Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью стратегического анализа и стратегического управления в современном бизнесе и государственном управлении. Стратегическое управление дает компаниям общее направление и определяет цели организации, разрабатывает политику и планы, направленные на достижение этих целей, а затем распределяет бизнес-функции для реализации стратегий устойчивого роста. Сегодня почти каждая компания сталкивается с серьезными стратегическими проблемами. Среди них ясно, что дальновидные компании обладают основными принципами создания и использования различных талантов для создания ценности посредством успешного стратегического управления.
Различные исследования показали, что большинство компаний не считали, что у них есть выигрышная стратегия. Кроме того, они признали, что упускают большие возможности на рынке, и их общая стратегия не была хорошо понята в их собственной компании. На самом деле внешние силы являются не только причиной возникновения этих проблем. Они являются результатом того, как управляется большинство компаний. Следовательно, замечено, что существует значительный разрыв между стратегией и реализацией во многих компаниях: отсутствие связи между тем, куда компания стремится двигаться, и тем, чего она может достичь. Кроме того, в другом исследовании отмечается, что лишь немногие компании имеют сильный процесс стратегического планирования, который хорошо поддерживается всей организацией.
Это не означает, что выравнивание идентичности означает потерю способности меняться. На самом деле это означает использование сильных сторон компании в качестве ориентира в быстро меняющемся мире. Когда вся компания сосредоточена на конкретном способе создания ценности, сотрудников не так-то просто отвлечь. Они могут сосредоточиться на дифференциации компании таким образом, чтобы она естественным образом отличалась от конкурентов.
Объект исследования – управленческий анализ. Предмет исследования – системы управленческого анализа М. Портера и McKincy.
Целью исследования является анализ систем управленческого анализа цепочек ценностей М. Портера и McKincy как элементов создания структуры управленческого анализа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать глобальные системы управления и цепочки ценностей
2. Проанализировать понятие управленческого анализа.
3. Изучить систему М. Портера
4. Изучить систему McKincy
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения.
Заметный вклад в исследование проблемы внесли такие ученые, как А.Л. Бобров, А.Л. Гапоненко, М.Ю. Калинчиков, И.И. Кулагина, В.А. Перфилов, О.В. Скотаренко, А.И. Татаркин, Е.Ю. Тру-нов, Г.А. Угольницкий, О.Б. Угурчиев, Т.В. Ускова, Р.В. Фаттахов, Д.С. Хайруллов, О.К. Цапиева, В.В. Циганов, Н.В. Чайковская, Ю.Н. Шедько и др.
1. Цепочка ценностей М.Портера и система McKincy как элементы структуры управленческого анализа. Теоретические положения
1.1. Глобальный обзор цепочек ценностей и систем мировой экономике в структуре управления
Подробный обзор дисциплин с использованием исследования организационной структуры, основанный на анализе цепочек разработки стоимости, дал в своей работе С. Фредерик. Он отметил, что во многих дисциплинах существуют более или менее одни и те же явления (термины), соединенные с концепцией цепочки разработки стоимости: цепочка поставок (управление, логистика), цепочка разработки стоимости компаний и система разработки стоимости (управление/экономика), глобальная цепочка разработки стоимости; производственно-сбытовая цепочка (социология), промышленные кластеры (все дисциплины), производственная сеть; глобальная производственная сеть (ГПН); spinneret (география). С. Фредерик выделил три основные науки (менеджмент, социология и география), которые интегрированы в современный анализ глобальных цепочек разработки стоимости [12] (рис. 1).
Рисунок 1 - Дисциплины: экономика, организация промышленности и уровни анализа [12]
Анализ цепочки разработки стоимости может использоваться для определения структуры и важности (роли) внешних и внутренних участников процесса разработки стоимости и их деятельности (операций), которые прямо или косвенно влияют на процесс принятия решений. Концептуальные исследования цепочки разработки стоимости могут также использоваться для анализа конкурентного положения фирмы (или географического местоположения) в данной отрасли по отношению к другим фирмам или местоположениям [3]. Современные исследования в области глобальных производственно-сбытовых цепочек сосредоточены в рамках инициативы «Глобальная производственно-сбытовая цепочка», центр которой находится в Университете Дьюка (США) - Центр глобализации, регулирования и конкурентоспособности (CGGC). Основными авторами и исследователями являются цепочки разработки стоимости, авторами которых являются Рафаэль Каплинский и Майк Моррис, написавшие монографию «Руководство по исследованию цепочки разработки стоимости». По словам Р. Каплинского и М. Морриса, "цепочка разработки стоимости охватывает весь спектр мероприятий, необходимых для того, чтобы продукт или услуга проходили полный цикл с момента разработки, через промежуточные этапы производства (включая сочетание физических преобразований и вклада различных услуг производителей) до доставки до конца потребителю и утилизация после использования. " Наиболее общая модель такой цепи показана на рис. 2.
