Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В процессе личной самореализации необходимо пройти долгий путь, но в жизни каждого человека есть короткий и очень важный период - детство. В этот период его творческий потенциал находится в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуется. В концепции дополнительного образования подчеркивается необходимость создания условий, способствующих развитию у ребенка интереса к творческим занятиям в различных видах художественной деятельности, в том числе изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность влияет на духовный мир человека в целом, всесторонне развивая многие способности. Эта деятельность развивает психические познавательные процессы: внимание, зрительные ощущения и восприятие, в том числе цветовосприятие, память, мышление, воображение, обогащает эмоционально-волевую сферу, расширяет кругозор.
Одной из ярких характерных черт художественной деятельности дошкольников является цветовая выразительность изображения. Цвет - важное средство художественно-образной и эмоционально-эстетической выразительности. Палитра цветовых сочетаний служит своеобразным показателем общего состояния ребенка, уровня его развития, поскольку эмоциональное восприятие цвета влияет на человека в целом. Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе цветокультуру, должен овладеть определенными стандартами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цветов и оттенков, а также уметь их систематизировать. Рисование играет роль одного из механизмов оздоровления организма и психики ребенка, поскольку процесс рисования обеспечивает согласованность межполушарного взаимодействия. Следовательно, снижение мотивации к изобразительной деятельности в дошкольном возрасте может оказать негативное влияние на развитие ребенка в целом.
В литературе проблема цветовосприятия рассматривается в различных аспектах: психологическом, педагогическом, искусствоведческом. В психологии цвет рассматривается как свойство предмета или явления, познаваемое детьми в процессе восприятия. Проблема восприятия и передачи цвета детьми, а также особенности возрастного восприятия цвета изучались такими психологами как: А. Л. Венгер, А.В. Запорожец, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Ремезова, В. С. Мухина и др. Вопросы развития восприятия произведений искусства младшими дошкольниками рассматриваются с позиций искусствоведения: А.В. Бакушинский, Н.Н. Волков и др. Педагоги изучают различные аспекты развития цветовосприятия у детей в процессе обучения изобразительному искусству, в том числе дошкольников: В. А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, Е. А. Флерин и др.
Дошкольный возраст - это период интенсивного сенсорного развития ребенка. Работы А. Л. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т. С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А. П. Усовой и других сыграли важную роль в вопросах сенсорного воспитания дошкольников в различных видах художественной деятельности. В ходе психологических исследований было установлено, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; а также умение передавать цвет при создании изображения в рисунке или аппликации, подбирать цвета, оттенки или создавать их в процессе визуальной деятельности, раскрывая цветовое изображение или выражая индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета рассматривается как проявление художественных способностей человека и как способность отражать явления и предметы окружающего мира. Существуют различные методы и обучающие программы, предназначенные для обучения детей приемам изобразительного искусства. Программы, разработанные в 80-90-е годы ХХ века такими авторами, как Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Т. Г. Казакова, Т. Н. Доронова, В. А. Езикеева направлены на развитие восприятия предметов, знакомство с сенсорными эталонами, основами цветоведения.
На сегодняшний день существует довольно много авторских программ по изобразительному творчеству для детей – это программы Б. М. Неменского, И. А. Лыковой, О. Г. Кузнецовой, О. М. Сахаровой, Н.В. Дубровской, Т. В. Шоптовой, Н.А. Зайцевой [30]. Однако, несмотря на разностороннее рассмотрение проблемы развития художественного восприятия цвета и наличие различных методик обучения, вопросы, связанные с развитием цветовосприятия у детей дошкольного возраста, требуют дополнительного изучения.
Проблема исследования заключается в том, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями, которые позволяют им формировать чувство цвета, умение использовать цвета как средство выражения в изобразительном творчестве и слабую реализацию этих возможностей из-за недостаточной разработанности теории и практики дошкольного образования.
Цель исследования: изучить особенности цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: колористические умения детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть цветовосприятие в изобразительной деятельности в психолого – педагогической литературе;
2. Дать характеристику возрастных и психологических особенностей развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование уровня цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста;
4. Разработать методику формирования колористических умений у детей младшего дошкольного возраста;
5. Проанализировать эффективность проведенной работы по формированию цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, программы воспитания и обучения в детском саду; непосредственное и опосредственное наблюдение за образовательным процессом в учреждении дошкольного образования;
- беседы с педагогами и детьми;
- опытно-экспериментальная работа.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы особенностей восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста
1.1. Цветовосприятие в изобразительной деятельности в психолого – педагогической литературе
Цвета обладают свойствами влиять на людей по-разному и вызывать определенные чувства и эмоции. Уже давно люди заметили, что цвет может не только радовать и вдохновлять человека, но и вызывать раздражение, беспокойство или грусть. Известно, что светлые цвета успокаивают нервную систему, в то время как контрастные или темные цвета, наоборот, стимулируют активность.
Одним из основоположников изучения влияния цвета на человека был И. Гете. В теории цвета его работа "О теории цвета", включающая анализ оттенков, считается основополагающей. Со временем люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Ученые предполагают, что древние люди различали не все цвета, которые мы видим сейчас. Считается, что палитра художников прошлых эпох состояла всего из четырех цветов: охры, красного, черного и белого. Постепенно палитра становилась полнее, но, например, зеленые и синие цвета долго путались, а фиолетовые, фиолетовые цвета и их оттенки различались гораздо позже. [19]
Цвет предметов меняется под солнечным светом или тенью. Учителя и педагоги, такие как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель, говорили о необходимости приобщать детей к цвету [33].
