Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России институт семьи, материнства, отцовства и детства приобретает все большее общественное значение, что требует создания адекватной системы социальной защиты. В целях повышения рождаемости и укрепления семьи уже много лет предлагается усовершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей, увеличивать и дифференцировать их размер, а также совершенствовать систему дополнительных мер поддержки семей с детьми. Это позволяет укрепить и стабилизировать российское общество, а также гарантировать семьям с детьми достаточный уровень материальной обеспеченности для их благополучия при условии правильного функционирования всех этих методов и их полной реализации в указанном виде и объеме. С 1 января 2023 г. в России по инициативе Президента было введено новое универсальное пособие, основная цель которого – поддержка семей, имеющих детей.
Социальная политика нашего государства в области социальной защиты семьи и детей в первую очередь определяется Конституцией Российской Федерации. Ст. 38 гласит, что материнство, детство, семья находятся под защитой государства [1]. Государственная семейная политика, являющаяся одним из важнейших направлений современной социальной политики, определяется мерами, принимаемыми на уровне Российской Федерации и ее регионов в области защиты семьи.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с порядком назначения и выплатой пособий на ребенка. Нормы права, определяющие порядок назначения и выплат пособий на ребенка.
Цель исследования: рассмотреть порядок назначения и выплат пособий на ребенка.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и виды материального обеспечения семьям, имеющим детей;
проанализировать нормы права, определяющие порядок назначения пособий по уходу за ребенком;
изучить порядок назначения пособия по уходу за ребенком;
исследовать проблемы назначения и выплаты пособий по уходу за ребенком.
Методы исследования. В основу исследования легли экономические теории социального обеспечения, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей, а также РФ по назначению пособий по уходу за ребенком. В качестве инструментальной базы синтез теоретического и практического материала, сравнительный анализ.
Теоретическая основа исследования включает нормативно-правовые источники, а также научную и учебную литературы, используемую автором в процессе написания работы.
По мере решения исследовательских задач выстроилась структура работы, которая состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
1.1 Понятие и виды материального обеспечения семьям, имеющим детей
Семья понимается как социальная общность людей, основанная на браке или кровном родстве. Это небольшая группа людей, связанных взаимопомощью, совместной жизнью, а также юридической и моральной ответственностью. Семья также означает лиц, живущих вместе, ведущих совместное домашнее хозяйство и состоящих в родственных или опекунских отношениях. Но в то же время эта клетка вовсе не является простым набором особей. В этом сложном социальном образовании каждый из ее членов является не только частью группы, но и уникальной личностью. Сама по себе семья не так проста. И не случайно его проблемы являются предметом исследований социологов и философов, юристов и демографов, экономистов и историков, врачей и педагогов.
В словаре С. И. Ожегова слово «семья» имеет три значения, первое из которых так или иначе связано с его пониманием в доктрине и нормативно-правовой базе семейного права: «группа близких родственников, проживающих вместе». Словарь Д.Н. Ушакова трактует понятие этого слова почти таким же образом, раскрывая при этом через «группу»: «группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, которые проживают вместе» [11].
Что касается правового понимания и, соответственно, закрепления понятия «семья» в нормативных актах, то в связи с верховенством международного права, прежде всего, необходимо обратиться к международно-правовым документам. Анализ международных актов показывает, что юридическое определение сформулировано только в одном международно-правовом акте: в статье 16 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что семья «является естественной и основополагающей ячейкой общества, имеет право на защиту общества и государства». Более того, современное понимание семьи, отраженное в постановлениях Европейского суда по правам человека, показывает, что оно трактуется широко: семья включает в себя фактическое совместное проживание лиц, не зарегистрированных в государственных (муниципальных) органах в установленном порядке, и партнерские отношения между людьми. Более того, эти подходы применяются также к семейно-правовым и административно-правовым спорам с участием Российской Федерации, что противоречит нашей государственной политике, закрепленной в статьях 1, 10 и 12 СК РФ [2].
В реализации государственной семейной политики роль семьи включает ее активное участие в обеспечении своей жизни, образовании и воспитании детей, охране здоровья своих членов, обеспечении ухода за пожилыми людьми и нетрудоспособными членами семьи и создании условий для их долголетия.
Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей своих функций, повышение качества семейной жизни и обеспечение прав членов семьи в процессе ее социального развития [10].
Приоритетные направления государственной семейной политики:
развитие экономической независимости семьи и создание условий для ее самостоятельного решения своей социальной функции;
развитие системы государственной поддержки семьи, в том числе при рождении и воспитании детей;
создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
развитие жизнеобеспечивающей функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
содействие в реализации образовательного и культурно-воспитательного потенциала семьи;
обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой государственной заботе;
профилактика семейных проблем детской безнадзорности и бездомности;
повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, участвующими в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
В Российской Федерации государство оказывает поддержку семьям, матерям и детям, а также предоставляет отдельным лицам гарантии социальной защиты. Помощь-это форма материальной поддержки населения. Его назначают в связи с болезнью, травмой, беременностью и родами, по случаю рождения ребенка, потери работы, потери кормильца, старости и в других случаях [9].
Льготы гражданам и семьям с детьми всегда представляли собой финансовую помощь семье, которая компенсирует часть их расходов, связанных с рождением и воспитанием ребенка. В соответствии с Федеральным законом. «О государственной помощи гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ, государственные пособия семьям с детьми - это единая система государственных пособий семьям с детьми, связанных с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством поддержку материнства, отцовства и детства; это также выплаты родителям (или суррогатам), связанные с рождением и воспитанием детей, установленные законом для материальной поддержки материнства, отцовства и детства [3].
