Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из приоритетов, объявленных государством, является переход российской экономики на инновационную модель развития с целью обеспечения ее устойчивого роста и снижения зависимости от экспорта продукции и технологий. Эта задача предполагает необходимость полной модернизации экономики (включая ее реальный сектор), разработки новых видов продукции на основе инновационных высокотехнологичных отраслей и их эффективного макроэкономического регулирования.
В рамках разработанных в мировой практике механизмов стимулирования инновационного развития экономики, необходимо отметить создание государственных корпораций как форму реализации масштабных общегосударственных задач, имеющих стратегическое значение для страны.
Развитие государственных корпораций может дать толчок для стимулирования инновационной модернизации реального сектора экономики, за счет экономии на масштабе, направленной на выполнение специальных государственных функций и достижения коммерческих результатов.
Инновационная модернизация экономики предполагает необходимость крупных капитальных вложений, концентрации капитала и производства в наукоемких и высокотехнологичных отраслях, что, в свою очередь, усиливает государственную поддержку в этой сфере через создание государственных корпораций. Современные вызовы мировой экономики, связанные со вступлением в новый этап технологического развития, а также высокие геополитические риски, вносят свои коррективы в регулирование развития реального сектора национальной экономики, включая функционирование государственных предприятий.
В то же время в условиях антироссийских санкций значительно сокращаются возможности инновационной трансформации реального сектора экономики, в том числе доступ к иностранным инновационным ресурсам, что определяет необходимость разработки импортозамещающих средств. Поэтому роль государственной поддержки реального сектора национальной экономики в виде формирования государственных корпораций в основных отраслях промышленности значительно возрастает в условиях перехода к развитию инновационных типов экономики. Учитывая особую роль государственных предприятий в современной российской экономике, необходимо создать соответствующие механизмы, обеспечивающие постоянное инновационное обновление реального сектора экономики, а также активную государственную поддержку их развитию.
Цель исследования – проанализировать обязанности государственных предприятий.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить сущность государственных предприятий;
исследовать роль государственных предприятий в экономике;
рассмотреть обязанности предприятий;
провести анализ проблем функционирования государственных предприятий;
определить перспективы функционирования государственных предприятий в реальном секторе экономики.
Объектом исследования являются государственные предприятия. Предметом исследования является механизм функционирования государственных предприятий.
Для анализа использованы следующие методы экономических исследований: анализ, синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность государственных предприятий
Государственное предприятие - это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на недвижимость, выделенную собственником. Только государственные и муниципальные предприятия могут быть созданы в форме унитарного предприятия. Государственное предприятие как юридическое лицо - это коммерческая организация с определенными характеристиками. Следует иметь в виду, что характерной особенностью государственных предприятий с точки зрения организационной структуры, является отсутствие вышестоящих органов управления и органов контроля, которые имеются у большинства юридических лиц других правовых форм. Это обусловлено тем, что соответствующие функции выполняют юридические лица, находящиеся за пределами государственных предприятий. Поэтому отсутствие на государственных предприятиях надзорных органов и вышестоящих органов управления не ослабляет влияния собственника на деятельность государственных предприятий.
Термин «унитарный» (лат. «unitas» - единство) означает формирование одного, единения, единого целого [16, с. 51]. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), это единство выражается несколькими признаками, характеризующими статус данного типа юридического лица. Правовая природа предприятия не подразумевает различных форм собственности, использованных при его создании. Это предприятие может быть создано на базе государства (Российская Федерация, ее субъекты). Создание предприятия, основанного на объединении имущества, принадлежащего Российской Федерации, федеральным или местным органам власти, запрещено императивными нормами.
У одного предприятия может быть только один учредитель, которому принадлежит имущество, закрепленное за таким предприятием по праву собственности. Имущество отдельного предприятия не может быть разделено по вкладам (долям, паевому фонду), в том числе работниками предприятия. Таким образом, уставный фонд предприятия (основанного на праве хозяйственного ведения), из которого оно создано, также является объединяющим и неделимым. На государственных предприятиях утвержденный капитал вообще не формируется.
Владелец имущества созданного предприятия обладает наиболее важными имущественными правами в связи с этим имуществом: правом собственности. Указанное имущество принадлежит отдельному предприятию на основании ограниченных имущественных прав - прав хозяйственного ведения или прав оперативного управления. Только собственник определяет стратегию экономического развития отдельного предприятия, координирует наиболее важные действия, контролирует целевое использование и сохранность имущества, выделенного предприятию, осуществляет другие важные полномочия, которые не могут быть переданы другим собственникам [9, с. 56].
Текущей деятельностью отдельного предприятия управляет единоличный исполнительный орган, назначаемый владельцем, полностью ответственный перед ним и действующий в пределах своих полномочий на основе единства порядка. Это руководитель отдельного предприятия (директор, генеральный директор). Гражданский кодекс или закон Российской Федерации не предписывает формирование других исполнительных органов на отдельно взятом предприятии, допускается только создание консультативных органов.
Кроме того, унитарное предприятие является не обычным, а единственным типом коммерческой организации с особыми юридическими возможностями. Имущество такого предприятия принадлежит к собственности Российской Федерации, субъектов или муниципальных образований Российской Федерации. От имени субъектов Российской Федерации или Российской Федерацией реализуются права собственников имущества предприятия в пределах полномочий, установленных органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации актами, определяющими статус этих учреждений.
От имени муниципалитета права собственников одного предприятия осуществляются муниципалитетом в рамках полномочий, установленных законом, определяющим статус этих учреждений. Государственное предприятие не имеет права передавать часть своего имущества дочернему предприятию (дочерней компании), создавая другое отдельное предприятие в качестве юридического лица.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.
2. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 174 c.
3. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
4. Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
5. Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 c.
6. Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы США. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
7. Вовченко Н.Г. Государственные финансы США / Н.Г. Вовченко, Е.Д. Костоглодова. — Рн/Д: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
8. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити, 2016. — 391 c.
9. Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.
10. Грачева Е. Ю., Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. — М.: Проспект, 2020. — 256 c.
11. Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2018. — 368 c.
12. Кикавец В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект. Монография. — М.: Проспект, 2020. — 128 c.
13. Костоглодова Е. Д., Андреева О. В., Иванова О. Б. и др. Государственные финансы Германии. Теория и методология. Монография. — М.: Мини-Тайп, 2018. — 200 c.
14. Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.
15. Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
16. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. —446 c.
17. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
18. Манина, М. В. О цифровом государственном управлении в России / М. В. Манина // Цифровая экономика и финансы : Материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19–20 марта 2020 года / Под научной редакцией Е.А. Синцовой [и др.]. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. – С. 44-48.
19. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020 : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.
20. Местное самоуправление : учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.] ; под редакцией Н. С. Бондаря. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 386 с.
21. Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов / О. А. Морозова, В. В. Лосева, Л. И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 142 с.
22. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 770 с.