Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЗНОГО ДЕЛА В РОССИИ 6
1.1 Зарождение и развитие ремесла 6
1.2 Резьба по дереву в современном мире 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ 15
2.1 Основные виды резьбы по дереву 15
2.2 Техника работы над резным изделием 20
2.3 Художественные и композиционные особенности русской народной резьбы по дереву 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В народном творчестве большинства стран мира ещё с древнейших времён встречается художественная резьба по дереву. Постоянное совершенствование орудий труда, переход от камня к металлу, а также создание новых технологий обработки дерева стали поспособствовали возникновению всё более совершенных с художественной точки зрения видов резьбы. Резьба по дереву, как и столетия назад, до сих пор составляет значительную часть традиционных художественных ремёсел.
Дерево в Древней Руси было одним из наиболее широко применяемых материалов. Древесина была достаточно дешёвым, но в то же время очень слабым по своей стойкости материалом, в связи с чем до наших дней дошло лишь малое число древних деревянных произведений декоративно-прикладного искусства. К счастью, всё же сохранились некоторые памятники, а также письменные источники, которые позволяют нам судить технике работы древних плотников и столяров. Их мастерство берёт своё начало в искусстве народов, населявших территорию современной России, что отразилось в особенностях приёмов, техник и композиционных решений резных изделий разных регионов.
Резьба по дереву представляет собой создание узора или рисунка на древесине. Такой вид монументально-декоративного искусства с древних времён применяется при отделке и украшении интерьеров домов, дворцов, храмов. Также резьба по дереву широко используется в украшении предметов декоративно-прикладного искусства: на сегодняшний день существует множество образцов предметов мебели, столовых приборов, музыкальных инструментов, шкатулок, сундуков, оружия, украшенных резными узорами.
Для многих народов России резьба по дереву является национальным видом искусства. В некоторых исторических хрониках описывается, как крестьяне посвящали все зимние вечера художественной резьбе.
В руках настоящего мастера дерево приобретало новую жизнь. Резьбой украшали всё, от жилища и посуды до орудий труда и кораблей. Русская народная резьба по дереву – это уникальнейшее явление, которое подарило миру потрясающие памятники архитектуры. Она восходит к искусству древних славян. На стенах древнерусских святилищ мастерами изображались люди, звери, растения, птицы, которые буквально оживали. Русским мастерам художественной обработки древесины были присущи неисчерпаемая фантазия, отличное знание материала и чувство прекрасного, что и позволяло им даже из простой деревянной игрушки создать настоящее произведение искусства.
Объектом исследования является такой вид народного искусства, как резьба по дереву. Предмет исследования – особенности композиции в произведениях русской народной резьбы по дереву.
Целью исследования стало выявление композиционных особенностей резьбы по дереву в России.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по данной теме;
2. Ознакомиться с историей развития и становления резного дела в России;
3. Выявить основные виды резьбы по дереву;
4. Рассмотреть процесс работы над резным изделием, выделить его основные этапы;
5. Проанализировать художественные и композиционные особенности русской народной резьбы по дереву.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких исследователей, как А. В. Битюкова, Д. Г. Бочкарёва, А. Л. Габышева, Н. В. Жилина, И. А. Помыткин, В. А. Чебан и др.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования при изучении курса «Резьба по дереву», при чтении лекций по прикладному народному творчеству, а также при написании курсовых работ и научных статей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЗНОГО ДЕЛА В РОССИИ
1.1 Зарождение и развитие ремесла
Художественная обработка древесины в нашей стране имеет глубокие традиции и долгую интересную историю. Евразийский континент всегда был богат лесами, поэтому дерево стало основным материалом для постройки жилищ, изготовления предметов домашнего обихода, мебели, декоративных предметов, детских игрушек. Уже в Древней Руси постройки и домашнюю утварь начали украшать резными узорами. В особенности деревянное зодчество и изготовление предметов из древесины было распространено в северных районах: в Карелии, Поволжье, Новгородской, Вологодской, Архангельской, Костромской и Ярославской областях. Наиболее известными поселениями, славившимися своим мастерством деревообработки, были Ахтырка, Мутовка, Хотькова, Абрамцево, Кудрино и Левково.
Обучали резьбе по дереву традиционным способом: отец передавал знания сыну, мастер – ученику. Тем не менее, этим ремеслом на Руси занимались не только отдельные умельцы – уже в древние времена начали появляться особые мастерские, специализирующиеся на резном деле. Подобные мастерские были обнаружены археологами во время раскопок Десятинной церкви в Киеве и относятся к Х веку. Также в летописях сохранились упоминания, относящиеся к образцам художественной резьбы разных периодов истории. К примеру, арабский путешественник Х века Ибн-Фодлан в своих путевых заметках задокументировал наличие славянского языческого мольбища, находящегося на берегу Волги, что позже было подтверждено во время раскопок в Пермской области. Языческие идолы были первыми простейшими образцами круглой деревянной скульптуры. Они были выполнены в виде высоких деревянных столбов, верхние концы которых были обработаны в виде человеческих голов, имеющих глазные впадины, носы и рты.
