Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что в российском законодательстве существует сложная по составу и весомая по количеству источников система нормативно-правовых актов, которые влияют на форму права, а их роль слишком велика в жизни каждого человека. Из-за множественности актов и их разнообразия в юридической сфере, однако различия между ними практически не приводятся, что вызывает сложности с определением предмета регулирования, их юридической силы, и как следствие, возникающие проблемы с правовой защитой объектов правоотношений. В связи с чем, необходимо детально изучить данную тему и установить более жесткую характеристику правовых актов и их взаимоотношения между собой.
Интерес изучаемой темы также связан с тем, что нами осуществляется анализ установленной правовой политики в государстве, которая состоит из совокупности действий, основанных на праве и воплощающих юридические нормы в жизнь с помощью нормативных правовых актов. Важность нормативного правового акта обусловлена тем, что регулирование общественных отношений производится путем издания и принятия актов, изучение понятия их природы и сущности, позволяет построить правое общество.
Основой данной работы является само понятие нормативных правовых актов, обладающее признаками многогранности, а при анализе систем таких актов устанавливается разноплановость в формировании и применении нормативных правовых актов. Осознание важности особенностей природы нормативных правовых актов, позволяет понять и применять на практике во многих отраслях права.
Стоит отметить, что нормативные правовые акты должны работать в полном объеме, позволяя формировать конструктивный потенциал для регулирования различных правоотношений, они должны своевременно издаваться, а в случае необходимости устранять коллизии и пробелы в действующем законодательстве. Также на сегодняшний день существует потребность выработки ориентиров для развития правовой политики и критериев оценки эффективности правовых актов.
Полагаем, что нормативно-правовой акт – это документ, издаваемый органами законодательной и исполнительной власти, который носит общеобязательный характер для лиц их применяемых, который может регулировать новые отношения, изменять или отменять уже существующие акты. Постоянное обновление законодательной базы, по-нашему мнению позволяет с уверенностью сказать, что данная тема требует нового изучения и осмысления.
Таким образом, целью данного исследования выступает комплексный анализ понятия, признаков и системы нормативных правовых актов.
Задачами данного исследования являются:
- изучить понятия нормативного правового акта, установить наличие особенностей, позволяющих отграничить от иных понятий;
- проанализировать существующие признаки нормативно-правовых актов, дающих возможность отличить от иных актов;
- исследовать существующую на сегодняшний день систему нормативных правовых актов, изучить их отличительные черты;
- осуществить анализ имеющих место в настоящее время классификаций нормативно-правовых актов.
Объект работы – это нормативно-правовой акт, служащий инструментом регулирования общественных отношений в системе права Российской Федерации.
Предметом изучения выступают особенности и отличительные черты нормативно-правового акта как источника российского права.
Методологию данного исследования составляют, основополагающие методы познания в виде материалистической диалектики, общенаучные, правовые методы, которые служат всеобщим принципам общенаучного познания - объективности, всесторонности, полноты исследования, посредством анализа, синтеза, индукции и дедукции, а также методы системного, сравнительного, социологического анализа. Вместе с вышеуказанными использовались частные методы, такие как сравнительно-правовой и формально-юридический, которые позволяют раскрыть закономерность взаимосвязи и развития явлений в области права, в частности при изучении юридической природы нормативных правовых актов.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением понятия и системы нормативных правовых актов занимались как в дореволюционное время, так и советские годы, в последнее десятилетия появилось достаточно много работ в области права, связанных с обоснованием места нормативно-правовых актов в системе права, а их особенности, классификации выступали предметом исследования в работах различных ученых. Изучением вышеуказанных вопросов занимались ученые такие как - С.А. Авакьяна, А.А. Алексеева, Ю.Г. Арзамасова, О.В. Богатовой, Р.Ф. Васильев, А.И. Демидова, Н.В. Исакова, М.А. Краснова, В.О. Лучина, М.Н. Марченко, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянц, В.А. Рудковского, О.Ю. Рыбкова, В.Е. Чиркина и др. Объектами диссертационных исследований выступали отдельные положения касающиеся нормативных правовых актов в системе источников российского права таких цивилистов как – С.А. Варковой, М. Джоусе-Иванина, М.М. Карабекова, В.В. Ковалевой и др.
