Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Цель физического воспитания в школах - формировать у детей двигательные навыки и умения, вести здоровый образ жизни, тренировать физические качества, учить использовать свой двигательный опыт, обеспечивать быстрое освоение новых действий, прививать силу, выносливость, ловкость и скорость. Приоритетным направлением работы школьников по физическому воспитанию является формирование потребностей и привычек самостоятельно, регулярных физических упражнений, приверженность медицинскому обслуживанию.
Уроки физической культуры, предназначенные для обучения ребенка движениям, которые он будет использовать на протяжение всей своей жизни.
Проблема развития силовых качеств у детей старшего школьного возраста в настоящее время представляет особый интерес в связи с заметными изменениями экологических (неблагоприятная ситуация), экономических (снижение уровня жизни населения) и социальных условий жизни общества.
Вышеперечисленные факторы также должны включать пренебрежительное отношение к здоровью учащихся, употребляющих алкоголь и курящих, что указывает на потерю интереса последних к физической культуре.
В настоящее время только около 10% молодежи занимаются регулярными спортивными мероприятиями. Становится все более очевидным, что молодое поколение имеет тенденцию к ухудшению физического состояния. У молодых людей 2000-х годов мышечная сила и выносливость на 10-18% ниже, чем у 80-летних [2]. Это создает предпосылки для развития отклонений в состоянии здоровья учащихся: нарушения осанки, нарушения зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, предрасполагает к различным сердечно-сосудистым заболеваниям, нарушениям дыхательной системы, обмена веществ.
Процесс развития любого двигательного качества проходит гораздо успешнее, если у него крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности контролировать себя, свое тело и свои движения. Высокий уровень развития физических способностей является основой овладения новыми видами двигательных действий, успешной адаптации к рабочим действиям и домашним операциям, и, наконец, это важнейшая составляющая состояния здоровья.
Общей задачей в процессе длительного воспитания силы как физического качества у детей школьного возраста является всестороннее ее развитие и обеспечение высокой вероятности ее проявления в различных двигательных видах деятельности (спорт, работа).
В рамках настоящего исследования в системе средств развития силовых качеств у школьников мы рассматриваем упражнения с гирей и кольцевыми амортизаторами.
Степень разработанности темы исследования. Исследования В. А. Вишневского, Ю. А Ермолаева отмечают, что наиболее оптимальным периодом развития собственно-силовых качеств является подростковый возраст, приходящийся на период обучения в средней школе. Данный факт обусловлен физиологическими особенностями мышц, нормализованной нервной регуляцией и быстрый прирост мышечной массы [1].
Воротынцев А.И. утверждает, что эффективным средством для укрепления мышц спины применительно к подростковому возрасту является рывок гири [13].
В. И. Лях, А. А. Зданевич указывают на возможность использования в качестве одного из средств физического воспитания в старших классах атлетических упражнений, способствующих повышению аэробных возможностей и выносливости [22].
В работах В.Ф. Тихонова особое внимание уделяется координации двигательных действий и дыхания, что, с точки зрения автора, является основой повышения работоспособности в гиревом спорте. В гиревом спорте предусмотрены как общие, так и конкретные методы тренировок [23].
Объект исследования: процесс развития собственно силовых способностей у учащихся 8 класса на уроках физической культуры.
Предмет исследования: методика развития собственно силовых способностей у учащихся 8 класса на уроках физической культуры посредством упражнений с гирей (гантелей и кольцевыми амортизаторами.
Цель исследования: теоретическое обоснование развития силовых способностей у учащихся 8 класса посредством упражнений с гирей (гантелей и кольцевыми амортизаторами на уроках физической культуры.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды следующих авторов: Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Ю.Н. Клещев, В.С, Кузнецов, В.И. Лях, Л. П. Матвеев и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящего исследования дополняют теорию и методику развития силовых качеств у учащихся основной школы на уроках физической культуры.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный нами план-конспект урока по физической культуры с использованием упражнений с гирей (гантелей и кольцевыми амортизаторами может использоваться педагогами по физической культуре общеобразовательных школ, тренерами детских юношеских спортивных школ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития силовых качеств у учащихся 8 класса на уроках физической культуры
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 8 класса
Проблема физического воспитания со временем не только теряет актуальность, но и ставит новые задачи, которые необходимо решать современными методами в соответствии с требованиями общеобразовательной школы.
Одним из необходимых условий организации эффективного образовательного процесса является знание возрастных особенностей изучаемого контингента.
Отличительной чертой среднего школьного возраста является то, что в это время в организме начинается половое созревание. В период полового созревания скорость роста скелета значительно увеличивается до 7-10 см, масса тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают от девочек по темпам увеличения массы тела и длины тела на 1-2 года. Процесс окостенения еще не закончен. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища, мышечные волокна не успевают развиться, длина трубчатых костей увеличивается. Состояние мышечного напряжения и пропорции тела меняются. У мальчиков в возрасте 13-14 лет мышечная масса увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам строение мышечных волокон приближается к морфологической зрелости [4].