Развитие резного дела идёт параллельно с развитием деревянной крестьянской архитектуры и мастерства столярной работы. Домовая резьба во многом опиралась на конструктивные особенности построек, поэтому чаще всего резным узором украшали крыльцо, фронтон, наличники окон. На верху крыши часто выполнялся охлупень, то есть бревно, на котором была вырублена голова коня, птицы или оленя. Такие украшения изначально выполняли функции оберега, но со временем эта традиция начала носить более декоративный и эстетический характер.
Дальнейшее развитие резного дела как искусства связано с началом деятельности мастерских, где обучали резчиков. Высокая культура резьбы по дереву в XV веке видна в работах мастеров, работавших над оформлением Троице-Сергиевой лавры. К примеру, русский резчик и ювелир Амвросий создал из пальмового дерева потрясающие складни, ковчеги-мощевики, кресты и панагии. В начале XVI столетия при Кремле открываются дворцовые мастерские, послужившие основой для создания Оружейной палаты. Одним из самых выдающихся резных произведений этого столетия стал сохранившийся до наших дней трон Мономаха, который находится в Успенском соборе Московского Кремля.
В XVII веке в резном деле наблюдается обилие растительных мотивов. В оформлении карнизов и опор мастера часто прибегали к воссозданию виноградной лозы. Увеличивается высота рельефа, а вместе с тем всё чаще применяются ажурные прорези, которые создают игру света и тени, добавляют орнаменту динамики, всё больше умельцев добавляют к своим резным работам роспись и позолоту. Уникальнейшим памятником мастерства русских резчиков XVII века стал выполненный из дерева дворец царя Алексея Михайловича (село Коломенское), который, к сожалению, не сохранился. Дворец был украшен элементами рельефной резьбы – сложнейшим видом художественной обработки древесины. Такую резьбу часто использовали при украшении интерьера и предметов мебели в XVII−XVIII веках, позже она стала неотъемлемой частью интерьера и экстерьера усадеб и дворцов в стиле барокко и рококо.
Приход к власти Петра I ознаменовался созданием Санкт-Петербурга, в строительстве которого приняло участие огромное количество мастеров-резчиков со всей страны. Ими украшались множественные дворцовые ансамбли, как в Петербурге, так и в Москве. К их числу принадлежат подмосковные дворцы графа Бориса Петровича Шереметьева в Останкино и Кусково.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмедов, М. Б. Из истории педагогических задач: развитие искусства резьбы по дереву [Текст] / М. Б. Ахмедов // Социосфера. – 2015. – № 1. – С. 59-61.
2. Битюкова, А. В. Резьба по дереву: история становления в России, классификация [Текст] / А. В. Битюкова // Молодой ученый. – 2023. – № 2(449). – С. 46-48.
3. Бочкарева, Д. Г. Народное искусство и народное творчество России: виды художественной резьбы по дереву [Текст] / Д. Г. Бочкарева, Т. Ю. Чужанова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2021. – № 2. – С. 182-187.
4. Бычкова, А. С. Особенности декоративно-прикладного искусства России [Текст] / А. С. Бычкова // Научный Лидер. – 2022. – № 31(76). – С. 19-20.
5. Волкова, А. Д. Использование традиционных мотивов резьбы по дереву в современной моде [Текст] / А. Д. Волкова, М. В. Громова // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2020»: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, в рамках Всероссийского форума молодых исследователей «Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века», Москва, 24–26 ноября 2020 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. – С. 154-158.
6. Габышева, А. Л. Резьба по дереву. Традиции и интерпретации (часть 2) [Текст] / А. Л. Габышева // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2021. – № 4. – С. 154-164.
7. Габышева, А. Л. Резьба по дереву: традиции и интерпретации [Текст] / А. Л. Габышева // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2021. – № 3. – С. 76-87.
8. Гафаров, А. Р. Резьба по дереву – одна из древнейших технологий декоративно-прикладного искусства [Текст] / А. Р. Гафаров // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. – 2016. – № 2(10). – С. 33-36.
9. Гаязетдинова, К. А. Искусство резьбы по дереву в Древнем Новгороде [Текст] / К. А. Гаязетдинова // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях, Тамбов, 29 марта 2012 года. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2012. – С. 29-31.
10. Герасимов, А. А. Методы стилизации в резьбе по дереву [Текст] / А. А. Герасимов // Вестник Витебского государственного университета. – 1999. – № 4(14). – С. 72-74.
11. Дудникова, Г. В. Развитие резьбы по дереву на территории России и обучение резьбе по дереву в ГГУ [Текст] / Г. В. Дудникова, А. А. Дудников, А. М. Бурдюгова // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура»: Сборник научных статей в 5 частях, Гжель, 25 ноября 2020 года / Гжельский государственный университет. – Гжель: Гжельский государственный университет, 2021. – С. 45-48.
