- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Формирование представлений дружбы у детей старшего дошкольного возраста
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Дошкольная педагогика
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Формирование представлений дружбы у детей старшего дошкольного возраста"?51 страница
20 источников
Добавлена 03.07.2023 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений 7
1.1 Теоретические аспекты формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений 20
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений 30
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений 38
2.1 Исследование уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений 38
2.2 Создание психолого-педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Список используемых источников 50
Приложение 52
Фрагмент для ознакомления 2
Дошкольный возраст представляет собой период первичного формирования личности. Исключительно в данном возрасте закладывается фундамент формирования почти всех нравственных качеств, чувства взаимопомощи, умения сопереживать, сочувствовать. Формирование понятия «дружба», дружеских взаимоотношений – собственного опыта ребенка, способствующего развитию положительно окрашенных чувств, формированию и развитию устойчивых форм поведения – все это также происходит в дошкольном возрастном периоде.
Вопросы формирования дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте были затронуты такими известными авторами, как Залогина В.П., Маркова Т.А., Лиштван З.В., Булатова А.В., и другими отечественными психологами, и педагогами. В многочисленных трудах данных авторов раскрыта гуманистическая направленность данных отношений, выделяются определенные критерии, свидетельствующие о наличии дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста.
В исследованиях Р.И. Жуковсксой, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой А.А. Аржановой огромное значение придается игровой деятельности под руководством взрослого при формировании дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Искусство является важнейшим средством формирования моральных представлений дошкольников, в частности это касается использования художественной литературы, которая воздействует одномоментно как на развитие сознания, так и эмоциональной сферы ребенка. Такой вид деятельности детей как восприятие художественной литературы и народного фольклора с последующим проведением бесед выступает одним из ведущих наряду с игровой и элементарной трудовой видами деятельности дошкольников при решении задач формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
В отечественной педагогической и психологической литературе достаточно широкий спектр исследовательских работ, посвященных воспитывающему влиянию художественной литературы при формировании у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений в условиях дошкольной образовательной организации. Эстетическое влияние литературы на ребенка не только способствует расширению действительности в формировании художественных образов, но и воспитывает в детях добрые чувства.
В настоящее время над обществом висит угроза нравственного вырождения человечества. С каждым днем все более значимыми становятся материальные, а не духовно-нравственные ценности, по этой причине люди вступают в конфликтные отношения друг с другом, разучились бескорыстно помогать, становятся более зацикленными на материальных ценностях, эгоистичными и замкнутыми. Все это приводит к тяжелым последствиям в обществе, именно поэтому значимым становится уже с дошкольного возраста формировать и укреплять в детях умение быть внимательными друг к другу, способность понимать друг друга, испытывая при этом положительные эмоции, не оценивать окружающих по материальному принципу.
На основе вышесказанного можно выделить ряд противоречий, важнейшими из которых выступают:
– На современном этапе перед обществом стоит глобальная проблема нравственного воспитания, в частности формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений. Решение этой проблемы в теоретической литературе в настоящее время разработано недостаточно полно.
– Воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях видят и осознают необходимость формирования и укрепления дружбы между детьми, но не владеют приемами организации данного процесса, не имеют соответствующих педагогических условий для работы.
Выявленные противоречия определили постановку центральной проблемы исследования –создание таких педагогических условий, которые способны помочь воспитателям в построении эффективного педагогического процесса, направленного на формирование дружеских взаимоотношений. Для построения такого педагогического процесса необходим тщательный подбор методов, приемов и форм работы с детьми дошкольного возраста, что будет способствовать формировать дружеские взаимоотношения между детьми и совершенствовать их.
Цель данного исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций для формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
Объектом исследования в курсовой работе является процесс формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
Предметом исследования выступают педагогические условия, способствующие формированию у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
Задачи исследования.
1. Изучить существующие по данной проблеме психолого-педагогические источники;
2. Рассмотреть процесс формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений и особенности этого процесса;
3. Дать характеристику оптимальным педагогическим условиям для формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений;
4. Провести исследование по выявлению уровня сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать практические рекомендации по формированию и дальнейшему развитию у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений.
