- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
детско родительские отношения как средство на формирование характера ребенка
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология (другое)
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "детско родительские отношения как средство на формирование характера ребенка"?35 страниц
42 источника
Добавлена 03.07.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА РЕБЁНКА 5
1.1. Детско-родительские отношения в психологии 5
1.2. Стили воспитания в психологии. Личностные особенности родителей в воспитании 7
1.3. Семья как фактор развития ребёнка 12
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЁНКА 18
2.1. Методики, использованные при экспериментальном исследовании 18
2.2. Описание проведения исследования и его результаты 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. Вопрос отношений между родителями и детьми уже долгие годы привлекает внимание психологов различных направлений и школ. Отношения с ближайшими взрослыми родственниками играют ключевую роль в становлении и развитии личности ребёнка. Ребёнок приходит в этот мир беззащитным и беспомощным, поэтому его здоровье и жизнь полностью находятся в руках его родителей. Для ребёнка в любом возрасте важно ощущать любовь и заботу родителей, ведь это напрямую влияет на его чувство безопасности, уровень тревожности, развитие различных позитивных и негативных черт характера и специфику построения отношений с окружающими. На сегодняшний день проблема детско-родительских отношений как средства формирования характера ребёнка стала одним из важнейших вопросов семейной психологии, многие исследователи изучают корреляцию между внутрисемейными отношениями и развитием личностных качеств детей.
Объектом исследования являются детско-родительские отношения как средство формирования характера ребёнка.
Предмет исследования – особенности взаимоотношений родителей и их детей.
Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений и охарактеризовать их влияние на характер ребёнка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретический материал по данной теме;
2. Проанализировать специфику отношений между родителями и детьми;
3. описать процедуру экспериментального изучения влияния детско-родительских отношений на личностные качества ребёнка;
4. организовать и провести психологический эксперимент, сформулировать результаты исследования на основании полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких исследователей, как Т. П. Авдулова, Т. В. Андреева, И. Н. Бухтиярова, Г. Р. Жамалетдинова, М. В. Козуб, А. Е. Левченко, В. А. Яшуткин, Д. Боулби, Д. Баумринд и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА РЕБЁНКА
1.1. Детско-родительские отношения в психологии
Впервые в психологической практике детско-родительские отношения как определяющий фактор в становлении личности ребёнка начали изучаться в рамках классического психоанализа. В теории и практике психоанализа начали развиваться основные концепции формирования и становления личности ребёнка, огромное внимание в которых уделяется проблеме взаимоотношений родителей и детей. Наиболее известна возникшая в середине 20 века теория привязанности, сформулированная психиатром Джоном Боулби и доработанная возрастным психологом Мэри Эйнсворт. Центральное место в данной теории занимает так называемая «внутренняя рабочая модель», подразумевающая неделимое и взаимное единство себя и другого. Так, ребёнок познаёт самого себя через отношение к нему родителя, в то время как родитель становится источником отношения к себе. По началу такая сложная взаимосвязь понималась в качестве отношения к себе самому и к ближайшему взрослому, которое даёт ребёнку чувство безопасности и защищённости […].
На современном этапе развития психологической науки в исследованиях, посвящённых теории привязанности, наблюдается смещение фокуса с исследования самосознания ребенка к изучению его поведения, к которым чаще всего применяют термины «социальная адаптация» и «компетенция». Привязанность рассматривается уже не как отношение человека к другому человеку, а как стратегия поведения ребёнка со своими родителями. Некоторые исследователи пришли к выводу, что «надёжный» тип привязанности способствует более лёгкой адаптации ребёнка в школьной среде и гармоничной коммуникации между родителями и детьми. В своём исследовании Патриция Маккинси Криттенден смогла доказать прямую зависимость поведенческих стратегий школьников и подростков от качества их привязанности к матери.
Наряду с теорией привязанности большой популярностью в западной психологии пользуются теоретические модели, разработанные американским психологом Дианой Баумринд. Она предложила классифицировать стили поведения родителей, разделяя их на три категории: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) либеральный. Психологи Эрл Шэфер и Ричард Белл доработали эту теорию, разработав динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где первый фактор отражает эмоциональное отношение к ребёнку: «принятие – отвержение», а второй – поведенческий стиль родителей: «автономия – контроль». Оба фактора тесно взаимосвязаны […].
В последние годы большое распространение получают исследования, посвящённые гендерному и межкультурному аспекту детско-родительских отношений. Проводимые в этой области исследования показывают, что каждому типу темперамента ребёнка соответствует определённый стиль поведения родителя. К интересному выводу в процессе изучения половых различий родительских стилей пришёл психолог Алан Расселл. Согласно его исследованию, для матерей чаще всего свойственен авторитетный стиль поведения, отцы же зачастую склоняются к авторитарному или либеральному. Для родителей, воспитывающих мальчика, более свойственным является авторитарный стиль, а для родителей девочки – авторитетный.
В психологии существует гипотеза, согласно которой специфика родительского отношения заключается в противоречивости и двойственности позиции родителя по отношению к ребёнку. С одной стороны, родитель имеет глубинную связь с ребёнком и испытывает к нему безусловную любовь, но в то же время он должен быть объективен в своих оценочных суждениях, так как от этого во многом зависит формирование общественно допустимых способов поведения. Такая противоречивая основа характерна не только для детско-родительских отношений, но и для любых межличностных отношений (дружеских, романтических и др.).