Цвет - одно из произведений искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению разнообразия предметного мира во всем его красочном богатстве [21].
Традиционно термин "цвет" в изобразительной деятельности дошкольников является средством самовыражения, и он также связан с качественными характеристиками детского рисунка. Когда дети начинают изображать объекты (3-4 года), как отмечает известный психолог В.С. Мухина, цвет активно используется детьми для выражения их отношения к изображаемому объекту, персонажу или событию, передавая его эмоциональную окраску [29].
Краска также может использоваться ребенком для непосредственного эмоционального удовольствия от окрашенной поверхности листа и самого процесса окраски краской. Выбор цвета определяется возрастными особенностями восприятия у детей и активной передачей эмоций путем придания определенному цвету положительного или отрицательного значения. Эстетический мотив постепенно формируется при выборе цвета: в старшем дошкольном возрасте этим мотивом является красота. Свобода использования цвета, богатство цвета, совместимость его элементов в работе сочетаются с опытом в процессе обучения. Недостаточное внимание учителей к основам науки о цвете и восприятие эмоциональной насыщенности цвета является одним из факторов, которые заставляют интерес ребенка к изобразительному творчеству ослабевать. При выборе красочной смеси для естественного цвета необходимо добиться всех необходимых цветовых свойств, это тонкая и кропотливая работа, требующая внимания и многократного уточнения естественного цвета каждого объекта. С опытом эта работа будет занимать все меньше времени, а сам выбор цвета будет становиться все более точным, поскольку глаз художника, настроенный на цвет, делает все меньше ошибок и точно определяет цвета, видимые в природе. В настоящее время, по словам В. Визер, многие начинающие художники почти уверены, что видят цвет хорошо и четко, но это большое заблуждение.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бардин К. В. Изучения цветовосприятия в раннем дошкольном возрасте: Дис. канд. пед. наук (по психологии). – М.: 2013. – 249 с.
2. Березина Ю. Ю. Познавательный интерес детей дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: 2017. – С. 517-522.
3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П.Развитие детей 2-3 лет: Учебн. пособие для студ-ов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. – М.: Академия, 2017. – 240 с.
4. Бубнова М. В. Цветовосприятие ребенка младшего дошкольного возраста при работе с цветом // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2016. – № 2. – 23-31 с.
5. Бубнова М. В. Цветовосприятие // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: сборник факультета ИЗО и НР МГОУ М.: – 2016. – Вып. 2. – С. 15-18.
6. Венгер Л. А. Обучение и цветовосприятие детей младшего дошкольного возраста – М.: 2011. – 46 с.
7. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Изучение цветового восприятия детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.
8. Визер В. В. Цвет в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, 2016. – 192 с.
9. Волков Н. Н. Живопись – М.: Искусство, 2014. – 480 с.
10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М. : Изд-во АПН РСФСР, 2016. – 540 с.
11. Гельмгольц Г. Формирование и развитие цветовосприятия / Г. Гельмгольц. СПб.: Научное обозрение, 2016. – 152 с.
12. Доронова Т. Развитие цветовосприятия детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2015 – № 1. – С. 35-43.
13. Доронова Т. Развитие цветовосприятия детей // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 36-45.
14. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. М.: Международный образовательный и Психологический Колледж. 2016. – 45 с.
15. Запорожец А. В., Венгер Л. А. Формирование цветовосприятия детей раннего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. – 196 с.
16. Зязюн И. А. Педагогическое мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 2014. – 302 с.
17. Иванова О. Л., Васильева И. И. Учимся понимать и интерпретировать детский рисунок. – Спб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011. – 92 с.
18. Игнатьев Е. И. Психологические основы цветовосприятия ребенка. – М.: 2011. – 324 с.
19. Карасева А. В. Значение изобразительной деятельности в психологическом развитии детей младшего дошкольного возраста // Территория науки / МГУ. 2015. – С. 688-691.
20. Киреенко В. Н. Возможности изобразительной деятельности в психологии. М.: Педагогика, 2009. – 304 с.
21. Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цветовосприятие в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 2015. — 144 с.
22. Комарова Т. С. Техника рисования дошкольников и её интерпретация. — М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
23. Комарова Т. С. Обучение изобразительной деятельности детей: Учеб. пособ. для учащихся пед. училищ / Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
24. Комарова Т. С. Как научить детей рисованию. - Диссертация канд.пед.н. – М.: АПН РСФСР, НИИ общего и политехнического образования, 2005. – 195с. – 17 с.
25. Куман, И. Г. Исследование сенситивного периода в развитии зрительной системы человека / И. Г. Куман, С. Н. Федоров, Л. А. Новикова // Журнал высшей нервной деятельности. 2013. — Т. 33. — № 3. — 434 с.
26. Морозова Л. В., Звягина Н. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости // Вестник Поморского университета. — 2013. –Т. 2. – № 4. – С. 48-55.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
28. Неменский Б. М. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2012. – 128 c.
29. Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 230 с.
30. Нюберг Н. Д. Курс цветоведения // Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX века. – Л.: 2011. – 104 с.
31. Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля // История дошкольной педагогики / под ред. Л. H. Литвина. – M.: – 2009. – 184 с.
32. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие. – М.: – 2010. – 344 с.
33. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Программа развития и воспитания детей в детском саду / СПб.: 2018. – 280 с.
34. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: 2013. – 70 с.
35. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2-х кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 575 с.
36. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве: некоторые вопросы обучения в детском саду // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие / Ред. М. Ф. Шабаева; – М.: Просвещение, 2010. – С. 404-410.