В данной курсовой работе опирались на следующие теоретические исследования: теория деятельности А.Н. Леонтьева, культурно- историческая концепция Л.С. Выготского; теория отношений В.Н. Мясищева; теоретические положения о взаимоотношениях личности и коллектива Н.К. Крупской и А.С. Макаренко; учение об онтогенезе общения М.И. Лисиной.
При написании курсовой работы применялись следующие методы: анализ психологической, педагогической, социологической и методической литературы, анализ документов дошкольной образовательной организации, наблюдение, тестирование.
База исследования: МБДОУ «Белоснежка» г.Ноябрьск.
Структура работы включает в себя введение, теоретическую и практическую части, заключение, список использованных источников и приложение.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений
1.1 Теоретические аспекты формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Процесс формирования дружеских взаимоотношений детей 6-7 лет был интересен для изучения отечественным психологам и педагогам.
Исследование отношений между детьми имеет ведущее значение, так как социально-психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями как раз в дошкольное детство. Это происходит по той причине, что именно в дошкольном возрасте происходит закладка формирования личности человека. Кроме того, с приходом ребенка в дошкольное образовательное учреждение, у него изменяется социальная позиция. На этой стадии его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отдельности от взаимоотношений со сверстниками. Именно здесь, на основе опыта общения с другими членами детского коллектива закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные взаимоотношения ребенка.
Исследования отечественных психологов Я.Л. Коломинского, Л.С. Славиной и многих других, проведенные с детьми школьного возраста, показали, что благополучные взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к определенной социальной группе, общности с ней. Это является важным для общего эмоционального самочувствия ребенка, его уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки. Если такие взаимоотношения отсутствуют, то ребенок чувствует себя в группе сверстников не комфортно, с трудом переживает свою отверженность коллективом. Неблагополучные отношения порождают постоянное состояние напряженности и тревоги. Оно требует выхода, и ребенок находит его либо в агрессии по отношению к окружающим людям, либо в подавленности и чувстве собственной неполноценности. У ребенка формируются негативное отношение к окружающим: агрессивность, неприязнь, враждебность, и отрицательные черты личности [12].
У истоков изучения проблемы взаимоотношений детей в группе детского сада стояли такие педагоги как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко [16].
В период с 50-х годов XX века бурное развитие получила отечественная психолого-педагогическая наука. В этот период появилось большое количество трудов по проблемам взаимоотношений, но среди них исследования взаимоотношений детей дошкольного возраста единичны. Это исследования А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, В.П. Залогиной, Л.В. Артемовой, Д.Б. Эльконина, А.И. Аржановой, А.В. Булатовой и других, указывающие на факт сложности детских взаимоотношений в игре, как ведущей форме детской деятельности и наличие в ней реальных взаимоотношений детей и взаимоотношений, связанных с игрой. Отмечая наличие разных типов взаимоотношений в игре, авторы исследований чаще всего имели дело с собственно игровыми взаимоотношениями, а реальные взаимоотношения отдельно никак не исследовались. В других случаях изучали реальные взаимоотношения в игре, а игровые опускались. [2,5,17,19].
Л.В. Артемова, занимаясь вопросом организации взаимовлияния детей в игровой деятельности, рассматривала условия оптимального взаимодействия активных и пассивных сверстников. Она указала, что степень влияния детей друг на друга зависит от положения ребенка в группе сверстников [2].
Учитывая важность данной проблемы и отсутствие практических разработок, а также тот факт, что «изучение личности и поведения ребенка, изолировано вне его взаимодействия с детским коллективом, всегда будет односторонним» [2, с. 29], сотрудниками лаборатории «Формирование личности ребенка» в 60-ые годы XX века было проведено социально-психологическое исследование взаимоотношений детей на разных возрастных этапах. Среди исследований по ряду других вопросов, усилия сотрудников лаборатории были направлены на разработку комплекса экспериментальных методик, которые позволили исследовать:
– структуру взаимоотношений детей на различных возрастных этапах дошкольного возраста;
– влияние совместной деятельности детей на формирование взаимоотношений;
– особенности общения детей в группе детского сада и их оценки друг друга в процессе взаимодействия;
Ведущим направлением в научных исследованиях было изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и ее влияние на взаимоотношения детей.