Рисунок 2 - Четыре звена в простой цепочке ценности [12]
Определив простую и расширенную цепочку разработки стоимости, Каплинский и Моррис обобщили основы методологии анализа цепочки разработки стоимости, выделив три основные области: - анализ барьеров на входе и типов получаемой участниками ренты, а также методов распределения доходов в рамках цепочки; - дифференциация различных видов управления в рамках цепочки и изучение механизмов координации совместной деятельности участников; - изучение типов производственно-сбытовых цепочек (контролируемых производителем или покупателем) и процессов модернизации цепочки.
В России исследования цепочек разработки стоимости (иногда используется термин «цепочки разработки стоимости») проводились в основном экономистами. Например, С. Б. Авдашева, А. З. Астапович, И. А. Буданов, В. В. Голикова, Я. Ш. Паппе, Н. М. Розанова, Ю. В. Симачёв, А. Е. Шаститько, А. А. Яковлев и др. имеют ряд работ, посвященных эмпирическим исследованиям фирмы и функционирования производственно-сбытовых цепочек в России [12].
Анализ глобальных производственно-сбытовых цепочек осуществляется на трех уровнях: макро-, мезо - и микроуровне.
На макроуровне этот подход дает возможность понять роль международных и национальных учреждений, организаций и стандартов в регулировании глобальных и национальных рынков, а также их влияние на формирование производственно-сбытовых цепочек и локализацию определенных видов деятельности в цепочке.
На мезоуровне подход дает представление о роли и видах межфирменных отношений и национальных регуляторов, а также об их влиянии на экономическое развитие и развитие инновационного цикла компаний. Эти знания позволяют проводить более обоснованную внутреннюю промышленную политику [3].
На микроуровне этот подход дает возможность нам понять, как отдельные фирмы организуют свои производственно-сбытовые цепочки, локализуют определенные виды деятельности, аутсорсинг и другие виды стратегического партнерства или межфирменного сотрудничества, которые оптимизируют их издержки. Концепция глобальных производственно-сбытовых цепочек состоит из четырех основных блоков анализа, которые объединяются в два подхода: картирование и анализ производственно-сбытовых цепочек (рис. 3).
Рисунок 3 - Рамки и основные блоки концепции глобальной цепочки ценности [9]
На рис. 3 показано, что концепция глобальных производственно-сбытовых цепочек включает два ключевых исследовательских подхода, каждый из которых связан с двумя блоками этой концепции. Метод картирования производственно-сбытовой цепочки дает возможность, прежде всего, идентифицировать все виды деятельности в цепочке (первичная - создание стоимости, вспомогательная - добавление стоимости), выполняющие их стейкхолдеры, а также посчитать географическое положение стейкхолдеров (объем цепочки).
Таким образом, каждая модель описывалась тремя различными переменными: сложность сделки, возможность унификации сделок по всей цепочке, возможности закупок (наличие квалифицированных поставщиков, способных выполнять требования покупателя).
1.2. Понятие управленческого анализа
Управленческий анализ - это вид экономического анализа, который отвечает за выполнение аналитической функции наряду с учетом, планированием и контролем в системе управления.
В специализированной литературе экономический анализ классифицируется по ряду особенностей, одна из которых управленческая. Этапу, предшествующему управлению (планированию), предшествует перспективный (прогнозный) анализ, этапу оперативного управления - оперативный анализ, а заключительному (контрольному) этапу управления - текущий (ретроспективный) анализ [6].
Прерогативой управленческого анализа выступает также разработка сценариев будущего экономического развития.
