Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что многочисленные экологические проблемы, существующие в современном мире и усиливающиеся с течением времени, требуют новых способов решения. Для защиты окружающей среды требуется изменение экологических представлений большинства граждан. Учитывая то, что молодежь - двигатель развития общества, формирование экологического сознания данной категории населения становится первостепенной задачей.
Вследствие широкого распространения СМИ в современном обществе и проникновения рекламы в каждую сферу жизни, можно рассмотреть данный элемент маркетинговых коммуникаций в качестве эффективного инструмента формирования экологического сознания молодежи.
Степень научной разработанности проблемы. Среди отечественных ученых изучением экологии и популяризацией идей экологии занимались Н.Ф. 3 Реймерс, М.Я. Лемешев, А.Л. Яншин, А.В. Яблоков.
Изучением экологического сознания занимались такие отечественные ученые, как С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Н.Н. Моисеев, Т.И. Симонова, В.И. Медведев, А.А. Алдашева и др.
Среди зарубежных ученых, занимающихся изучением экологического сознания, можно выделить следующих: Б.Б. Шлегелмич, Ф.Г. Кайзер, М. Моррис, Е.В. О’Сулливан, М. Пискоти, М.Дж. Санчез и др.
Объект исследования - экологическое сознание
Предмет исследования – особенности экологического сознания в современном российском обществе
Цель исследования - изучить влияние рекламы на экологическое сознание молодежи; выявить наиболее эффективные приемы воздействия экологической рекламы.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие экологического сознания
- Определить особенности формирования экологического сознания
- охарактеризовать факторы формирования экологического сознания
- определить состояние сформированности экологического сознания в современном российском обществе
Теоретико-методологическая база исследования. Научная литература на тему экологии; труды ученых, изучающих экологическое сознание и экологические практики современности.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
1. Теоретические основы исследования экологического сознания в современной социологии
1.1. Понятие «экологическое сознание» в контексте экологической культуры общества
В современном мире в ответ на изменение состояния окружающей среды наблюдается всё возрастающий тренд на экологичность. Огромные корпорации, небольшие компании и отдельные члены общества стараются вести «зеленую» политику. Это определенно благосклонно сказывается на окружающей среде [3].
Можно сказать, что массовое распространение данного явления свидетельствует о том, что у значительного количества людей сформировано экологическое сознание. Чтобы понять, что такое экологическое сознание, необходимо дать определения терминам «сознание» и «экология». Под сознанием человека понимают состояние психической жизни организма, которое выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и тела самого организма вместе с отчетом об этих событиях и реакцией на них. При этом способность реагировать на происходящее и формировать отчет о своем внутреннем опыте необходима для организации совместной деятельности.
Сознание - это элемент нервной деятельности. Оно отражает наше представление о мире и своем месте в нем. Центром сознания является головной мозг. Механизм сознания связан с речью, мыслительной деятельностью человека, а также способностью к рефлексии и самоконтролю [19].
Теперь дадим определение термину «экология». Данный термин был введен в 1886 г. немецким биологом Э. Геккелем и представлен в его работе «Общая морфология организмов»: «Под экологией мы понимаем всю науку об отношениях организма с окружающим внешним миром, которая включает в более широком смысле все «экзистенциальные условия». Они являются частично органическими и частично неорганическими по своей природе. Эти условия имеют огромное значение для организмов, потому что они заставляют их приспосабливаться к ним». Другими словами, экология - это наука, которая занимается изучением взаимосвязей живых организмов и сообществ этих организмов друг с другом и с окружающей средой.
Сегодня это целый комплекс научных дисциплин, изучающих строение, функционирование и взаимосвязь между многокомпонентными и многоуровневыми системами — природа и общество. Также они изучают средства регулирования взаимного влияния человека и биосферы, поскольку одна из наиболее важных задач экологии — сохранить жизнь на планете [4, с. 15].
Способность воспринимать и оценивать этические и эстетические ценности дает возможность людям воспринимать и оценивать состояние окружающей среды, в том числе и результаты собственной природообразующей деятельности. Так формируется экологическое сознание.
Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете [11].
В самом широком смысле экологическое сознание представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мышление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мышление». Но достаточно быстро эти понятия были интегрированы в дефиницию «экологическое сознание» [16, с. 22]. Так, в работе Р. У. Биджиевой, написанной в начале 1980-х гг., предпринимается попытка дать трактовку экологическому сознанию, адекватную тому времени Автор понимает под экологическим сознанием комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп, определяемых характером общественного производства вообще и экономическим положением группы в частности. В то же время реально содержание экологического сознания сводится к экологическим знаниям, хотя и подчеркивается, что ядро этих знаний составляют представления о природе как саморазвивающейся системе [3, с. 32].
Позже, в 1987 г., А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков и Н. Г. Васильев опубликовали совместную работу, в которой определили экологическое сознание как отражение социальных, природных и специфических социальноэкологических законов функционирования системы «природа - общество», которые выступают объектом отражения этой формы сознания [12, с. 8].
За рубежом так же, как и в отечественной науке, возникла проблема определения термина «экологическое сознание» и отделения его от других, похожих по смыслу терминов [15]. Эко-сознание развивалось иногда под другими названиями, такими как экологическая чувствительность, экологическая озабоченность (Бек; Моррис; О'Суливан и Тейлор) [22, 35]. Девалл Б. отмечет, что термин «экологическое сознание» появился в экологической литературе в 1970-е годы, связанный с экофилософией глубинной экологии, которая рассматривает экологический кризис как результат экологически отчужденного сознания и ценностей и ограниченной Я-концепции личности [15].