Т.А. Репина в своих трудах большое значение придавала изучению особенностей взаимоотношений детей в процессе игровой деятельности.
Связь между содержанием общения детей между собой и формированием у них на основе этого общения нравственных чувств можно проследить в работах А.И. Аржановой, Р.И. Ибраимовой. Авторами также затрагивается вопрос влияния степени развития у детей организаторских умений в игре и труде на их общение [1, с. 55].
В исследованиях Л.В. Артемовой проводится анализ структуры взаимоотношений детей, изучаются связи и зависимости, складывающиеся между ними в ходе ежедневного общения [2]. Этому вопросу также посвящены работы Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевского, Т.А. Репиной, Л.П. Бухтиаровой. Их исследования показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а меняется под влиянием различных факторов. Изменить положение «изолированного» ребенка можно с помощью положительных оценок его качеств. Здесь высока роль воспитателя, который должен акцентировать внимание дошкольников на положительных качествах друг друга. Это способствует улучшению «микроклимата» вокруг ребенка с недостатками в общении, а также создает для него ситуацию успеха в той деятельности, где он имеет возможность показать себя с лучшей стороны. Положительные взаимоотношения возникают также тогда, когда дети выполняют задания не для себя лично, а для других людей.
Согласно мнениям В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева хорошие отношения дошкольников между собой способствуют формированию таких качеств как открытость, доброта, отзывчивость, а конфликтные отношения формируют изолированность, грубость, скрытность, агрессивность в поведении. Данные черты, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, имеют тенденцию впоследствии сохраняться и трудно поддаются изменениям.
В.П. Залогина выдвигает положение о значении для дружеского сплочения детей схожесть их интересов и коллективных переживаний в процессе игровой деятельности. Основное внимание автор уделяет исследованию проблемы развития сюжетно-ролевой игры и значение этой деятельности для формирования коллективных игр. Изучая и формируя дружеские взаимоотношения детей, автор обратила внимание на то, что в ролевой игре есть два плана взаимоотношений. Во-первых, изображаемые, возникающие в связи с сюжетом, ролью, во-вторых, реальные, имеющие место в период, когда дети придумывают игру, устанавливают условия игры в процессе взаимодействия. Автор не разграничивает понятие дружбы и товарищества, так как рассматривает отношение дружбы в широком смысле [9].
Процесс развития личности, формирование черт характера находится в прямой зависимости от существующих взаимоотношений. По мере того, как симпатии и антипатии детей в отношении сверстника приобретают устойчивый характер, они оказывают все большее влияние на отдельные черты его личности и в конечном итоге, определяют их (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.).
Группа детского сада – это относительно постоянное объединение детей, представляющее собой нечто целое, так называемую малую группу в социально- психологическом смысле. Внутренней причиной, побуждающее людей вступать в межличностные взаимоотношения, является потребность в общении. Эта основная социальная потребность возникает на самых ранних этапах человеческой жизни. Основой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке [7].
Наступает момент, когда ребенок стремится к общению с другими детьми. Многостороннее исследование процесса общения детей со сверстниками показало: собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в возрасте 2-3 года. До этого ребенок относится к другим детям, как к игрушке, как к интересному, но еще неодушевленному предмету, не замечая в нем такого же, как он сам, человека, не обращая внимания на его протесты, когда ненамеренно делает ему больно (например, может дернуть за волосы, или ударить игрушкой по голове).
Общение детей со сверстниками происходит в своеобразной форме и в рамках дошкольного детства проходит, как и общение со взрослым, ряд этапов. Воспитатель детского сада должен владеть знаниями о них при организации совместной деятельности детей в группе [15].
