Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Способность разумно относиться к природе сегодня - настоящая проблема этого столетия. У детей дошкольного возраста формируется фундамент экологического сознания. Очеловечивание детей и общее отношение к природе в основном проявляются как: дружелюбное отношение к биологии, эмоциональный отклик на состояние природы, активный интерес к природным объектам и явлениям посредством наблюдений, экскурсий, диалогов, экологических туров и т.д.
Знакомство детей дошкольного возраста с природой - это средство ознакомления их с реальностью окружающего мира, основанное на сенсорном опыте. Такого рода знания необходимы для формирования материалистического мировоззрения. Незнание детьми правильного отражения действительности часто приводит к формированию у них различных предрассудков и суеверий. Недоразумения часто являются причиной недружелюбного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и т.д. Это не только вредит природе, но и оказывает негативное влияние на детскую психологию и ожесточает их. Исправить существующие недоразумения гораздо сложнее, чем сформировать новые правильные недоразумения. Вот почему очень важно, чтобы дети дошкольного возраста получали правильную информацию о природе. Поэтому воспитание у дошкольников чувства ответственности перед естественной судьбой своей Родины, умения видеть и ценить, а также дара приумножать природу является одной из актуальных задач на сегодняшний день. И ее решение наиболее оптимально через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка искусства, языка художественного творчества.
То есть у детей дошкольного возраста продуктивно воспитывать любовь к природе через изобразительное творчество в различных его гранях.
Исходя из вышесказанного, особую значимость приобретает проблема использования художественно-творческих игр в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста за явлениями природы. Решение данной проблемы позволит человеку научиться жить в гармонии за явлениями природы, с другими людьми, с самим с собой, что значит сделать человека существом духовным, нравственным, ответственным в прямом смысле этих слов.
Цель исследования: изучить организацию наблюдений за явлениями природы старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить проблему ознакомления детей старшего дошкольного возраста за явлениями природы в трудах педагогов и психологов;
рассмотреть особенности развития старшего дошкольного возраста;
изучить описание процедуры исследования;
охарактреизовать программу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста за явлениями природы;
дать анализ результативности формирующего эксперимента .
Объект исследования: процесс ознакомления за явлениями природы.
Предмет исследования: педагогические условия для наблюдения за явлениями природы старшего дошкольного возраста.
Базой исследования является МБДОУ, дети 6-7 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ
1.1. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста за явлениями природы в трудах педагогов и психологов
Встреча с людьми, стоящими за природными явлениями, состоялась в очень юном возрасте. Часто можно наблюдать, что до тех пор, пока малыш учится ходить самостоятельно, он проявляет интерес к цветам на клумбе, листьям кустарника и пробегающей мимо кошке или собаке. Кроме того, одним из первых слов ребенка является слово, обозначающее предметы и явления природы. Это первый источник знаний об устройстве мира. Красота природы - это первое впечатление человека в жизни. Игры на свежем воздухе и прогулки - важнейшие источники счастливого опыта и открытий для детей. В период перед школой родителям и учителям важно направлять естественные интересы своих детей в конструктивное русло.
Основной задачей ознакомления с природными явлениями является формирование у детей знаний о неживой природе, животных и растениях. Выполнение этих задач тесно связано с развитием когнитивных способностей, сенсорного восприятия и процессов внимания.
Идея приобщения людей к природе и познанию природы имеет глубокие корни в образовании. Известные мыслители и ученые, как И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, Р. Оуэн, Ф. Фребель, отмечали в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли .
Знаменитый педагог К. Д. Ушинский говорил, что «природа – это важный фактор в воспитании детей». Идеи ученых по этому вопросу неоднократно высказывались в различных работах, и они не потеряли своей актуальности в настоящее время. К. Д. Ушинский обратил внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Педагог отметил, что любовь к природе следует прививать с детства, потому что детские чувства самые сильные и острые.
Ученые советского периода С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко не ожидал организовать здоровый и целесообразный процесс обучения вне природы, вне моральных и эстетических отношений. В. А. Сухомлинский отмечал, что знания и навыки не приобретаются самостоятельно. Когда меняется отношение традиционных потребителей к природе и их убеждения, деятельность детей основывается на непрерывном общении с природными явлениями. Человек - это часть природы. Человек не может существовать вне природы. Человек не может нарушать законы, которые существуют в окружающем мире .
Если мы научимся жить в полной гармонии с природными явлениями, мы сможем лучше понять ее секреты и сохранить самые удивительные творения природы, а также защитить жизнь на земле.
Формирование экологической культуры - это формирование сознательно правильного отношения ко всему разнообразию самой природы; это также для тех, кто ее защищает и создает; для тех, кто создает духовные и материальные ценности на основе своего богатства. Это включает в себя формирование правильного отношения к себе как к части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния природы; и осознание своей способности творчески взаимодействовать с окружающей средой.