На данном этапе управленческий анализ представляет собой раздел экономического анализа и неотъемлемую часть управленческого учета, основным содержанием которого выступает изучение прошлой, текущей и будущей деятельности субъектов хозяйствования.
Управленческий анализ - это комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей фирмы, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон и выявление стратегических проблем. Его цель заключается в предоставлении информации владельцам и другим заинтересованным сторонам для принятия управленческих решений, выбора вариантов развития и определения стратегических приоритетов [10].
В соответствии с функциями управления, имеется нормативная, справочная, плановая, бухгалтерская и аналитическая информация.
Нормативные источники справочной информации включают стандарты (экономические, технологические, материальные, трудовые). Например, тарифные ставки, заработная плата, налоговые ставки, ставки взносов в внебюджетные органы, адресные и банковские данные и другие. Нормативная и справочная информация поступает извне и выступает исходным материалом для дальнейшей обработки, используется неоднократно, а после первоначальной реализации хранится в системе управления в течение длительного времени.
Источники планирования содержат информацию, которая фиксирует состояние явления и событий, которые должны быть реализованы в будущем (стратегическое планирование, тактическое планирование). В процессе перехода от верхнего уровня управления к нижнему плановая информация становится больше, более подробной и охватывает все более короткие периоды времени.
Плановая информация в зависимости от функционального уровня структуры управления предприятием подразделяется на [6]:
а) прогноз;
б) перспективный;
в) технико-экономические;
г) операционный и календарный.
Бухгалтерская информация уже отражает фактические события в хозяйственной деятельности фирмы, в системе управления она реализуется обратной связью (в отличие от плановой информации, которая характеризуется прямой связью). На нижнем оперативном уровне управления бухгалтерская информация выражается в количественном выражении, на уровне учета она получает оценку затрат, выступает, накапливается, суммируется и передается для дальнейшего обобщения на высшие уровни управления.
Управленческий анализ деятельности фирмы основан на следующих принципах:
• системный подход, согласно которому предприятие рассматривается как сложная система, работающая в среде открытых систем и состоящая, в свою очередь, из ряда подсистем;
• принцип комплексного анализа всех подсистем, составляющих элементы фирмы;
• динамический принцип и принцип сравнительного анализа;
• принцип учета специфики фирмы (отраслевого и регионального).
Управленческий анализ призван обеспечить управленческий аппарат фирмы информацией, необходимой для управления и контроля деятельности фирмы. Большая часть информации, связанной с анализом ресурсов, представляет собой промежуточную информацию, которая в конечном итоге отражается в показателях эффективности.
Информационная база управленческого анализа.
В системе управления предприятием информация представляет собой совокупность данных о функционировании фирмы и его внешней среде, которая выступает основой для принятия экономически обоснованных решений, то есть выступает информацией о состоянии объекта контроля. Информация выступает средством снижения неопределенности в деятельности фирмы и способствует достижению конкретных целей конкретного субъекта.
Информация циркулирует в пределах фирмы в горизонтальном и вертикальном направлениях. Вертикальные информационные потоки обеспечивают необходимую информацию, главным образом, процессы управления, в свою очередь горизонтальные - производственные мероприятия.
В соответствии с функциями управления, имеется нормативная, справочная, плановая, бухгалтерская и аналитическая информация.
Нормативные источники справочной информации включают стандарты (экономические, технологические, материальные, трудовые). Например, тарифные ставки, заработная плата, налоговые ставки, ставки взносов в внебюджетные органы, адресные и банковские данные и другие. Нормативная и справочная информация поступает извне и выступает исходным материалом для дальнейшей обработки, используется неоднократно, а после первоначальной реализации хранится в системе управления в течение длительного времени.
Источники планирования содержат информацию, которая фиксирует состояние явления и событий, которые должны быть реализованы в будущем (стратегическое планирование, тактическое планирование). В процессе перехода от верхнего уровня управления к нижнему плановая информация становится больше, более подробной и охватывает все более короткие периоды времени.
Плановая информация в зависимости от функционального уровня структуры управления предприятием подразделяется на [10]:
а) прогноз;
б) перспективный;
в) технико-экономические;
г) операционный и календарный.