Несмотря на наличие большого количества научных трудов российских теоретиков, как в виде учебных материалов, монографических и диссертационных исследований, тем не менее можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день комплексного исследования нормативного правового акта, как инструмента правового регулирования разнообразных общественных отношений не производилось, а затрагивались и исследовались лишь определенные части вышеуказанного понятия.
Глава I. Юридическая природа нормативного правового акта
1.1. Понятие нормативного правового акта
Законность можно с уверенностью назвать фундаментальной для всей юридической системы Российской Федерации, которая служит основным критерием оценки правого общества, а провозглашается она и закрепляется в своде законов.
Сущность законности может иметь различные формы проявления, например, такое понятие проявляется в форме принципа правовой жизни, в виде метода, когда проявляется в конкретном поведении субъекта права, становится основой поступков, а также режима, который выступает нормой жизни большинства участников общественных отношений .
Законность проявляется в процессе издания нормативно-правовых актов, однако могут возникать различные коллизии, неточности, которые приводят к их оспариванию. Для устранения таких нарушений и совершенствования в целом правотворческой процедуры стоит рассмотреть понятие нормативного правового акта.
На сегодняшний день существует множество определений нормативного правового акта, которые можно систематизировать по принципу их качественных признаков.
Так, С.В. Поленина и Н.В. Сильченко, рассматривают нормативно-правовой акт, как систему, имеющую свою структуру, элементами которой выступают его признаки, а характерные особенности содержания определяются спецификой элементов и их взаимодействия между собой .
Юристы советского периода, например, А.Ф. Шебанов, считал, что нормативный правовой акт можно охарактеризовать наличием такого признака как – государственность, то есть акт издается государством, а не органами, даже нормативные правовые акты общественных организаций носят государственный характер поскольку, постольку их создание санкционировано государством .
Основным признаком государственности нормативного правового акта определяется указанием в самой формулировки «официальные решения уполномоченных государственных органов».
Е.В. Колесников под нормативно-правовым актом понимает официальное решение полномочных государственных органов, направленных на установление, изменение и отмену правовых норм .
Более широкое понятие нормативного правового акта дает А.В. Мицкевич, по его мнению, это - законы, приказы, постановления и другие документы установленного образца, закрепляющие решения уполномоченных органов на их принятие, направленных на установление, изменение или отмену правовых норм, содержание таких актов определяется волей народа, служащие для регулирования общественных отношений .
А.С. Пиголкин видит в определении нормативно-правового акта такие критерии как исходящий от компетентного органа акт правотворчества, устанавливающий или же отменяющий правовые нормы. Причем он рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, неопределенного круга лиц и действует непрерывно. Вышеуказанные критерии тем самым отличают нормативно-правовой акт от актов применения права, которые применяются нормы к конкретному случаю, конкретному человеку, а также и от актов толкования права, которые служат для разъяснения уже имеющейся нормы .
Другие ученые закладывают в понятие нормативного правового акта совокупность признаков, характеризующих данное понятие. Например, В.К. Бабаев считает, что нормативно-правовой акт исходит от определенных правотворческих органов и лиц, наделенных соответствующими компетенциями, в четко установленном порядке, по строгой форме и имеющие определенные реквизиты, порядок вступления его в силу и сферу действия, которые могут быть изменены .
Происходящее объединение в нормативном акте воли государственного деятеля и важных функций правотворческой деятельности указывает на то, что такой акт, содержит нормы, выражающие волю государства, принимаемые в установленном законом порядке, с соблюдением определенных требований к содержанию и форме, позволяющих устанавливать, изменять или отменять нормы права. Похожей позиции придерживается И.А. Иванников, который понимает под нормативным правовым актом – письменный юридический документ, устанавливающий, отменяющий или изменяющие нормы права и регулирующие общественные отношения .