Общение со сверстниками возникает у детей примерно в возрасте около 3 лет. Оно происходит на начальном этапе в виде эмоционально-практического общения в возрасте 2-4 года. Третий и четвертый год жизни ребенка – время существования самой простой формы коммуникации между детьми. Содержание потребности в общении со сверстником выступает в виде стремления к соучастию в совместных играх. Для ребенка необходимым и достаточным условием является возможность присоединения других детей к его шалостям, которые, действуя с ним заодно, поддерживают и усиливают эмоциональный фон, возникающий на фоне придуманной игры. Положительные эмоции вызывает сам процесс действий с игрушками и воплощение идей в иговой деятельности в процессе их использования. В возрасте 2-3 года и позднее сам процесс совместных действий вызывает удовлетворение: переодевания, убегание. Процесс включает в себя и главную цель их практической деятельности, побуждает к совместному участию в процессе, к соучастию, а результат легко трансформируется в процессе игры и часто вообще теряет свою важность. То есть более важным становится сам процесс игровой деятельности со сверстниками.
Еще одна ключевая особенность данного процесса заключается в том, что каждый участник взаимодействия, прежде всего, обеспокоен тем, чтобы привлечь к себе как можно больше внимания и получить внешнюю оценку своим действиям. Так как это черта является типичной для всех детей данной возрастной группы, это приводит к тому, что дети мало слушают друг друга и озабочены демонстрацией себя в процессе игровой деятельности. Именно по этой причине процесс их взаимодействия нуждается в регулярной и систематической коррекции взрослого.
Особенности такой формы общения детей друг с другом способствуют возможности проявить инициативу, так как в контактах они чувствуют себя свободными и действуют на равных; создают благоприятные условия для расширения диапазона эмоций – как положительных, так и отрицательных – за счет включения более ярких экспрессий. Общение такого рода значительно помогает формированию самосознания и основ личности – позволяет ребенку увидеть свои возможности [15, с. 44].
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками начинает складываться в 4-5 лет. Ситуативно-деловое общение является наиболее типичным для дошкольного возраста. Примерно в 4 года у детей, которые посещают дневные группы детского сада, сверстник по своей привлекательности начинает опережать взрослого и становится более предпочитаемым партнером, чем он. Процесс общения со сверстниками становится для детей старше 4 лет более важным, значительно возрастает среди всех других видов активности ребенка. Это связано с изменением ведущей деятельности дошкольников – появление сюжетно-ролевой игры. Период ее расцвета – 4-6 лет. Сюжет игры приобретает четкость, в нем выделяются законченные эпизоды, тесно связанные между собой, определяются роли и т. д. Самым главным является то, что с 4 лет сюжетно-ролевая игра становится по - настоящему коллективной.
Одному ребенку теперь удается воплотить в жизнь весь замысел игры. Требуется участие большего количества детей, и необходимо, чтобы каждый разыгрывал отведенную ему роль в игре [15].
В ходе взаимодействия со сверстниками в рамках ситуативно-деловой формы общения дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Прежде всего подчеркнем отличие сотрудничества от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой. Такие контакты М.И. Лисина обозначила термином «соучастие» [15]. При ситуативно-деловом общении дети объединены общим делом, они тесно взаимосвязаны, и, хотя часть игры выполняется индивидуально, все же дети стараются согласовать свои действия, достичь в результате единой цели. Подобные контакты можно обозначить термином «сотрудничество». Переход от соучастия к сотрудничеству – значимый прогресс в области коммуникативной деятельности ребенка со сверстниками.
Естественно, в общении со сверстником сотрудничество намного отличается от сотрудничества со взрослым: участие взрослого придавало целенаправленный характер совместной деятельности, здесь же основное значение сдвигается с результата на сам процесс. Но все же сюжетно-ролевая игра теряет бесцельность процессуальных манипуляций и потому наполняет контакты детей видимым содержанием.
