Фрагмент для ознакомления
2
Государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрено, что программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий для развития ребенка, возможностей для его позитивной социализации, развития личности, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с ним открытого взрослых и сверстников, а также соответствующие возрасту занятия.
Одним из таких занятий является театральная деятельность, ее ценность в дошкольном воспитании заключается в том, что он отражает мир социальных отношений, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями; развивает интерес к литературе и театру; формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, совершенствует эмоциональную сферу, способствует нравственно-этическому воспитанию.
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании и развитии личности. Создание оптимальных условий для языковых навыков ребенка имеет первостепенное значение в этот период.
На сегодняшний день одним из продуктивных направлений работы по развитию речевой деятельности ребенка является использование театрализованной деятельности с творческими и интеллектуальными способностями. И это не случайно, ведь именно театрализованная игра является основным видом речевой деятельности в дошкольном возрасте. Овладение родным языком, развитие речи и общения – одно из важнейших достижений ребенка. Нет нужды доказывать, что развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира и развитием личности в целом.
Театрализованная деятельность создает пространство для свободы, творческого самовыражения, создания своего образа наиболее доступным для ребенка способом - движением, мимикой, интонацией, жестом. Доминантным элементом театральной деятельности является образ героя, который дает ребенку возможность выбора того или иного поведения. Воспринимая, играя образ персонажа, ребенок впитывает в себя его мысли и состояния, поступки, изображает жизнь героя; в его сознании начинает складываться шаблон его собственных действий, поведения, образа жизни.
Проблеме организации театрализованной деятельности в дошкольной педагогике посвящены работы О.В. Акуловой [1], Л.В. Артемовой [2], Т.Н. Карманенко [13], М.Д. Маханевой [20], Л.С. Фурминой [27], Э.Г. Чуриловой [28] и др.
В современных исследованиях театрализованная деятельность дошкольников рассматривается как средство формирования коммуникативных навыков (И.В. Лесняк [18]), становления социокультурного опыта (И.Е. Киселева [15]), развития здоровьесберегающего поведения (С.Л. Гончарова [7]) и т.д.
Все вышесказанное позволяет говорить о широком развивающем потенциале театрализованной деятельности в образовательном и воспитательном процессе детского сада, что, в свою очередь, подтверждает необходимость ее дальнейшего развития. Вместе с тем, успешное развитие театрализованной деятельности дошкольников невозможно без выявления и создания необходимых педагогических условий.
Цель исследования: выявление возможности использования разработанной серии мероприятий в процессе ознакомления с театром детей старшего дошкольного возраста.
Объект процесс ознакомление детей дошкольного возраста с театром
Предмет: серия мероприятий по ознакомлению с театром детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему ознакомления с театром детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности представлений о театре у детей дошкольного возраста о театре
3. разработать и апробировать серию мероприятий по ознакомлению с театром детей старшего дошкольного возраста
4. выявить эффективность проведенного исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что в процессе ознакомления с театром детей старшего дошкольного возраста будет эффективно использование разработанной серии мероприятий.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого- педагогической литературы; эмпирические: беседа, педагогическое наблюдение, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: База исследования: МОУ Заозерская СОШ № 10. Г. Петрозаводск. В исследовании приняли участие 22 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЕАТРОМ
1.1 Анализ понятия «театр» в научно-методической литературе
Театр по К.С. Станиславского, средства, с помощью которых люди общаются, понимают их сокровенные чувства. Это чудо, способное развить в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие мыслительных процессов, улучшить пластичность тела и сформировать творческую активность; помочь преодолеть духовную пропасть между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребенка наполнена игрой, и каждый ребенок хочет сыграть свою роль. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте межличностных отношений, но и учится жить в этом мире, строить отношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческого подхода. Активность личности, умение вести себя в обществе. Античный театр - театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, стран Ближнего Востока (6 в. до н.э., 4-5 вв. н.э.). В этот период формировалось европейское театральное искусство. С древних времен все народы мира отмечали праздники, связанные с годовыми циклами смерти и возрождения природы, с урожаем. Эти ритуалы породили драму и театр Греции и Рима.[2]
В Греции их посвящали богу Дионису. Хор ряженых и певец не просто исполнили песню, между ними возник диалог, подразумевающий активную мимику, действие. В Риме на праздниках урожая пели веселые, веселые песни, в которых редко упоминались настоящие социальные темы и мотивы; исполнялись танцы (пластическая культура движений, жест). Таким образом, истоки театра лежат в народном творчестве, которое создавалось как неотъемлемый элемент общественной и духовной жизни людей, как массовое зрелище. В Древней Греции театр состоял из оркестра (круглая площадка, на которой выступали актеры, и хор, вокруг которого располагалась публика), зрительных мест, скене (место, где актеры переодевались и проходили к зрителям). Позже к скене стали пристраивать параскению, где хранилось театральное имущество; пародия - переходы между сценой и местами для зрителей. Древнегреческий актер (это мог быть только мужчина) мог играть несколько ролей во время спектакля, меняя маски.[14]
В России истоком театра был школьный театр, был популярен домашний театр. Именно учебный театр, любительская сцена сыграли определенную роль в появлении профессионального театра. Школьные театры появились в XVI - XVII веках. в учебных заведениях впервые ставили спектакли по русской истории и современной России. В 19 в. огромную роль в воспитании и воспитании детей играют театры, созданные при гимназиях, кадетских корпусах и воспитательных домах. Был популярен и детский крестьянский театр. В европейских странах традиция детского театра связана с рождественскими представлениями шутливых действий по мотивам библейских и народных сказок.[9]
Смысл и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познании, общении, в воздействии художественного образа на личность. Драматургия – один из самых доступных для детей видов искусства, помогающий решить многие насущные педагогические и психологические проблемы, связанные с:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театральная работа в детском саду – это возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, способствовать развитию творческой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова, О. А. Театральные пьесы / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 24-32.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры для дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 2011. – 127 с.
