Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. До 2002 года в России действовал закон «О стандартизации» (1993 г). Принятый в 2002 году ФЗ «О техническом регулировании», который должен был заменить 170 тысяч существовавших на тот момент ГОСТов, нормативов и правил несколькими сотнями техрегламентов - обязательных, но регулирующих лишь минимальные требования к безопасности товаров, привел к неблагоприятным и опасным для страны последствиям.
Во исполнение требований федеральных законов были разработаны и введены в действие два национальных стандарта, содержащих требования к разработке, оформлению и процедуре согласования технических условий - ГОСТ Р 517402 и технологических инструкций - ГОСТ Р 523573. Данные стандарты действуют и в настоящее время.
Введенный в действие в 2001 г. национальный стандарт ГОСТ Р 51740 впервые установил однозначный для технических условий порядок оформления, содержания и процедуру согласования. Его внедрение сыграло важную роль в систематизации документооборота в новых условиях хозяйствования и реализации требований федеральных законов «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О защите прав потребителей».
Создание Таможенного союза и вхождение России в ВТО ускорили интеграционные процессы по унификации законодательств государств в целях устранения технических барьеров в торговле. В ФЗ «О техническом регулировании» внесены десятые изменения - № 255-ФЗ от 21.07. 2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».
Цель данной работы - проанализировать Закон о техническом регулировании и выявить правовые проблемы его применения
Объектом исследования являются нормы Закона о техническом регулировании.
Предметом исследования являются правоотношения по вопросам технического регулирования
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Дать характеристику правовой категории технического регулирования по российскому законодательству.
2. Произвести анализ норм Закона о техническом регулировании.
3. Исследовать практику функционирования нормы Закона о техническом регулировании.
4. Вывить основные проблемы нормы Закона о техническом регулировании.
Глава 1.Общая характеристика Закона о техническом регулировании
1.1.Понятие стандартизации и технического регулировани
Стандарт - нормативный документ (устанавливающий правила), отличающийся особенностями разработки, утверждения, способов использования, а также направленностью на особую цель. Стандарт обычно основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.
Для создания стандарта может быть использован предварительный стандарт - это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей. Полученные в процессе использования предварительного стандарта информация и отзывы о нем являются основой при решении вопроса о необходимости принятия стандарта.
Кроме стандарта также существует документ технических условий, который определяет технические требования к продукции, услуге и процессу.
Технические условия выполняют роль нормативного документа в том случае, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах). Технические условия обычно разрабатываются предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности в тех случаях, когда нецелесообразно создавать стандарт, либо необходимо расширить или ужесточить требования, перечисленные в уже существующих ГОСТах или ОСТах. Объектом технических условий могут являться продукция разовой поставки, которая выпускается малыми партиями, произведения художественных промыслов, изделия сменяющегося ассортимента и новая продукция, которая уже выпускается на основе новых рецептур или технологий, по которым стандарт ещё не разработан. Стоит заметить, что требования технических условий не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, которые распространяются на данный вид продукции.
Руководство ИСО (Международной организации по стандартизации), обобщая международный опыт стандартизации, устанавливает возможные виды стандартов - они представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Виды стандартов по ИСО
Свод правил также, как и предыдущий нормативный документ, может быть и самостоятельным документом, и частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила этого документа носят лишь рекомендательный характер.
Регламент - это нормативный документ, который содержит обязательные для применения правовые нормы. Главная особенность регламента - это то, что он принимается органом власти, а не органом по стандартизации, как другие нормативные документы. Требования регламента могут быть представлены как в самом документе, так и при помощи ссылки на другой нормативный документ (стандарт, технические условия или свод правил).
Классификаторы - это нормативные документы, которые содержат систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок или объектов классификации.
На рис. 1 изображен состав нормативной базы по стандартизации в Российской Федерации.
Рис.1. - Законодательная и нормативная база по стандартизации
В этих нормативных документах могут содержаться различные по характеру требования:
обязательные - такие требования подлежат обязательному выполнению в соответствии с законом или действующим регламентом (они обычно изложены в повелительном наклонении);
альтернативные - такие требования представляются в форме выбора альтернатив или дополнительных норм;
положения - обобщающее понятие, которое может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требований (критерии, которые должны быть соблюдены).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. О техническом регулировании: Федер. закон [принят Гос. Думой 15.12.2002] // Собрание законодательства РФ. 2002. № 52. Ст. 5140.
2. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федер. закон [принят Гос. Думой 22.04.2011] // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
3. Гамидов, Г.С. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения/Г.С. Гамидов, Т.А. Исмаилов, И.Л. Туккель. - СПб.: Издательство Политехника, 2007. - 356 с.
4. Гильмутдинова Р. А., Дубинина Э. В., Закирова З. Р. Развитие менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Казанская наука. №11 2013г. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2013. - С. 105-108.
5. Довбня А.А., Поединщиков И.И. Оценка эффективности менеджмента в реализации цели политики в области качества. // Стандарты и качество. - 2010. - №3. - с.12.
6. Колосов, В.Г. Введение в инноватику: учебное пособие/В.Г. Колосов. - СПб.: Издательство СПбГПУ, 2002. - 148 с.
7. Колтунов С. И., Девяткин О. В. Новая версия стандарта ISO 9001:2015 - новые акценты в менеджменте качества // Экономика качества, №3-4(11-12), 2015.
8. Лааге У. Система управления качеством: российская перспектива // Перsонал-Микс. 2006. - №6. - С. 19-22
9. Нупрейчик Д. В., Савиных Ю. С. Интегрированная система менеджмента в нефтеперерабатывающей промышленности // Экономика. Право. Менеджмент. Сборник трудов молодых исследователей БГУ. 2014. Выпуск 1 (1) http://izdatelstvo.isea.m/epm/dl.ashx?id=70
10. Нуруллин И.Г. Влияние внедрения и сертификации нововведений на деятельность и репутацию компании / И.Г. Нуруллин, И.И. Хафизов // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей IV междунар. науч.-практической конф.-Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. С.44-46.
11. Попов, А.И. Инновационная экономика: лекция - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2008. - 24 с.
12. Сихимбаев М. Р., Ергазинова С. К. Совершенствование интегрированной системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО 45001 // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №5-2. С. 195-199.
13. Стегниенко Л.К., Тверская И.В. Современные направления развития систем качества предприятий связи // Век качества. 2000. № 2. С. 20-22.
14. Сунарчина Г. Г., Хакимов Р. М. Эффективность и результативность внедрения системы менеджмента качества на предприятии // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУШайхуллыЧанбарисова «Создание и модернизация технологий, материалов и аппаратов для инновационного развития экономики» /ответственный редактор Баннова А. В. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. С. 161162.
15. Тверская И.В. Цена покупного сертификата ИСО 9001 // Век качества. 2012. № 1-2. С. 28-30.