Применительно ко второй форме общения можно уже говорить о деле, хотя и с оговорками. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают в процессе выполнения игры, различных бытовых действий, овладения приемами познавательно-исследовательской деятельности. Этот процесс можно назвать уже деловым общением. Вопросы, ответы, разъяснения по ходу игры, иронические реплики в виде реакции на действия сверстников, возможные насмешки свидетельствуют о повышении внимания дошкольников к умениям и поступками сверстников и еще более говорит об их желании привлечь внимание к себе в этом плане.
Деловые качества ребенка и его сверстников, служащие причиной их обращений друг к другу, отличаются чрезвычайной ситуативностью.
«Здесь и сейчас» – вот что берется во внимание.
Как и на предыдущем уровне, в рамках ситуативно-делового общения ребенок стремится стать объектом интереса и оценки со стороны своих сверстников. Он внимательно ловит в их взглядах и мимике явные признаки отношения к себе. И настолько увлечен этим занятием, что совершенно не успевает хорошенько всмотреться в своих товарищей. Стремление привлечь к себе внимание сверстника и восприимчивость к его отношению к себе приобретает в это время максимальную интенсивность и выступает в форме специфического феномена, названного М.И. Лисиной феноменом «невидимого зеркала» [15]. В своем товарище в данный момент дошкольник видит в основном себя самого (его отношение к себе) и это видение себя носит субъективный характер: только положительное. Позднее он начинает видеть и сверстника, но только его отрицательные черты. «Невидимость» сверстника в дошкольном возрасте имеет специфический характер – она сочетается с ревнивым интересом ко всему, что он делает. После 4 лет дети постоянно интересуются, каковы были успехи их товарищей; просят замолчать от сверстников свои ошибки и неудачи. Такой способ поведения детей-дошкольников иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции, желанием утвердить себя. Но основой данного поведения является естественное желание ребенка познать самого себя в своих лучших качествах и утвердиться в них. Это связано со вторым по значению содержанием потребности в общении со сверстником, потребностью в признании и уважении ровесника, характеризующим данный возрастной период.
Недостаточный уровень в развитии общения с ровесниками в процессе ситуативно- делового общения оказывает уже заметное неблагоприятное воздействие на психическое развитие. Дети с трудом переживают свою отверженность, что связано с невозможностью впоследствии осуществить задуманную игру, которая является ведущей деятельностью данного возрастного периода. Это способствует появлению пассивности, замкнутости, а иногда и недоброжелательности по отношению к ровесникам. Вторая форма общения с ровесниками у дошкольников требует поддержки взрослых для ее формирования, особенно в случаях ее запоздалого развития.
В 6-7 лет у некоторых детей зарождается новая форма общения, которую можно назвать также внеситуативно-деловой формой общения детей со сверстниками. Но тенденция к ее развитию намечается достаточно четко, и элементы ее формирования явно определяются практически у всех детей старшего дошкольного возраста.
Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого возрастного периода – это стремление к сотрудничеству. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический, деловой характер – разворачивается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра видоизменяется. На смену играм с сюжетом и ролями, окрашенными фантазией, приходят игры с правилами, предварительными договоренностями, которые необходимо заранее устанавливать и проговаривать.
Не все дети комфортно чувствуют себя в группе детского сада. Сверстники могут по-разному относиться друг к другу: с одними детьми они охотно играют, с удовольствием отдают свои любимые игрушки, других могут активно избегать, а третьих вообще не замечают и игнорируют. Также можно встретить таких детей, которые предпочитают играть в одиночестве.
Неблагополучие во взаимоотношениях детей со сверстниками проявляется по-разному. Есть просто малообщительные дети, которые с трудом включаются в совместную игровую деятельность и оказываются в стороне от коллектива, и дети, которые открыто идут на конфликт со сверстниками.
У малообщительных детей количество контактов со сверстниками минимальное, круг общения сужен.
У открыто конфликтующих при довольно широком круге общения, достаточном количестве контактов со сверстниками, сам характер общения остается отрицательным.
Одни малообщительные дети первоначально стремятся к общению со сверстниками, но позже уходят от него. Другие с момента перехода в группу не испытывают потребности в общении с детьми и предпочитают играть в одиночестве.