3. Барик, М. Театр кукол / М. Барик. - Москва: Мелик-Пашаев, 2014. - 88 с.
4. Белоусова, Г. А. Педагогический потенциал театральной деятельности в работе с дошкольниками / Г. А. Белоусова // Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции; или под редакцией Н.Г.Куприна. ‒ Екатеринбург, 2015. ‒ С. 39-44.
5. Бочкарева, Л. П. Театрализованно-игровая деятельность дошкольников: метод, пособие для специалистов дошкольного образования / Л. П. Бочкарева. – Ульяновск, ИПКПРО, 2013. – 53 с.
6. Вечканова, И. Г. Театрализованные постановки в воспитательном учреждении с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта: автореф. дис. дис. ... канд. пед. Естественные науки: 13.00.03; розовое состояние пед. ун-т / И. Г. Вечканова. – СПб, 2010. – 19 с.
7. Гончарова, С. Л. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников через театрализованную деятельность: автореф. дис. ... канд.пед. наук: 13.00.05 / С.Л.Гончарова; Московский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2012. – 27 с.
8. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Губанова Н.Ф. Методические рекомендации, конспекты уроков, сценарии игр и спектаклей. - Москва: ВАКО, 2011. - 256 с.
9. Деркунская, В. А. Педагогическая диагностика театральной деятельности дошкольников / В. А. Деркунская // Игра и дошкольник. Развитие дошкольников в игровой деятельности; ред.Т.И.Бабаева. - СПб: Детство-Пресс, 2017. - С. 119-147.
10. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.]. ‒ Санкт-Петербург : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. ‒ 279 с.
11. Додокина, Н.В. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет / Н.В. Додокина, Е.С. Евдокимова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2019. – 64 с.
12. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – Москва: РПА, 2017. – 190 с.
13. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр для дошкольников / Т.Н. Караманенко, Ю.Н. Г. Караманенко. — Москва: Просвещение, 2012. — 191 с.
14. Карпинская, Н. С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе пьесы-драматизации / Н. С. Карпинская // Известия АПН РСФСР. ‒ 1959 г. ‒ Вып. 100. – С. 98-139.
15. Киселева, И. Е. Педагогические условия формирования социокультурного опыта дошкольника в театральной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07; Высота. гос пед. ун-т / И. Е. Киселева. - Ростов-на-Дону, 2015. - 20 с.
16. Комлева, В.В. Театрализованные занятия с дошкольниками как основа культурно-творческой деятельности / В.В. Комлева. ‒ URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/teatralnye-zanyatiya-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-kak-osnova-kulturo-tvorcheskoy (дата обращения: 10.02.2023).
17. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – Москва: Изд-во МГУ, 2011. – 584 с.
18. Лесняк, И.В. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / И. В. Лесняк; Тамбовский государственный университет. - Тамбов, 2011. - 27 с.
19. Люблинская, О. Е. Педагогическая поддержка ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества: Автореф. дис. кандидат пед. наук: 13.00.07 / О. Е. Люблинская; Российский государственный пед. не-т. СПб, 2018. - 25 с.
20. Маханева, М. Д. Занятия театральной деятельностью в детском саду / М. Д. Маханева. – Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.
21. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. – Москва: ТК Сфера, 2019. – 128 с.
22. Михайленко, Н.Я. Игра по правилам в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва: Академический проект, 2012. – 154 с.
23. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксый, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 333 с.
24. Трусова, Е. Л. Взаимосвязь изобразительной и театральной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников: Автореф. сказать. ... канд. пед. наук: 13.00.01; Мос. Государственный пед. а-т / Е. Л. Трусова. - Москва, 2016. - 24 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ‒ URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.02.2023).
26. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх / Л. С. Фурмина // Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Велюгина. ‒ Москва: Педагогика, 1972. ‒ С. 87-99.
27. Фурмина, Л. С. Детские театральные игры / Л. С. Фурмина // Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н. А. Велюгина. ‒ Москва: Педагогика, 2010. ‒ С. 180-189.
28. Чурилова, Е. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Е. Г. Чурилова. - Москва: Человечество. и. ВЛАДОС центр, 2011. - 160 с.
29. Ширяева, В. Г. Детское творчество и театральное искусство / В. Г. Ширяева // Известия АПН РСФСР. - 2017. - Вып. 11. - С. 79-91.
30. Щеткин, А. В. Театрализованная деятельность в детском саду / А. В. Щеткин. – Москва: Мозаика-Синтез, 2017. – 120 с.