12. Жилина, Н. В. Древнерусская резьба и роспись по дереву: хронология стилистического развития [Текст] / Н. В. Жилина // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2018. – № 4(74). – С. 80-96.
13. Кузнецова-Бондаренко, Е. С. Значение резьбы по дереву для современного дизайна [Текст] / Е. С. Кузнецова-Бондаренко, Д. И. Тюлюков, А. С. Пьянов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 9-1(48). – С. 63-65.
14. Лебедева, Е. И. Резьба по дереву [Текст] / Е. И. Лебедева, Е. М. Бургунова. – Москва: Аделант, 2004. – 168 с.
15. Макарова, Е. В. Модели и формы перспективного развития народных художественных промыслов России [Текст] / Е. В. Макарова // Культура и цивилизация. – 2019. – Т. 9. – № 2-1. – С. 155-161.
16. Максимович, В. Ф. Традиционное прикладное искусство России : научно-методическое пособие для преподавателей и студентов средних и высших профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства [Текст] / В. Ф. Максимович; В. Ф. Максимович; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Высшая школа народных искусств (ин-т). – Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств (ин-т), 2007. – 64 с.
17. Меженская, М. В. Роль домовой резьбы по дереву в жизни славян [Текст] / М. В. Меженская, С. И. Валькевич // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 54.
18. Миненко, Л. В. Историческая динамика и трансформация декоративно-прикладного искусства России в современных условиях (XVIII-XX вв.): специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии [Текст] / Миненко Людмила Владимировна. – Кемерово, 2004. – 293 с.
19. Общие законы композиции в резьбе по дереву [Текст] / М. М. Авлиякулов, Т. Р. Собиров, М. М. Бадиев, С. С. Азимов // European Science. – 2021. – № 2(58). – С. 32-34.
20. Пилюгин, Р. В. Основные принципы использования современного оборудования в художественной обработке дерева [Текст] / Р. В. Пилюгин // Профессиональное образование в области дизайна и искусства: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 10–14 октября 2019 года / Под общей редакцией И.Р. Кузеева. – Уфа: Издательство «Нефтегазовое дело», 2019. – С. 88-93.
21. Полозков, В. И. Православная резьба по дереву в пространстве современной культуры [Текст] / В. И. Полозков // Теология: история, проблемы, перспективы: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, Липецк-Задонск, 10 ноября 2017 года / Под редакцией Н.Я. Безбородовой, Н. В. Стюфляевой. – Липецк-Задонск: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 174-178.
22. Помыткин, И. А. Резьба по дереву как один из видов декоративно-прикладного творчества [Текст] / И. А. Помыткин // Богатство финно-угорских народов: Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума, Йошкар-Ола, 24–26 мая 2018 года. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. – С. 298-300.
23. Поташева, А. Н. Сравнительный анализ характерных особенностей основных видов резьбы по дереву [Текст] / А. Н. Поташева, Н. О. Задраускайте // Ростовский научный журнал. – 2019. – № 2. – С. 258-265.
24. Пухначева, Е. Ю. Древнерусская резьба по дереву в содержании этнохудожественного образования [Текст] / Е. Ю. Пухначева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – № 8. – С. 69-71.
25. Резьба по дереву как вид декоративно-прикладного искусства [Текст] / Э. В. Якоби, Г. М. Исмаилов, А. И. Слободенюк [и др.] // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 11-4(79). – С. 123-127.
26. Сысоева, И. А. Применение современного оборудования, материалов, инструмента в художественной резьбе по дереву [Текст] / И. А. Сысоева, Л. В. Коваленко // Традиции и инновации в современном искусстве и художественном образовании (к 100-летию первого выпуска Витебского народного художественного училища): Материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 17–18 ноября 2022 года / Редколлегия: Е. О. Соколова (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2022. – С. 248-251.
27. Тумасян, С. В. Народное декоративно-прикладное искусство Славянского района Краснодарского края (на примере домовой резьбы по дереву) [Текст] / С. В. Тумасян // Научная палитра. – 2012. – № 1(1). – С. 72-80.
28. Федотова, О. В. Традиционное прикладное искусство как фактор сохранения самоидентичности России [Текст] / О. В. Федотова // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 07 ноября 2017 года / Под редакцией Т. К. Ростовской, И. А. Шаповаловой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2017. – С. 33-37.
29. Чебан, В. А. Современная резьба по дереву [Текст] / В. А. Чебан; В. А. Чебан. – Ростов-на-Дону: Владис, 2005. – 511 с.
30. Шабалин, И. Особенности символики в резьбе по дереву в декоре деревянных построек [Текст] / И. Шабалин, Л. В. Ершова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. – С. 566.
31. Шелег, В. А. Северорусская резьба и роспись по дереву: ареалы и этнические традиции: специальность 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук [Текст] / Шелег Виктор Алексеевич. – Ленинград, 1991. – 25 с.