Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и формирование финансового рынка является предпосылкой для развития других секторов государственной экономики. Хорошо функционирующий страховой рынок, развитые небанковские кредитные организации, пенсионные фонды и другие финансовые институты способствуют стабильному и предсказуемому развитию всех экономических процессов в обществе. Накапливая значительные суммы наличных денег, финансовые учреждения являются мощным источником инвестиций в довольно динамично развивающихся странах. Итак, оптимальная структура финансового рынка с точки зрения правильного развития соответствующих типов финансовых посредников является необходимым условием успешного развития рыночной экономики и эффективного взаимодействия ее финансового и реального секторов. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг), который является частью финансового рынка, в основном обрабатывает операции с такими ценными бумагами, как акции и облигации (долевые и долговые ценные бумаги). Эти операции проводятся Московской биржей (moex.com) и Национальным расчетным депозитарием (nsd.ru), которые несут ответственность перед участниками рынка за бесперебойную торговлю ценными бумагами, расчеты по сделкам и хранение ценных бумаг.
Актуальность этого направления исследований обусловлена несколькими причинами. Во-первых, необходимость обоснования исследования проблем финансового рынка. Во-вторых, отсутствие теоретической науки и правовых разработок, определяющих осуществление регулирования финансового рынка. В-третьих, необходимость эффективного, практичного подхода, рекомендаций по дальнейшему развитию и формированию рынка.
Объектом исследования являются особенности рынка ценных бумаг. Предметом исследования являются особенности организации рынка ценных бумаг на современном этапе.
Основной целью исследования является рассмотрение особенностей рынка ценных бумаг и методов его организации на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимым условием является выполнение ряда задач, среди которых:
изучить понятие и сущность рынка ценных бумаг;
рассмотреть классификацию рынка ценных бумаг;
охарактеризовать первичный рынок ценных бумаг;
проанализировать вторичный рынок ценных бумаг;
определить систему государственного регулирования рынка ценных бумаг;
исследовать регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмиссии ценных бумаг.
Теоретико-методологические основы исследования работы составили работы зарубежных и отечественных ученых по экономическим наукам и политологии, материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы, а также научно-исследовательские статьи об особенностях методов финансового регулирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты будут полезны при дальнейшем изучении методов регулирования рынка ценных бумаг.
Структура исследования. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Первичный рынок ценных бумаг
Первичный рынок выпускает новые ценные бумаги на бирже для компаний, правительств и других групп с целью получения финансирования через долговые или долевые ценные бумаги. Первичные рынки поддерживаются андеррайтинговыми группами, состоящими из инвестиционных банков, которые устанавливают начальный диапазон цен для данной ценной бумаги и контролируют ее продажу инвесторам. После завершения первоначальной продажи дальнейшая торговля ведется на вторичном рынке, где основная часть биржевой торговли происходит каждый день .
Первичный рынок — это место, где создаются ценные бумаги. Именно на этом рынке фирмы впервые продают (размещают) новые акции и облигации. Первичное публичное размещение акций или IPO — это пример первичного рынка. Эти торги предоставляют инвесторам возможность покупать ценные бумаги у банка, который провел первоначальное андеррайтинг для конкретной акции. IPO происходит, когда частная компания впервые публикует акции .
Компании и государственные учреждения продают новые выпуски обыкновенных и привилегированных акций, корпоративных облигаций и государственных облигаций, нот и векселей на первичном рынке для финансирования улучшения бизнеса или расширения операций. Хотя инвестиционный банк может устанавливать начальную цену ценных бумаг и получать комиссию за содействие продажам, большая часть финансирования поступает эмитенту. Инвесторы обычно меньше платят за ценные бумаги на первичном рынке, чем на вторичном рынке.
Например, компания ABCWXYZ Inc. нанимает пять андеррайтинговых фирм для определения финансовых деталей своего IPO. Андеррайтеры уточняют, что цена выпуска акций составит 15 долларов [8]. Затем инвесторы могут купить IPO по этой цене напрямую у компании-эмитента. Это первая возможность, которую инвесторы должны внести в компанию путем покупки ее акций. Собственный капитал компании состоит из средств, полученных от продажи акций на первичном рынке.
Все выпуски на первичном рынке строго регулируются. Компании должны подавать отчеты в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) и другие агентства по ценным бумагам и должны ждать, пока их документы не будут одобрены, прежде чем они смогут стать публичными.
Предложение права (выпуск) позволяет компаниям привлекать дополнительный капитал через первичный рынок после того, как уже имеющих ценные бумаги входа на вторичный рынок. Текущим инвесторам предлагаются пропорциональные права, основанные на акциях, которыми они в настоящее время владеют, а другие могут инвестировать заново в недавно выпущенные акции. Другие типы размещения акций на первичном рынке включают частное размещение и льготное размещение. Частное размещение позволяет компаниям продавать акции напрямую более крупным инвесторам, таким как хедж-фонды и банки, не делая акции общедоступными. В то время как льготное размещение предлагает акции избранным инвесторам (обычно хедж-фондам, банкам и паевым инвестиционным фондам) по специальной цене, недоступной для широкой публики .
Не все вопросы первичного рынка обязательно являются публичными. Выпуски первичного рынка можно условно разделить на 4 категории :
публичный выпуск: ценные бумаги выпускаются для представителей общественности, и любой человек, имеющий право на инвестирование, может участвовать в выпуске. Акции выпускаются для физических и юридических лиц;
частное размещение: здесь ценные бумаги выпускаются для ограниченного круга институциональных инвесторов, HNI, семейных офисов и других квалифицированных инвесторов, которые могут предлагать и покупать ценные бумаги в частном порядке, не проходя через публичную эмиссию;
льготная эмиссия: производится специальной группе инвесторов на льготных условиях. К таким инвесторам обычно относятся промоутеры, стратегические инвесторы, сотрудники и т. д.;
права и бонусы: они выдаются существующим инвесторам на определенную дату отсечения, называемую датой записи. Хотя бонус капитализирует резервы и выпускает дополнительные акции, права обычно предлагаются существующим акционерам со скидкой.
Довольно часто сразу несколько категорий попадают в одну группу. Стоит отметить некоторые ключевые особенности регулятора, относящиеся к эмитентам :