В ходе написания курсовой работы изучены и другие педагогические исследования. Так, автор З.В. Лиштван [9] уделил внимание изучению проблемы воспитания дружеских взаимоотношений в конструктивно-игровой деятельности – строительной игре. Автор отмечает, что уровень дружеских взаимоотношений имеет прямую связь с уровнем развития конструктивно-игровой деятельности детей, организуемой воспитателем.
Достижение ребенком конструктивных (строительных) умений способствует развитию у него умения согласовывать свои замыслы и действия, что впоследствии помогает ему осознавать себя частью игрового коллектива, обмениваться мнениями с ровесниками, договариваться, совместно действовать и воплощать задуманное в жизнь. Отсутствие у детей необходимых конструктивных (строительных) умений, привычки оберегать постройки товарища от разрушения приводит к возникновению детских ссор, нарушает правильные отношения и мешает развитию дружбы между сверстниками.
Но З.В. Лиштван в своей работе отдельно не рассматривает вопрос о содержании понятия «дружеские взаимоотношения», говоря о них в комплексе с развитием строительных умений при организации коллективной деятельности. [9].
Автор А.А. Аржанова, проведя психологическое исследование чувства дружбы у детей дошкольного возраста, приходит к выводу, что дружба детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности – легкость возникновения, непосредственность, искренность и насыщенность эмоциями, слабая осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой характер [1].
А.А. Аржанова полагает, что развитие дружеских чувств у ребенка идет от общего к частному, то есть развивается из коллективного общего товарищества – от дружбы со всеми, к избирательной дружбе с отдельными детьми.
В работе А.В. Булатовой как раз рассматривается вопрос о значении избирательной дружбы в группе детей старшего дошкольного возраста, о влиянии детского коллектива на формирование и последующее развитие дружеских взаимоотношений. Автор отмечает, что дружба способствует формированию таких нравственных качеств ребенка, как взаимопонимание, уступчивость, взаимопомощь. Дети 6-7 лет дифференцированно относятся к своим сверстникам, осознанно подходят к выбору друзей [5].
А.В. Булатова полагает, что в дружбе проявляются нравственные качества ребенка, а также она способствует развитию навыков позитивного поведения, усилению нравственных чувств.
Дружить могут с абсолютно разными личностными качествами – спокойные дети и раздражительные, непослушные и дисциплинированные, дети с разным уровнем интеллектуального развития. Факторами, которые их сближают, выступают потребность в общении, сходство интересов и желание осуществить общую игру. Дружеские взаимоотношения с успехом развиваются в тех коллективах, где игры детей организованы, интересны, разнообразны по тематике, привлекают к участию взрослых.
В исследовании В.П. Черкова отмечается, что появление дружеских коллективистских черт в детских взаимоотношениях обеспечивается такой общей игрой, в которой имеется единая осознаваемая детьми и увлекающая их цель; игрой, которая совместно планируется дошкольниками, для которой есть нужные атрибуты. В работе подчеркивается роль сознательности в формировании дружеских взаимоотношений, имеющих коллективную направленность взаимоотношений в процессе деятельности [9].
Р.И. Жуковская подчеркивает, что воспитательная роль игровой деятельности под руководством педагога очень значима. Слаженности игровых отношений способствуют различные формы дружбы - парная избирательная дружба и дружба небольших групп. Необходимы определенные правила поведения, которыми руководствуются дети в игре.
Д.В. Менджерицкая в своих исследованиях игровых действий детей относит игры к средствам нравственного воспитания. Автор обращает внимание на то, что совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и которые могут выглядеть со стороны как дружеские, еще не означает наличие по-настоящему дружеских чувств и отношений. Автор считает, что лишь кропотливая педагогическая деятельность с отдельно взятыми детьми, делает его поведение целенаправленным, имеющим нравственный характер и дает толчок к появлению в игре заботы о товарище, проявлению симпатии [17].