Другая группа ученых нормативно-правовой акт рассматривает как правовой акт, принятый уполномоченными на то органами, по содержанию носящий предписания общего характера для постоянного и многократного применения. Одним из таких ученых является В.А. Кирсанов, который нормативный правовой акт определяет, как правовой акт, принимаемый органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленные на установление, изменение или отмену юридических норм, которые рассчитаны на многократное применение вне зависимости от возникновения или прекращения конкретных правоотношений, предусмотренных ими .
Немного отличается от вышеуказанного определение, понятие, указанное О.А. Бек, он рассматривает это как правовой акт органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностного лица, который определяет порядок поведения, является обязательным для исполнения адресованным лицам для многократного применения, действующий независимо от возникновения и прекращения таких правоотношений, указанных в акте .
Таким образом, на основании проведенного исследования понятия нормативного правового акта различными теоретиками, можно сделать вывод о том, что в целом оно имеют много схожих друг с другом общих признаков, характеризующих рассматриваемое нами понятие, за исключением отдельных положений.
В связи с чем, по-нашему можно дать следующее определение нормативного правового акта – это официальный письменный документ, изданный уполномоченным на то лицом, носящий обязательный характер, включающий нормы права по установлению, изменению или отмене правовых норм, направленных на регулирование различных общественных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арзамасов Ю.Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. - 2007. - №6. - С. 21-29.
2. Бек О.А. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Москва, 2007. - 18 с.
3. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. - 2008. - № 11. - С. 11-27.
4. Варкова С.А. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики : теоретико-правовое исследование: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Москва, 2013. - 22 с.
5. Джоусе-Иванина М. К вопросу о классификации нормативно-правовых актов // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2010. - № 2. - С. 86-97.
6. Джоусе-Иванина М. Нормативно-правовой акт в системе источников российского права : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Москва, 2010. - 17 с.
7. Иванов Р.Н. Юридическая природа нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Москва, 2005. - 32 с.
8. Кирсанов В.А. Теоретические проблемы судопроизводства по оспариванию нормативных правовых актов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2001. – 38 с.
9. Ковалева В.В. Нормативные правовые акты в механизме правового регулирования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Москва, 2009. - 27 с.
10. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Правовые акты: учеб. практ. пособие. - Москва, 2019. – 381 с.
11. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – Москва – Юнити-Дана, 2015. – 687 с.
12. Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. - №4. – С. 204-208.
13. Марченко М.Н. Источник права. – Москва : Норма, 2021. – 672 с.
14. Минникес И.В. Нетипичные источники в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. – 2021 - № 9. – С. 15-21.
15. Нерсесянц В.С. Теория государства и права. – Москва : Издательство Норма, 2013. – 617 с.
16. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. 1 / Алексеев С.С. - Москва: Юрид. лит., 1981. - 360 c.
17. Панченко В.Ю., Макарчук И.Ю. Правовые акты государственного юридического содействия. Вопросы теории и практики. Монография. – Москва : Издательство Проспект, 2022. – 144 с.
18. Пиголкин А.С. Теория государства и права : учебник для вузов / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев ; - 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, - 2023. - 516 с.
19. Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в ССР. – Москва : Наука, - 1987. – с. 151.
20. Темнов Е И. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов. Москва : Экзамен, - 2013. – 320 с.
21. Теория государства и права : курс лекций / под ред.: Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2007 - 776 с.
22. Толстик В.А. Иерархия источников российского права. Монография. - Нижний Новгород : Интелсервис, 2002. – 216 с.
23. Хропанюк В. Н. Теория государства и права, учебник для высших учебных заведений / Под редакций профессора В.Г. Стрекозова – Москва : Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2011. – 384 с.
24. Червонюк В.И. Правовые технологии (правовая инженерия), или прикладная юриспруденция // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 6. – С. 154-157.
25. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. Монография. - Москва, 2012. – с. 320.