Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Изменения в различных областях государственного управления, произошедшие в последние годы, не могут повлиять на содержание административных и административно-процессуальных норм и не могут привести к изменениям в системе административно-процессуальных норм. Следует отметить, что помимо традиционных административных процедур появились новые административные процедуры, которые применяются к общему управлению уполномоченными органами исполнительной власти - эти процедуры включают особенности проведения инспекций юридических лиц на местах регулирующими органами. Сложность решения этой проблемы связана с недостаточной разработкой теоретических вопросов, связанных со структурой управления, в частности, с организацией проверок юридических лиц на местах.
Вопрос об административной ответственности юридических лиц в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) как в специальной литературе, так и в средствах массовой информации. Несмотря на достаточное урегулирование правового статуса данного вопроса в различных нормативных правовых актах, существует множество спорных вопросов, связанных с понятием и содержанием ответственности и вины юридического лица, совершившего административное правонарушение, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Административный контроль - это проверка состояния контролируемого объекта. Это отражает управленческий и организационный аспект контрольной деятельности. В свою очередь, административный надзор - с проверкой законности действий объекта наблюдения. Вторым отличительным признаком является объем полномочий. Контрольные полномочия представлены вмешательством правоохранительных органов в производственную деятельность контролируемого учреждения. В то же время существует возможность привлечения к дисциплинарной ответственности без исключения отстранения от должности сотрудника, нарушившего закон. Деятельность органов административного надзора представлена надзором, проверкой соблюдения норм, императивных предписаний, выявлением и пресечением правонарушений.
Порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок установлен Федеральным законом Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзорного) и муниципального контроля».
Порядок устанавливает требования к организации и проведению плановых и внеплановых проверок, включая формы проверок, сроки проведения проверок, ограничения при проведении проверок, обязанности должностных лиц контрольных органов при проведении проверок.
Цель исследования – изучение и описание правового режима выездной проверки в отношении юридических лиц.
Объект исследования – правоотношения, возникающие в результате проведения выездной проверки юридических лиц.
Предмет исследования – нормы права, определяющие порядок проведения выездной проверки юридических лиц.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие и виды проверок в отношении юридических лиц;
2. определить место выездной проверки в системе государственного контроля;
3. проанализировать номы, определяющие требования проведения выездной проверки в отношении юридических лиц;
4. исследовать выездную налоговую проверку в отношении юридических лиц как разновидность государственного контроля в системе выездных проверок;
Нормативную основу работы составили Конституция России, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, отечественного законодательства в части регулирования правового режима выездных проверок юридических лиц.
Методологическая база исследования. В работе использовались такие общенаучные методы, как: анализ, сравнение, синтез и др.
Теоретической основой исследования послужили труды в области административного права известных отечественных авторов: Бахрах Д.Н., Конин, Н.М., Кравец Ю.А., Никитин А.Д. и др.
Структура работы определена поставленными задачами и включает: введение, основную часть, состоящую их двух глав, заключение и библиографический список.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие и виды проверок в отношении юридических лиц
Порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок установлен Федеральным законом Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзорного) и муниципального контроля».
Процедура устанавливает требования к организации и проведению плановых и внеплановых проверок, включая формы проверок, сроки проведения проверок, ограничения во время проведения проверок и обязанности должностных лиц контрольных органов во время проведения проверок.
Предметом плановой проверки является соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям при осуществлении деятельности, а также соответствие информации, содержащейся в уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основе разработанных годовых планов [11, с. 140].
В годовых планах плановых проверках приводится следующая информация:
наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
цель и основа плановой проверки;
дата и время каждой запланированной проверки;
наименование государственного контрольного (надзорного) органа, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки государственными контролирующими (надзорными) органами наименования всех органов, участвующих в такой проверке, указываются совместно.
Годовой план плановых проверок, утвержденный руководителем контрольного органа, доводится до сведения заинтересованных лиц путем публикации на официальном сайте органа в Интернете или иным доступным способом. К 1 сентября года, предшествующего году плановых проверок, департамент в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, направляет в прокуратуру проект годового плана плановых проверок, с тем, чтобы Генеральная прокуратура Российской Федерации могла составить сводный годовой план плановых проверок. Форма и содержание годового сводного плана плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации [10, с. 89].
