котором ребенок будет введен в фонемную, или по-другому звуковую, систему языка, что поможет упредить ошибки в усвоении родного языка, синтаксиса и грамматики, и произношения.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать при организации.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования можно использовать при организации исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Исследование анализа и синтеза у детей в онтогенезе
Развивается восприятие звуковой структуры речи связано в связи с образованием у детей фонематического слуха либо фонематического восприятия. Согласно результатам большого количества современных исследователей, фонематический слух и фонематическое восприятие, являются одним и тем же, поскольку изучают этот вопрос ученые различных сфер знаний.
По мнению А. Н. Гвоздева, функция слухового анализатора детей формируется рано, в значительной степени раньше, чем речедвигательный. Уже на второй неделе жизни дети, услышав звуки голоса, перестают сосать грудь; прекращают плакать, когда с ними начинают говорить. Они рано различают звуки голоса человека и отвечают на данный раздражитель в зависимости от интонации или улыбкой, или плачем.
С шести месяцев посредством подражания дети произносят определенные фонемы, слоги, подражают тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.
К двум годам ребенок начинает дифференцировать слова-квазиомонимы (паронимы). К данному возрастному периоду заканчивается образование фонематического слуха. Об этом говорит фонематическое дифференцирование детьми каждого звука родного языка. Они способны дифференцировать на звук слова, которые отличаются одной фонемой.
В ходе раннего речевого развития, экспрессивная и импрессивная речь тесно связаны: во-первых, речевое развитие стимулирует слуховое восприятие, во-вторых, уточняет свое произношение.
Н.Х. Швачкин в процессе восприятия речи выделил на следующие этапы:
— дофонемный (от рождения до одного года);
— фонемный (соответственно после года) [15].
Дофонемный этап. Дети не различают фонем, звуко-слоговый состав слова. На этой стадии звуковой комплекс детей обладает несколькими значениями. Говоря по-иному, до одного года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. При этого до полугода интонация выполняет ведущую роль, а на шестом месяце семантическую направленность получает ритм.
Фонемный этап. Происходит бурное фонематическое развитие, непрерывно опережая артикуляционные возможности детей. На этом основывается совершенствование произношения. Ранее дети узнавали слова по звуковому рисунку, а теперь начали дифференцировать фонемы. Первоначально контрастные, потом сложные и последними различают акустически близкие [8].
Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.
— С четырех лет дети способны выделить звук на фоне слова.
— С пяти лет – выделить ударный гласный
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ : Астрель, 2007. – 224 с.
2. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.В. Бабина, Н.А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / По ред. О.Б. Иншаковой. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2001. – С.174-192.
3. Богомазов Г.М., Винарская Е.Н. Возрастная фонетика [Текст]: Учебное пособие / Г.М. Богомазов, Е.Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 208 с.
4. Волкова Л.С. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: Учебно-Методическое пособие / Л.С. Волкова. – М.: Изд-во Детство- Пресс, 2007. – 144с
5. Волкова Л.С. Логопедия [Текст]: Учебник / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Б.М. Гриншпун и др. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев – Спб.: Детство-Пресс, 2007. – 471 с.
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: Методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
8. Жинкин Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Директ- Медиа, 2008. – 1104 c.
9. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста [Текст] / Е.В. Кириллова – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
10. Климов Г.А. Фонема и морфема: К проблеме лингвистических единиц [Текст] / Г.А. Климов – 2-е изд. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
– 128 с.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: Методическое пособие / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 223 с.
12. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 102 с.
13. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики [Текст]: Р.И. Лалаева // Логопедия сегодня. – 2007. – № 3. – С. 37-43
14. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза [Текст] / Р.И. Лалаева // Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. - с. 112-129
15. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина // Специальная школа. – 1967. – Вып. 2. –С.121-130. Режим доступа http://pedlib.ru/Books/4/0463/4_0463-1.shtml
16. Логопедия. Методическое наследие [Текст]: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 480 с.
17. Максаков. А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд./ А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению[Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. / Под ред. Т. В. Волосовец – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
19. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический проект, 2004. – 480 с.
20. Садовникова. И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст]: Пособие для логопедов, учителей, психологов
дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. –
М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
21. Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики [Текст] / В.И. Селиверстов, Ю.Г. Гаубих // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 2-я ч. – С. 303 – 325.
22. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
23. Соколова Е.В. Готовимся к школе: звуки и буквы [Текст] / Е.В. Соколова.
– М.: «Изд-во Астраль», - 2008.
24. Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Чиркиной Г.В. – 4-е изд, доп. – М.: Аркти, 2005. – 240 с.
25. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия: альбом дошкольника [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 34 c.
26. Ткаченко Т. А. Формирование звукового анализа и синтеза: альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 46 c.
27. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст]: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 80 с.
28. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Чиркиной Г.В. – 3-е изд, испр. – М.: Аркти, 2005. – 240 с.
29. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Академия, 2003. – 240с.
30. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика [Текст]: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330с. 31.Шевцова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И.
Швецова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №5. – С.71–77.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 384 с.