Как мы все знаем, воспитание у ребенка осторожного и заботливого отношения к окружающему миру развивает в нем те моральные нормы, которые впоследствии станут мотивацией для его активной деятельности и поведения. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения для детей. Дети всегда находятся в контакте с природными явлениями в той или иной форме. Детям нравятся зеленая трава и леса, яркие цветы, бабочки, птицы, жуки, животные, золотые поля, падающий снег, журчащие ручьи, лужи. Разнообразный окружающий мир пробуждает у детей сильный интерес к природе, любознательность и побуждает к активной деятельности. Однако при самостоятельном общении за природными явлениями дети не все могут понять правильно, и у них не всегда формируется правильное отношение к животным и растениям одновременно .
Познакомить малыша с миром природы, сформировать реалистичные представления (знания о его объектах и явлениях), воспитать у ребенка способность видеть красоту природы, любовь, внимательность и заботливое отношение – главная задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. В конце концов, детский сад - это первое звено в системе непрерывного образования, поэтому неслучайно перед учителями стоит задача формирования фундамента экологического образования.
Только когда дети овладеют хотя бы базовыми знаниями, освоят простые методы выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать за природой и видеть ее красоту, они смогут принять осторожное и заботливое отношение к окружающей природе. На этой основе сформировалась любовь детей к природе, окружающей среде, Родине и домашнему очагу. Любить родину - значит любить природу, защищать ее и заботиться о ней. Мы каждый день выходим гулять на улицу.
В эпоху современной технологической революции очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающего мира, а также беречь и воспроизводить богатства природы. Рассказывая детям о природе, учителя и воспитательницы открыли для них сказочный мир растений и животных, научив их любить их и заботиться о них. Сухомлинский писал в своей книге «Я отдаю свое сердце детям»: «Прежде чем открыть книгу, прочитайте первое слово по слогам, необходимо прочитать страницы самой замечательной книги в мире – Книги природы...».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказ МинОбрНауки от 17.10.2013 № 1155 / Дошкольное образование сборник нормативных документов.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) [зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.] // «РГ» - Федеральный выпуск № 6241.
3. Амет-Уста, З.Р. Сказка в экологическом воспитании детей // Человек-Природа-Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. – 2019. – № 5. – С. 92-95.
4. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
5. Барецкая, А.С. Авторская экологическая сказка в формировании осознанного отношения дошкольников к природе : рисование в технике монотипии с помощью зеркал // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2019. – № 4. – С. 30-35.
6. Богатырева, А.Б. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экологической сказки // Педагогика и психология как основа развития современного общества. – 2020. – С. 29-32.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
8. Волобуева, Ю. В. Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы / Ю. В. Волобуева, И. В. Богуцкая. // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). – Краснодар : Новация, 2021. – С. 1-5.
9. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
10. Грязнухина, И. И. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста поэтического образа природы / И.И. Грязнухина, М.К. Иванова // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 308–309.
11. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 c.
12. Забоева, М.А. Теоретико-методологическое обоснование условий развития детской одаренности / М.А. Забоева // Педагогическое образование в России. 2019. – № 9. – С. 46-50.
13. Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольног образования. / В.А. забзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.
14. Костюкова, Н.Н. Методические средства формирования экологических представлений о природных сообществах у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Костюкова // Вестник Белгородского института развития образования. – 2019. – Т. 6, № 4 (14). – С. 39-46.
15. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Риор, 2018. - 112 c.
16. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
17. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
18. Лаврентьева. Н.Г. Организация экологического образования дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада / Н.Г. Лаврентьева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 15, № 5. – С. 48-55.
19. Матюхина, И.Н. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой / И.Н. Матюхина, А.М. Берко // Педагогика, психология, общество. – 2020. – С. 33-36.
20. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
21. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум: Учебное пособие / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
22. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
23. Сердобинцева Л.В. Труд в природе, как метод экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста: доклад // Инфоурок : образовательный портал : [сайт] / гл. ред.: А.С. Воробей. – Смоленск, 2020. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-trud-v-prirode-kak-metod-ekologicheskogo-vospitaniya-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta-4037327.html (дата обращения: 12.02.2023).
24. Сипович, Т.В. Экологическая азбука как средство ознакомления старших дошкольников с природой / Т.В. Сипович, Т.Г.Ханова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №. 65-3. – С. 176-179.
25. Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
26. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2018. - 320 c.
27. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c.
28. Жукова, К.Ж. Роль дидактических игр природосодержащего характера в работе с детьми дошкольного возраста // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VIII Всерос. студ. науч.-практич. конф. : в 4 ч., 2019 г. / Новосибирский гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2019. – С. 92-94.