А.П. Усова в своем педагогическом исследовании придает огромное значение таким детским отношениям, которые строятся благодаря наличию у детей качеств «общественности». К ним относится способность ребенка вступать в определенное игровое сообщество, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми и так далее. На почве формирования «общественности» открывается возможность подводить детей к нормам и привычкам морального поведения, при этом большое влияние на моральное развитие детей будет оказывать не только воздействие взрослого, но и детского коллектива.
В исследовании Т.А. Марковой отмечается, что избирательная дружба не остается личной, изолированной. Она приобретает коллективную направленность, характеризуется дружескими взаимоотношениями и с другими детьми. В ее работе уделяется внимание изучению недопониманий между детьми, возникающих в детской среде конфликтов, взаимоотношению воспитателя и детей. Воспитатель организует детские взаимоотношения в деятельности в течение каждого дня во время различных режимных моментов, благодаря чему дети усваивают в действии нормы и правила взаимоотношений дружеского характера.
Многие психологи относят чувство дружбы, товарищества к чувствам высшего порядка. Эти чувства представляют собой продукт развития человека как общественного существа и определены общественными отношениями, сложившимися нравственными традициями, определенной моральной составляющей. Чувство дружбы и товарищества формируется в процессе сознания и выполнения моральных норм поведения в условиях учебной, общественной и трудовой деятельности.
Таким образом, именно старший дошкольный возраст является подходящим для формирования чувства коллективизма, дружбы.
Возрастная группа детского сада - это не бесцельное объединение детей со случайно сложившимися отношениями и связями. Подобные отношения уже представляют собой относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место в детском коллективе. В этом процессе складывания отношений немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером воспитательных воздействий педагога, работающего с детьми.
Таким образом, анализ литературы показывает, что в основе взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста могут лежать различные личностные качества, такие как умение проявлять инициативу, успешность в игровой или в конструктивной деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослых, способность удовлетворять коммуникативную потребность ровесников, способность к самовыражению в процессе взаимодействия со сверстниками.
Можно уверенно говорить о том, что формирование дружеских взаимоотношений – это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем он будет строить взаимоотношения с окружающим миром. На этом основании, необходимо воспитывать у детей умение видеть потребности окружающих в оказании помощи, развивать эмоционально- положительное отношение к окружающим, формировать готовность прийти на помощь в трудной ситуации.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Аржанова А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. – Том 6. – М., 1997. – С. 55.
3. Артемова Л.И. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошк. восп. – 2002. – № 6. – С. 29.
4. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в их совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 24
5. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. Пос. для СПО, — М: Издат. Юрайт, 2023. — 218 с.
6. Булатова А.В. Развитие и воспитание дружеских взаимоотношений в подготовительной группе детского сада. – Л., 1965. – 186 с.
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пос. для воспитателя д/с / В.Я. Воронова. – М. : Просвещение, 2001. – 246 с.
8. Выготский Л.С. Детская психология, Т.4.– М. : Педагогика, 1984. – С. 129–130.
9. Горшкова Е.Б. Учите детей общению // Дошк. восп.. – 2014. – № 12. – С. 20.
10. Дошкольная педагогика: Учеб. Пос. для студ. СПО – М. : «Академия», 2000.– С. 163.
11. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для ВУЗов — Москва : Издат. Юрайт, 2023. — 183 с. — (Высшее образование).
12. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников / М. Ермолаева // Дошк. восп.. – 2005. – № 9. – С. 21.
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пос. / Я.Л. Коломинский. – Минск : Тетра Системс, 2000. – 432 с.
14. Комиссаренко Т. О контактах со сверстниками // Дошк.восп. – 2013. – № 2. – С. 19.
15. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – Тарту, 1974. – С. 125.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Педагогика, 1986. – С. 30–44.
17. Макаренко А.С. Сочинения / А.С. Макаренко. – М., 1958. – Т. 4. – С.358.
18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М. : Просвещение, 1982. – 248с.
19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям, - М., 1981. – С. 124.
20. Эльконин, Д.Б. Психологи игры/ Д.Б. Эльконин. – М., 1978. – С. 144. 11.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней