Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования была обусловлена тем, что оценка экономического потенциала на современном этапе носит многосторонний характер и позволяет строить перспективные планы организаций, изучалась многими отечественными и зарубежными учеными.
В современных условиях роль экономического потенциала организации была очень важна. Экономический потенциал организации сложен, структурирован, и теоретическое представление о сущности потенциала как основы экономического развития организации позволит оценить организацию производства и улучшить его экономические процессы.
Современные условия требуют поиска и применения новых подходов к построению и использованию экономического потенциала предприятий, позволяющих выявить и использовать внутренние резервы экономического роста. Важным экономическим параметром деятельности организации является оценка усиления экономического потенциала и эффективности использования.
Отсутствие экономического контроля, научно обоснованных для рыночных условий управления и оценки состояния предприятий с точки зрения эффективности формирования и использования экономических ресурсов снижает инвестиционную активность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Это требует поиска новых методов оценки экономического потенциала.
Заметный вклад в исследование проблемы экономического потенциала внесли такие ученые, как Абдукаримов И.Т., Арсеньева, Н.В., Бабкин А.В., Винникова А.Б., Ермолина Л.В. Остапенко, М.С. Они обосновывают концепцию устойчивости региона, анализируют факторы и предлагают механизмы ее совершенствования. При этом экономический потенциал малых и средних городов и его роль в устойчивом развитии региона остаются неисследованными.
Цель курсового проекта – провести анализ уровня формирования и развития экономического потенциала фирмы.
Задачи курсового проекта:
• рассмотреть теоретические аспекты анализа эффективности формирования и развития экономического потенциала фирмы;
• провести оценку эффективности формирования и развития экономического потенциала ЗАО «ХЛЕБ»;
• разработать меры совершенствования эффективности формирования и развития экономического потенциала ЗАО «ХЛЕБ».
Объектом исследования является деятельность коммерческой организации ЗАО «ХЛЕБ», занимающейся производством хлебобулочных изделий в Тверской области.
Предметом исследования является экономический потенциал ЗАО «ХЛЕБ» на региональном рынке.
Практическая значимость работы заключается в предложении методики анализа конкурентной среды компании в регионе, с помощью которой можно оценить уровень развития компании и разработать практические рекомендации по развитию предприятия.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты анализа эффективности формирования и развития экономического потенциала фирмы
1.1. Понятие и сущность экономической категории «экономический потенциал фирмы»
Сегодня в отечественной литературе существуют различные трактовки понятия «экономический потенциал». В настоящее время термин «экономический потенциал» в основном означает макроэкономическую категорию как совокупность экономических возможностей государства или совокупности состояний, которые могут быть использованы для удовлетворения всех его материальных потребностей (производственных, оборонных, личных).
Интересно определить экономический потенциал, приведенный Видонкиной В.А. По его мнению, к характеристикам экономического потенциала относятся следующие положения :
1) экономический потенциал показывается реальными (как реализованными, так и по тем или иным причинам нереализованными) возможностями в данной сфере хозяйственной деятельности при достигнутом уровне производительных сил;
2) поскольку эти возможности могут быть использованы при наличии ресурсов, экономический потенциал показывается определенным количеством ресурсов (как задействованных, так и не задействованных в производстве, не подготовленных к использованию);
3) экономический потенциал следует рассматривать в связи с присущими каждой общественно-экономической формации производственными отношениями, неизбежно возникающими при использовании и воспроизводстве ресурсов;
4) экономический потенциал считается не только реальными возможностями и количеством имеющихся ресурсов (как используемых, так и неиспользованных), но и реальными экономическими возможностями общества использовать ресурсы и создавать максимальное количество материальных и нематериальных благ.
Экономический потенциал характеризуется различными отдельными показателями, определяющими величина обеспеченности производителя одним видом ресурсов по отношению к общему объему его активов (критерии надежности и обеспеченности), характеризующими поведение данного вида ресурсов. вид ресурса при изменении условий эксплуатации (инвентаризационные критерии, производительность труда, материалоемкость, способ функционирования капитала и др.) или определение эффективности на каждый рубль затрат, вложенных в производство (критерии рентабельности и рентабельности).
Потенциалом производителя можно управлять при определенных условиях внешней среды в соответствующем финансовом положении. Поэтому критерии устойчивости производителя определяются параметрами внутреннего ресурсного потенциала при определенных внешних условиях. Внешняя среда «определяет» ориентиры деятельности предприятий, которыми являются потребности потребителей в продукции (работах, услугах), производимых предприятием, определяет условия формирования внутреннего конкурентного ресурсного потенциала производителя, формирование внешних факторов, характеризующих переменные экономические ресурсы, используемые предприятием для осуществления финансово-хозяйственной деятельности .
Экономический потенциал соединяет в себе сумму конкретных возможностей – частных потенциалов – в главных отраслях производителя. Рассмотрим, какие потенциалы он объединяет :
Кадровый потенциал – это количество работников, необходимое и достаточное для достижения целей данной предприятия, а также их личностные характеристики, влияющие на эффективность работы.
Фондовый потенциал – это адекватность и оптимальность использования основных фондов и оборотных средств.
Финансовый потенциал – это оптимальное обеспечение средствами, которые покрывают потребности производителя, правильно распределяются и используются.
Управленческий потенциал - это способность менеджеров организовать производственные процессы и ресурсы для максимизации конкурентных побед в виде адекватной организационной структуры и соответствующих методов управления.
Маркетинговый потенциал – это успешное применение системы продвижения товара на рынке для постоянного сохранения и повышения конкурентных преимуществ.
Инновационный потенциал – это способность использовать или привлекать ресурсы для развития производителя в соответствии с его потребностями.
Оценка экономического потенциала обычно основывается на финансовой модели его деятельности, которая документально оформляется в финансовой отчетности. Оценка экономического потенциала выражается через показатель стоимости производителя как имущественного комплекса. .
Мнение автора об экономическом потенциале можно выразить следующим образом:
1. экономический потенциал – это совокупный ресурсный потенциал производителя, используемый для достижения конкурентоспособности и устойчивого развития в условиях динамичной и неопределенной внешней среды.
2. Экономический потенциал – это способность производителя эффективно реализовывать свои возможности под воздействием внешней среды.
В условиях развития современного производства, достижений науки управления предприятием, увеличения рыночного спроса на новые продукты и полуфабрикаты, расширения взаимодействия производственной сферы с научной системой величина при решении прикладных задач целесообразно рассматривать более широкое и насыщенное понятие инновационной техники как части экономического потенциала производителя (рис. 1).
Рисунок 1 – Составляющие инновационного потенциала
Таким образом, можно сказать, что экономический потенциал представляет собой совокупность ресурсов и возможностей, отражающих состояние предприятия через призму пространственных и временных характеристик. Экономический потенциал делится на временные характеристики и имеет три уровня: базовый, прошлый и будущий. Анализируя прошлый опыт эффективного использования ресурсов на благо предприятия, можно сделать соответствующие выводы о базовом состоянии и сделать прогнозы.
1.2. Методы стратегического анализа эффективности формирования и развития экономического потенциала фирмы
Стратегический анализ эффективности формирования и развития фирмы – это совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) предприятия для разработки и реализации его стратегии. Стратегический потенциал формируют те ресурсы, которые могут быть преобразованы в результате реализации стратегических решений. Потенциал предприятия значительно зависит от условий, в которых протекает деятельность предприятия, и подвержен ли он постоянным изменениям [1].
Стратегический потенциал задает действия компании в текущем периоде. Чтобы достичь поставленных целей и задач в будущем, необходимо учитывать то, что внешнее окружение и условия существования будут изменяться. При этом вырабатывается умение реагировать на изменения во внешней среде, которое позволяет достигать желательных целей в будущем, что является важной задачей стратегического управления.
В формализованном виде экономический потенциал производителя можно представить:
ЭП0 = ФП0 + ИП0;
ЭП1 = ЭП0 + ФР = ИП1 + ФП1
где,
ЭП – экономический потенциал производителя;
ИП – имущественный потенциал производителя;
ФП – финансовое положение производителя;
ФР – финансовые результаты; индексы «0» и «1» означают начало отчетного периода и конец отчетного периода
Методы оценки экономического потенциала:
1. Балансовый метод. Балансовый метод – один из самых «старших», популярных и востребованных. Такой способ проведения анализа функционирования любого субъекта хозяйствования обладает множеством преимуществ: он достаточно точный, не слишком сложный, объективный и, к тому же, позволяет выявить допущенные в ходе учета ошибки и неточности.
2. Функционально-стоимостной — метод системного исследования функций объекта с целью поиска баланса между себестоимостью и полезностью. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.
3. Комплексный анализ комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия определяется как самодостаточное научно-практическое направление, которое изучает различные аспекты деятельности организаций. Цель указанного анализа –оценить эффективность производственных процессов опосредованно через материальные и денежные характеристики
Экономический потенциал показывается различными частными показателями, определяющими величина обеспеченности производителя определенным видом ресурсов по отношению к общему объему его активов (критерии достаточности и безопасности), выполняющих определенную функцию для описания поведения данного вида ресурсов. ресурса в изменяющихся условиях эксплуатации (критерии ликвидности товарно-материальных запасов, производительности труда, материалоемкости, маневренности функционирующего капитала и др.) или определения степени эффективности на рубль вложенных в производство затрат (критерии рентабельности и рентабельности) .