Цель экологического сознания — переориентация человеческого мировоззрения. Таким образом, экологическое сознание — это форма человеческого общественного и индивидуального сознания, включающая комплекс идей, мотиваций, теорий, взглядов, раскрывающая экологическую составляющую человеческой жизни: отношения людей со средой, в которой они живут, отношения между природой и обществом в целом.
Экологическое сознание состоит из принципов регуляции и норм поведения, которые сфокусированы на достижении оптимального состояния системы «природа — общество» [10].
Экологическое сознание присуще людям любых возрастов. Особенно важно формировать экологическое сознание молодежи, т.к. данная возрастная категория — двигатель развития общества. Под «молодежью» современные ученые обычно подразумевают поколение в возрасте от 14 до 35 лет [2].
Сущность экологического сознания обусловлена двусторонним взаимодействием человека с окружающей средой. Среда оказывает влияние на человека, а человек, в свою очередь, - на среду (антропогенное воздействие) [20]. В системе экологического сознания можно выделить 3 составляющие: отношение к природе, отношение к себе и отношение к другим людям [12, с. 128].
Если говорить о формировании экологического сознания человека, стоит выделить два противоположных типа сознания - антропоцентрический и экоцентрический.
Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека, в центр внимания которых поставлен принцип полезности для человека. Для данного типа экологического сознания характерны следующие представления о мире:
1. Высшая ценность - это человек. Только он ценен сам по себе, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку. Природа объявлена достоянием человечества.
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды находится человек, несколько ниже расположены объекты, созданные человеком и для человека, еще ниже расположены различные объекты природы, место которых определяется полезностью для человека.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение определенных прагматических потребностей: промышленных, научных и т.д., а также получение определенного полезного продукта.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.fadm.gov.ru/docs/9/. (Дата обращения: 24.02.2023 г.)
2. Александрова, Е.А. Гуманизация образовательного пространства: итоги международной научной конференции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – №. 1 (21). – С. 269-274.
3. Антонов Е. А., Костина И. Б. Интеграция ценностно-мировоззренческих оснований постклассического экологического образования // Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14, № 1. С. 197–205.
4. Астарханова, Н. Р. Экология человека в системе педагогического образования / Н. Р. Астарханова, М. М. Аджиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. – № 1. – С. 44-49.
5. Бенин, В.Л., Жукова Е.Д. Образование как основа современного социокультурного воспроизводства. Изд-во: Государственный гуманитарно-технологический университет (Орехово-Зуево). 2021. С. 5- 23.
6. Гимадинова В.А., Кузьмина А.М. Влияние социальной рекламы экологического характера на молодое поколение // Век информации. 2018. Т. 1. № 2. С. 144-146
7. Валиева Ф.Р., Муминжанов А.С. Глобальные проблемы экологии [Текст] // Вопросы науки и образования. – 2019. – №5 (50). – С. 116-118.
8. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование : учебник и практикум для вузов / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 188 с.
9. Гуслякова А.В., Гуслякова Н.И., Валеева Н.Г. Экологическое сознание человека в XXI веке и способы его вербализации в медиадискурсивном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2020. - Т. 28. - №4. - C. 370-380.
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология - М.: Феникс, 1996. - 322 с
11. Жукова Н.А. Приемы развития рефлексии в профессиональнометодической подготовке студентов вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 10(53). - 2020. – С. 87-92.
12. Карманова А.А. Глобальные экологические проблемы атмосферы: причины и пути их решения [Текст] // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2020. – №4. – С. 82-91.
13. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания: учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 454 с.
14. Костина А.В. Экологические кризисы: человек между природой и культурой [Текст] // Образовательные технологии (г. Москва). – 2019. – №2. – С. 47-58.
15. Кочергин А. Н., Ю. Г. Марков, Н.Г. Васильев. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования - Новосибирск: Наука, 1987. - 218 с.
16. Найн А.Я. Теоретические основания рефлексивного управления образовательной организации. М.: ВЛАДОС. 2019. 409 с.
17. Околелов, О. П. Инновационная педагогика : учебное пособие / О.П. Околелов. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 167 с.
18. Потебня А.Н., Трощий О.В., Москалёв Н.В., Дзюба Р.С. Влияние человека на окружающую среду, причины и следствия ее изменений [Текст] // Colloquium-journal. – 2020. – №23 (75). – С. 21-22.
19. Степанов С.Ю., Оржековский П.А. Предметно-творческие задачи в образовании // Творчество в современном мире: человек, общество, технологии. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. Москва, 2020. С. 152-153.
20. Хижняк В.С. Принцип обеспечения и соблюдения конституционных экологических прав человека в правовой политике Японии // Правовая политика и правовая жизнь. - №3. – 2020. – С. 22-28.
21. Baykal G.E., Mechelen M., Wagner M.-L., Eriksson E. What FabLearn talks about when talking about reflection — A systematic literature review // International Journal of Child-Computer Interaction. – V. 28. – 2021 – 100256.
22. Caciuc, V.-T. Ecocentric reflections on the realization of environmental education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – V. 137. - 2014. – P. 93 – 99.
23. McKinnon H., Sade G. Exploring the home environment: fusing rubbish and design to encourage participant agency and self-reflection // Design Studies. – V. 63. - 2019. – P. 155-180.
24. Shrivastava P., Smith M.S., O’Brien K. and Zsolnai L. Transforming Sustainability Science to Generate Positive Social and Environmental Change Globally // Perspective. - V. 2. – 2020. - P. 329 – 340.
25. Fortunatov A., Benin V.L. UNIVERSITY STUDENTS LEVEL OF DEVELOPMENT AND FEATURES OF ENVIRONMENTAL CULTURE FORMATION ANALYSIS // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age (HPEPA 2019). 2020. С. 1031-1039.