На сегодняшний день повышение социальной защиты семей с детьми остается важным направлением социально-демографической политики Российской Федерации. В России создана система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая предусматривает гарантированную государством финансовую поддержку в период материнства, отцовства и детства [8].
Виды льгот для граждан, имеющих детей:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, состоящим на учете в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 1,5 лет;
ежемесячное пособие на ребенка, установленное в субъекте Российской Федерации;
материнский капитал;
единовременное пособие при передаче ребенка в семью на воспитание;
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Все эти льготы освобождены от налогообложения. Они ежегодно индексируются в соответствии с уровнем инфляции в порядке, установленном федеральным законом, за исключением ежемесячного пособия на ребенка, которое индексируется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Размер государственной помощи гражданам, имеющим детей, на территориях и дворах, где установлены региональные коэффициенты к заработной плате, определяется с применением этих коэффициентов, которые учитываются при расчете пособия, если они не включены в заработную плату.
1.2 Правовое регулирование порядка назначения пособий по уходу за ребенком
Основными законодательными актами, затрагивающими сферу с семьей, являются Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, кодексы и федеральные законы. Конвенция о правах ребенка направлена на защиту прав ребенка. Целью настоящей Конвенции является каждый человек, пока ребенок не достигнет 18-летнего возраста, если он ранее не достиг совершеннолетия в соответствии с законом, применяемым к этому ребенку. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, для каждого ребенка в пределах своей юрисдикции [12]. Это происходит без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, состояния здоровья и рождения ребенка, родителей или законных опекунов или любого другого состояния. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от любой формы дискриминации или наказания на основе его статуса, деятельности, отношения или убеждений, выраженных ребенком, родителями или опекунами ребенка (ст.2).
Конституция РФ определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему органов государственного управления, порядок их создания и обязанности граждан. В ст. 7 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация является социальным государством и поэтому призвана помогать слабым гражданам, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование, стремиться содействовать благосостоянию всех граждан максимально равным образом и стремиться распределять жизненные невзгоды [1].
Личные права регулируются гражданским, семейным, трудовым, уголовным законами. Согласно российскому законодательству, семьи имеют различные права на дополнительные меры социальной поддержки [4]. Объем и специфика этих прав зависят от того, к каким единоличным семьям относится эта конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, быть полностью лишена этих прав. Так, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему пособий по рождению и воспитанию граждан, имеющих детей, гарантированную государством материальную поддержку отцов и матерей детства [3].
Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрены отдельные льготы не только для иждивенцев, но и для их опекунов (попечителей). Гарантии и пособия, предоставляемые женщинам в связи с материнством в статье 264 ТК РФ, также в полном объеме распространяются на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. В соответствии со ст. 96 ТК РФ опекуны детей до 5 лет могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа по состоянию здоровья в соответствии с медицинской справкой не запрещена. Опекуны (попечители), имеющие детей в возрасте до 14 лет (ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет), имеют право устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (ст. 93 ТК РФ). Опекунам (попечителям) по уходу за детьми-инвалидами и детьми-инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются дополнительные оплачиваемые дни отдыха (ст. 262 ТК РФ).
Получателями детских пособий являются субъекты, перечисленные в статье 1 Федерального закона № 81-ФЗ:
граждане Российской Федерации, проживающие на ее территории;
Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, в правоохранительных органах, в государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах пенитенциарной службы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, а также в гражданском персонале воинские части Российской Федерации, расположенных на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской;
иностранцы, лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие на территории Российской Федерации;
иностранцы и лица без гражданства, временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию.
В ст. 4 № 81-ФЗ перечислены источники выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Это:
средства социального фонда Российской Федерации;
средства федерального бюджета, выделяемые в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством учтены военная служба, служба в качестве лиц рядового и административного органа внутренних дел, государственная противопожарная служба, службы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации;
средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, которые выделяются профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий;
субсидии, которые предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при исполнении полномочий Российской Федерации.
В зависимости от трудового статуса субъекта, получающего пособия, источники финансирования этих пособий различаются: те, кто работает по трудовому договору, получают пособия из средств Фонда социального страхования Российской Федерации; те, кто занимается другой общественно полезной деятельностью (военная служба, учеба), а также как безработные, которые поступают из федерального бюджета и региональных бюджетов. Размер пособий, за исключением единовременных выплат, распределяется в фиксированных размерах, которые соотносятся с минимальной заработной платой. Законодательство рассматривает правоотношения в качестве субъектов для обеспечения вышеуказанных услуг:
граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;
граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, служат лицами рядового и вышестоящего звания в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной службы;
гражданский персонал воинских частей Российской Федерации, расположенных на территориях иностранных государств, если выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в том числе беженцы, проживающие на территории Российской Федерации.
временно проживающие в Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для людей, проживающих в районах и территориях, где применяются районные коэффициенты, размер этих льгот определяется с использованием этих коэффициентов.
Исходя из содержания первой главы данной работы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации и нормативных актах субъектов страны имеется достаточно комплексная база социальной поддержки (экономического и социального обеспечения) семей с детьми.
2 ПРАКТИКА ВЫПЛАТ ПОСОБИЙ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
2.1 Порядок назначения пособий по уходу за ребенком
В период декретного отпуска и в дальнейшем по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет, его матери полагается финансовая помощь в виде социальных пособий.
Ежемесячное пособие на ребенка в 2023 году можно ранжировать, исходя из того факта, работала ли женщина до беременности или нет и поступали ли на ее счет в российском банке средства. Так, после рождения малыша, его мать получает два вида ежемесячных пособий на детей:
пособие по уходу за ребенком;
детское пособие.
В зависимости от того, работала мать до беременности или нет, различается орган, выплачивающий пособие и его сумма.