Потенциал производителя может быть рационально использован в определенных условиях внешней среды при соответствующем финансовом положении. Следовательно, критерии устойчивости работы производителя определяются параметрами внутреннего ресурсного потенциала при определенных внешних условиях. Внешняя среда «задает» ориентиры для деятельности предприятий, которыми выступают потребности и требования потребителей к производимой предприятием продукции (работам, услугам), определяет условия формирования внутреннего конкурентного ресурсного потенциала производителя, генерируя внешние факторы, характеризующие переменные экономические ресурсы, используемые предприятием для осуществления его финансово-хозяйственной деятельности.
1.3. Показатели стратегического анализа эффективности формирования и развития экономического потенциала фирмы
Величина экономического потенциала производителя во многом считается качеством и количеством ресурсов, которыми предприятие располагает в настоящее время и которые могут быть использованы при производстве товаров и услуг, а также условиями, обеспечивающими их наиболее полное и рациональное использование.
Бенчмаркинг – метод оценки стратегического планирования и оценки эффективности стратегического анализа потенциала фирмы. Этот метод заключается в сравнении по различным параметрам эффективности организаций. Так же этот метод иногда называют «эталонным сравнением». Бенчмаркинг предусматривает тщательное изучение производительности, качества и стоимости в подразделениях и областях деятельности внутри предприятия в сравнении с опытом других организаций. Принцип, который лежит в основе бенчмаркинга: если вы хотите улучшить отдельный аспект деятельности предприятия или услугу, которую она предоставляет, нужно найти тех, кто хорошо справляется с похожей (аналогичной) деятельностью, и использовать их в качестве образца для повышения своих собственных стандартов.
Анализ стейкхолдеров предполагает выявление ключевых стейкхолдеров предприятия (например, акционеров, инвесторов, основных поставщиков, дистрибьюторов, учреждений в сфере государственного и муниципального управления, кредиторов, аудиторов и т. п.) и выстраивание с ними долговременных отношений на основе взаимной выгоды. Такие связи позволяют расширить сферу компетенций предприятия, а в отдельных случаях – получить ключевую компетенцию, обеспечивающую конкурентное преимущество. Стратегия взаимодействия со стейкхолдерами предполагает два направления деятельности: во-первых, установление партнерских связей со стейкхолдерами, во-вторых, защиту предприятия от неопределенности и внешней среды посредством использования приемов, предназначенных для стабилизации и прогнозирования воздействий на окружающую среду и фактически для расширения ее границ [2]
Экономический потенциал, представляя собой ключевой фактор экономического развития, выступает своеобразным индикатором конкурентоспособности предпринимательских структур. Закономерно, что одним из главных векторов современных теории и практики стратегического управления экономическими субъектами является рассмотрение методологических аспектов оценки их стратегического потенциала. Однако, противоречия между возможностями экономического субъекта и перманентно возникающими потребностями в развитии экономического потенциала, требуют разрешения. С этих позиций можно утверждать, что стратегический потенциал является фундаментальным основанием функционирования и развития современных экономических субъектов из любой отрасли деятельности.
Коэффициент фондоотдачи отражает объем выпущенной продукции на единицу стоимости основных средств. Учитывая, что преобладающую роль в производстве продукции играет основное производственное оборудование, именно его величина обычно используется в качестве показателя стоимости основных средств. Коэффициент фондоотдачи рассчитывается по итогам года или иного отчетного периода. Так, формула для определения годовой фондоотдачи (ФО) такая:
ФО = ВП / ОПФСГ,
где ВП – стоимость выпущенной продукции за год;
ОПФСГ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Показатель общей материалоемкости продукции (ME), определяемый как отношение стоимости потребленных при производстве продукции материальных затрат (МЗ) к объему ее выпуска, выраженному в ценах предприятия изготовителя (ВП):
ME = МЗ / ВП (3)
Относительная материалоемкость (МЕотн) — это доля материальных затрат в себестоимости продукции, %
МЕотн = МЗ * 100 / Сс (4)
Где: Сс – себестоимость произведенной продукции, р.
Показатель материалоотдачи (МО), показывающий, сколько выпущено продукции на каждую единицу материальных затрат:
МО = ВП / МЗ (5)
Он является обратной величиной по отношению к показателю материалоемкости.
Рентабельность материальных затрат (Рм) – прибыль на 1 руб. материальных затрат, %
Рм = П * 100 / МЗ (6)
где: П – прибыль, ден. ед.