Бухгалтерская информация уже отражает фактические события в хозяйственной деятельности фирмы, в системе управления она реализуется обратной связью (в отличие от плановой информации, которая характеризуется прямой связью). На нижнем оперативном уровне управления бухгалтерская информация выражается в количественном выражении, на уровне учета она получает оценку затрат, выступает, накапливается, суммируется и передается для дальнейшего обобщения на высшие уровни управления [1].
Аналитическая информация возникает в процессе обработки плановой, бухгалтерской и нормативной информации при оценке производственной, экономической и финансовой деятельности фирмы за определенный период времени.
В отношении системы управления информация делится на входную и выходную. Входная информация поступает в орган управления извне. Что касается процесса управления, то входная информация делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация включает набор данных, получаемых от хозяйствующего субъекта в форме бухгалтерской и статистической отчетности и оперативной информации (отчеты, контракты, заявки, заказы и т.д.). Внутренняя информация содержит объемные характеристики работы объекта и показывает достигнутые результаты и отклонения от нормального функционирования объекта, то есть имеет прямую и обратную связь. На него распространяются требования полноты, надежности и своевременности. Внутренняя информация состоит из первичной информации (информация, поступающая непосредственно от объекта управления) и вторичной информации (информация, полученная в результате обработки первичной информации [10].
Внешняя информация объединяет информацию о состоянии внешней среды экономического объекта (информацию о рынке, конкурентах, поставщиках, информацию от руководства и т.д.). Внешняя информация часто имеет вероятностный, противоречивый характер.
Это различные директивы от вышестоящих организаций, информация от поставщиков и покупателей, информация от банков, информация о ценах на продукцию на рынках сбыта и т.д.
Внешняя информация состоит из информационной информации и информации директивы. Информирование поступает от вышестоящих органов власти, фирм, предприятий и организаций, связанных с объектом управления: подрядчиков, транспортных организаций, финансовых учреждений (банков, пенсионных фондов, страховых компаний), органов власти территории. Директивная информация поступает от вышестоящих инстанций, в зависимости от характера подчинения, в виде приказов, приказов, инструкций, директив.
Управленческий анализ использует различные методы, благодаря широкому спектру решаемых им задач. Так, при проведении ретроспективного анализа фактические результаты сравниваются с заложенными в бюджет (плановыми) и выявляются причины установленных отклонений [5].
Таким образом, анализ в процессе управления действует как элемент обратной связи между системами управления и управляемыми, который представляет собой процесс информирования заинтересованных руководителей о соответствии фактических результатов деятельности ожидаемым или желаемым.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: монография / В.А. Агафонов. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 276 с.
2. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. – М.: Юнити, 2018. – 247 c.
3. Воронин, Н.В. Специфика выбора стратегии развития предприятия / Н.В. Воронин // Вестник науки и образования. – 2019. – №12-2 (66). – С. 17-20.
4. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.
5. Джуха, В.М. Стратегический менеджмент: учебное пособие / В.М. Джуха, Н.П. Жуковская, А.Н. Кокин, И.С. Штапова – КноРус, 2019 – 282с.
6. Зараменских Е.П. Архитектура предприятия. М.: Юрайт, 2018. 410 с.
7. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития: учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 361 с.
8. Ружанская, Л. С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л. С. Ружанская, Е. А. Якимова, Д. А. Зубакина ; [под общ. ред. д-ра экон. наук Л. С. Ружанской] ; Мин-во науки и высш. образования РФ. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 112 с.
9. Савченко, А. Б. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А. Б. Савченко. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 228 с.
10. Сюэхань Ч., Найвэнь Ч. Управленческий анализ как обоснование для принятия управленческих решений//Экономические исследования и разработки. 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edrj.ru (Дата обращения: 17.02.2023)
11. Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов: учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев ; под редакцией Ю. В. Фролова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 154 с.
12. Юлдашева О.Ю., Трефилова И.Н. Исследование глобальных цепочек ценности, как основа для построения эффективных бизнес-моделей
13. Язев М.В. Создание ценности на предприятии по схеме «цепочка», «мастерская», «сеть»// Economics: Yesterday, Today and Tomorrow – 2018 - Vol. 8, Is. 10A – С. 288-294.
14. Модель McKinsey 7S. PowerBranding. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/mckinsey-7s-model/ (Дата обращения: 17.02.2023)