Генеральная прокуратура Российской Федерации в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки, публикует годовой сводный план плановых проверок на официальном сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет. Основанием для включения плановой проверки в годовой план плановых проверок является истечение трех лет с даты:
государственная регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя;
окончание последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
начало осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением, направленным в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере, о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или оказания услуг, требующих представления требовать указанного уведомления.
Плановая проверка проводится в форме проверки документов или инспекции на месте. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется отделом о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления копии приказа руководителя, заместителя начальника отдела о начале плановой проверки любым доступным способом [16, с. 69].
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований при осуществлении деятельности, соблюдение нормативных требований, осуществление мер по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий такого ущерба.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного поручения об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
поступление в департамент жалоб и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение опасности для жизни, здоровья граждан, причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни и здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушение прав потребителей (в отношении граждан, права которых были нарушены).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
3. Иванцов, С.В. Юридическая природа и содержание административного надзора / С.В. Иванцов // Вестник Международного юридического института. 2018. № 1 (52). С. 61-70.
4. Ивашкина, А.В. К вопросу о классификации мер административного принуждения / А.В. Ивашкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2019. Т. 22. № 4. С. 218-221.
5. Конин, Н.М. Административное право России. – М.: Проспект, 2017. – 508с.
6. Кравец, Ю.А. Административно – правовое регулирование в области науки / Ю.А. Кравец // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 1. С. 167-169.
7. Лапина, М.А. Сущность государственного контроля (надзора) и генезис его законодательного определения / М.А. Лапина // Вестник Финансового университета. 2019. Т. 20. № 4 (94). С. 152-157.
8. Мальцев, С.В. Прокурорский надзор. Его сходства с административным надзором / С.В. Мальцев // Наука XXI века: проблемы и перспективы. 2018. № 1 (3). С. 176-178.
9. Марченко, М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2017 – 647с.
10. Никитин, А.Д. Административный надзор в контексте общеправовых принципов / А.Д. Никитин // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 1 (7). С. 62-67.
11. Смирнов, А.Н. Административный надзор как правовое последствие преступления и наказания / А.Н. Смирнов // Вестник Кузбасского института. 2018. № 1 (22). С. 129-133.
12. Старилов, Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. – М.: Юр. лит., 2017. – 564с.
13. Туманов, А.И., Туманова, Л.В. Судебный контроль по делам об установлении административного надзора / А.И. Туманов, Л.В. Туманова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 2. С. 19-29.
14. Фомин, П.П. Административный надзор полиции как вид правоохранительной деятельности / П.П. Фомин //Актуальные проблемы права: теория и практика. 2018. № 35. С. 255-260.
15. Чернышов, Д.В. Особенности функций, целей и задач административного надзора в российском административном праве / Д.В. Чернышев // Юридическая наука: история и современность. 2020. № 2. С. 52-59.
16. Шиян, В.И. Основные вопросы осуществления административного надзора / В.И. Шиян // Наука. Мысль. 2019. № 5-1. С. 123-128.
17. Витязева Т.А. Налоговая система Российской Федерации и пути ее совершенствования / Т.А. Витязева, К.Н. Абдуллаева // Молодой исследователь Дона. – 2018. – № 1 (10). – С. 113-115.
18. Владыка, М.В. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина; Под общ. ред. В.Ф. Тарасова. - М.: КноРус. -2017. - 488 c.
19. Выездные налоговые проверки // Имущественные отношения в РФ. Экономика и экономические науки. -2017.- №5.-С. 60-64
20. Государственная политика в части противодействия налоговой преступности получила новый импульс [Интервью с И.Н. Соловьевым] // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2018. - № 9.- С.10- 17.
21. Карелина О.И. Концептуальные вопросы развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России. — М.: Успехи современного естествознаний. – 2016– №1. – С. 48–52.