«Следует учитывать, что обобщающие показатели материалоемкости продук¬ции и материалоотдачи будут характери¬зовать динамику эффективности использования материальных ресур¬сов лишь при условии, если числитель и знаменатель показателей выражены в сопоставимых с базовым периодом ценах продукции и материальных ресурсов».
Коэффициент автономии (Кавт) показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Чем выше эта доля, тем выше финансовая независимость предприятия:
Кавт = СК/ВБ (7)
Где: СК – собственный капитал предприятия, руб.;
ВБ – валюта баланса, руб.
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) - отношение стоимости краткосрочных активов к стоимости краткосрочных обязательств предприятия.
Позволяет определить, достаточно ли у фирмы оборотных средств для своевременного покрытия текущих обязательств, поэтому другое его название - коэффициент покрытия.
Показатель определяется по формуле:
Ктл = ОА / КО (8)
Где: ОА - оборотные активы, без учета долгосрочной дебиторской задолженности;
КО - краткосрочные обязательства.
Коэффициент абсолютной ликвидности (англ. cash ratio) – показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия.
Слишком высокое значение показателя говорит о неоправданно высоких объемах свободных денежных средств, которые можно было бы использовать для развития бизнеса.
Данный показатель определяется по формуле:
Кал = (ДС + ФВ) / КО (9)
где: ДС - денежные средства (наиболее ликвидные активы),
ФВ - финансовые вложения,
Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (англ. quick ratio, acid-test ratio) - показывает способность организации погашать свои краткосрочные обязательства за счет продажи ликвидных активов. Ликвидные активы в данном случае состоят из денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности. Есть еще один способ расчета ликвидных активов — все оборотные активы, за исключением запасов, которые являются наименее ликвидными.
Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению.
Показатель определяется по формуле:
Кбл = (ДС+ФВ+ДЗ) / КО (10)
где:
ДС – денежные средства;
ФВ – финансовые вложения;
ДЗ –дебиторская задолженность;
КО – краткосрочные обязательства.
а) Коэффициент обеспеченности трудовыми ресурсами (Коб.тр) показывает обеспеченность сотрудниками, необходимыми для выполнения программы в рамках бизнес-плана организации и рассчитывается по следующей формуле. В процессе анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами необходимо исследовать изменение структуры персонала, соотношение между основными и вспомогательными рабочими, тенденции изменения этого соотношения. Если удельный вес основных рабочих сокращается, это ведет к снижению производительности труда на предприятии и повышению себестоимости продукции:
Коб. Тр. = Тфакт/Т расч (10)
Где: Тфакт – фактическая численность трудовых ресурсов предприятия, чел.;
Трасч – расчетная численность трудовых ресурсов, необходимых для выполнения программы, чел.
Нормативного определения производительности труда Трудовой кодекс не содержит. Исходя из экономического смысла, можно сказать, что производительность труда — это количество продукции, произведенное за определенный период, в расчете на одного работника. То есть производительность труда измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным работником за определенное время (день, месяц, год).
На самом деле можно посчитать производительность труда не только отдельного работника, но и в целом бригады, цеха или даже организации.
Приведем формулу производительности труда:
Производительность труда = Объем произведенной продукции (в натуральном или денежном выражении) / Среднесписочная численность работников, задействованных при производстве этого объема продукции
Среднегодовая выработка на одного рабочего (ВПг) = Объем ТП / Численность рабочих (Ч)
Показатель выработки продукции исчисляется как отношение объема производства (выручки) к затратам труда и показывает объем производства в расчете на единицу затрат труда.
Различают среднечасовую, среднедневную, среднемесячную и среднегодовую выработки, которые определяются соответственно, как отношение объема производства (выручки) к количеству человеко-часов (человеко-дней, человеко-месяцев).
Среднедневная выработка (Вд) определяется по формуле:
Вд = ВПг/Др*Ч (13)
где: Др - среднее количество дней, отработанных одним рабочим;
Среднечасовая выработка (Вч) определяется по формуле:
Вд = ВПг/Др*Ч*Пр (14)
где: Прд - средняя продолжительность рабочего дня, ч.
Таким образом, оценка экономического потенциала - важная процедура стратегического управления, направленная на повышение конкурентоспособности предприятия, создания возможности расширения производства, что в свою очередь, означает повышение результативности деятельности предприятия.
В теории и практике стратегического планирования нет четкой классификации методов и моделей анализа стратегического потенциала предприятия, поэтому оценка стратегического потенциала является непростой задачей, требующей всестороннего подхода и постоянного мониторинга изменений внутренней и внешней среды организации.