Подростковый период – это период, когда все системы организма быстро развиваются. В этот период костная система, мышечный аппарат, внутренние системы организма и активно развиваются. Однако они развиваются нерегулярно, и чрезмерная гипертрофия одних систем может негативно повлиять на деятельность других. Например, увеличение антропометрических данных ребенка может привести к тому, что его сердечно-сосудистая и дыхательная системы не успеют развиваться пропорционально. Это приводит к осложнениям в их функционировании.
Одним из самых интенсивных является рост костей. Трубчатые кости растут наиболее интенсивно, что способствует быстрому росту тела как у девочек (в возрасте 12-13 лет), так и у мальчиков (в возрасте 13-14 лет). Грудные кости могут отставать в развитии вместе с мышечной массой, поэтому тело подростка выглядит стройным и угловатым. В сочетании с нестабильной нервной системой в переходный период это приводит к раздражительности [9].
Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, поэтому дыхание становится частым и поверхностным, хотя легкие увеличиваются в размерах и дыхание улучшается. Жизненная емкость легких увеличивается, со временем формируется тип дыхания: брюшное у мальчиков, грудное у девочек. Гендерные различия мальчиков и девочек влияют на размер тела и функциональность тела. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинный торс, короткие ноги, большой тазовый пояс. Все это снижает их способность бегать, прыгать, бросать по сравнению с мужчинами. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мужчин, и это влияет на такие результаты, как метание, подтягивание, носка, лазание, но они могут лучше справляться с ритмичными и пластичными движениями, упражнениями на равновесие и точностью движений.
Сердце 10-14-летних детей тратит гораздо больше энергии на физические нагрузки, чем сердце взрослых. Это связано с увеличением минутного объема крови из-за увеличения частоты сердечных сокращений при небольшом увеличении ударного объема [10]. При монотонной двигательной работе (занятиях) дети быстро устают. Чтобы сохранить работоспособность, рекомендуется часто делать короткие перерывы между тренировками, менять содержание и характер работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абзалов, Р. А. Теория физической культуры (курс лекций). / Р. А. Абзалов. - Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2015. – 206c.
2. Авраменко, В. А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников / В. А. Авраменко // Физическая культура и здоровый образ жизни: матер. Всесоюз. науч.-пр. конф. М., 2013. С. 3—7.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
4. Барбашов, С. В. Закономерности формирования личности как основа организации физкультурного образования школьников / С. В. Барбашов // Науч. Тр.: Ежегодник. Омск, 2016. С. 21—30;
5. Беляев, А. Н. Физическая подготовка учащихся старшего школьного возраста различных конституционных типов: автореф. дис….канд.пед.наук / А. Н. Беляев. – Волгоград, 2000. – 24 с.
6. Бондарчук, А. И штанга, и прыжки, и метание: Комбинированный метод развития скоростно-силовых способностей метателей [Текст] / А. Бондарчук. – M.: Легкая атлетика. – 2015. - № 2. – С.11
7. Васильков, Г. А., Васильков В. Г. От игры - к спорту. / - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 100с.
8. Васильев, Л.А. Использование снарядов разного веса для воспитания специальных скоростно-силовых качеств спортсмена [Текст] / Л.А. Васильев. – M.: - Теория и практика физ. Культ. – 1981. - №6. – С. 16-17.
9. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 21-28.
10. Войнар, Ю. Теория спорта - методология программирования. / Ю. Войнар, С. Бойченко, В. Барташ - Минск: Харвест, 2013. - 312 с.
11. Воробьёв, А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке [Текст ]/ А.Н. Воробьёв. – М: Физкультура и спорт, 2007. – 255 с.
12. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский – М., Физкультура и спорт. – 2017. – С. 53, 461.
13. Гендин, А. М. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. / А. М. Гендин. - Новосибирск - Красноярск : [б. и.] , 2013. - 216 с.
14. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
15. Гусев, A. A. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы / A. A. Гусев // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 316. – С. 165-167;
16. Дорохов, Р. Н. Силовая подготовка школьников: монография / Р. Н. Дорохов, А. Н. Хорунжий, Н. Р. Дорохов; под ред. Р. Н. Дорохова. – Смоленск, 2009. – 186 с.;
17. Жижин, П. М. Какой быть физкультуре / П. М.Жижин // Физкультура в школе. 2016. № 3. С. 8.
18. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась ; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольскна-Амуре : АмГПГУ, 2012. - 131с.
19. Кокоулина, О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / О. П. Кокоулина. - Москва : ЕАОИ, 2017. - 144 с.
20. Кряж, В. Н. Перенос тренированности в физическом воспитании / В. Н. Кряж, В. Староста // Ученые записки: Сборник научных трудов. Вып. 5. — Минск: АФВиС РБ, 2013. - С. 252-258.
21. Куприянов, А. Л. Скоростно-силовая подготовка юношей старшего школьного возраста / А. Л. Куприянов // Физическая культура в школе. – 2013. – № 3. – С. 20-23;
22. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И.Лях, Г. Б.Мейксон, Л. Б.Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 73-74.
23. Ратов, И. П. Двигательные возможности человека / И. П. Ратов. - Минск, 2014. - 190 с.