Своеобразная природа и наличие внутреннего конфликта в родительском отношении заключаются в максимальной выраженности и напряжённости обоих компонентов. Чувство ответственности и беспокойства за будущее ребёнка порождает у родителя оценочную позицию, что обостряет контроль над его выборами и действиями и превращает ребёнка в объект воспитания.
1.2. Стили воспитания в психологии. Личностные особенности родителей в воспитании
Система воспитания представляет собой совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приёмов их поэтапной реализации в рамках определённой социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.
Для каждой семьи характерна определённая, далеко не всегда осознаваемая её членами система воспитания, которая складывается под влиянием множества факторов. Компонентами этой системы являются и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и целенаправленное применение воспитательных методов и приёмов, а также учёт того, что допустимо и недопустимо в отношении к ребёнку. Исследователями выделяются четыре наиболее распространённые тактики воспитания в семье, а также четыре отвечающих им типа взаимоотношений в семье, которые являются одновременно предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в рамках семьи понимается как проявление одними членами семьи (чаще всего взрослыми) систематического подавления инициативы и чувства собственного достоинства других членов семьи.
Безусловно, родители могут и должны предъявлять своим детям определённые требования, основанные на целях воспитания, нормах морали и конкретных ситуациях, где они вынуждены принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако не все способны соблюсти баланс и предпочитают утверждать собственное превосходством над другим, более слабым и беззащитным членом семьи при помощи приказов и насилия. Зачастую такое поведение родителя приводит к сопротивлению ребёнка, который отвечает на давление, угрозы и принуждение своими контрмерами: обманом, грубостью, вспышками агрессии, лицемерием, иногда даже открытой ненавистью. Даже если детское сопротивление удаётся подавить, не стоит забывать, что вместе с ним оказываются подавленными такие ценные качества человеческой личности, как целеустремлённость, инициативность, чувство собственного достоинства, вера в свои силы, самостоятельность. Непреклонная авторитарность родителя, игнорирование им мнений и интересов ребёнка, принуждение, подавление, доходящее до эмоционального и/или физического насилия, издевательства, лишение ребёнка права голоса – всё это гарантирует серьёзные нарушения в формировании личности и характера ребёнка. Такая тактика семейного воспитания крайне деструктивна и способна коренным образом изменить поведение и характер ребёнка в худшую сторону, практически лишая его возможности строить крепкие и здоровые отношения в будущем.
Другим типом взаимоотношений в семье является опека. В такой системе отношений родители собственным трудом обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждая его от любых усилий, забот и трудностей и принимая их на себя. Здесь вопрос влияния такого поведения на характер не является первостепенным, ведь центральным становится вопрос весьма педагогический: насколько деструктивно полное удовлетворение потребностей за ребёнка, а также ограждение его от трудностей реальной жизни. Возникает ситуация, в которой родителями блокируется процесс серьёзной подготовки ребёнка к столкновению с реалиями жизни за пределами родительского дома. Дети, воспитывающиеся в подобных семьях, оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе, где уже нет людей, готовых решить за них все проблемы, вопросы и трудности.
Психологические наблюдения показывают, что подростки, воспитанные в условиях чрезмерной опеки, наиболее подвержены срывам в переходном возрасте. Что удивительно, именно такие дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают проявлять наибольшее сопротивление чрезмерной опеке родителей. В итоге, два таких диаметрально противоположных направления как диктат (подразумевающий подавление воли, насилие, приказы, жёсткий авторитет) и опека (ограждение от любых трудностей, забота) приводят к похожим результатам в формировании характера ребёнка: дети не проявляют инициативу и самостоятельность, отсутствует решимость, наблюдается отстранённость в решении личных вопросов и вопросов семьи, недоверчивость, мнительность.
Тактика невмешательства в воспитании примечательна тем, что её ключевой идеей является признание возможности и целесообразности независимого друг от друга существования членов семьи. В такой семье существуют два мира – мир взрослых и мир детей, и представители этих двух категорий не должны переступать через намеченные границы. Зачастую основой взаимоотношений такого типа является родительская пассивность в плане воспитания, но иногда такое поведение может возникать из-за их эмоциональной холодности, безразличия, неумения и нежелания быть родителем и учиться основам воспитания детей. Интересно, что подобная тактика воспитания встречается как в бедных и неблагополучных семьях, так и в относительно обеспеченных и благополучных семьях. В первом случае, например, родители, страдающие от алкогольной или наркотической зависимости, заинтересованы только в своих пагубных пристрастиях, из-за чего не обращают внимания на детей. Второй случай тоже довольно часто встречается в реальной жизни – родители развивают свой бизнес, строят карьеру, часто находятся в длительной разлуке с ребёнком из-за работы, так как в первую очередь хотят обеспечить детей материальными благами; в такой ситуации ребёнок зачастую оказывается предоставлен самому себе, долгие периоды времени не видит родительской заботы в нематериальной форме, а после достижения взрослости материальная поддержка также прекращается. Такой тип взаимоотношений тоже нельзя назвать конструктивным, так как ребёнком не усваиваются основы сотрудничества, возникает эмоциональная холодность и отстранённость, часто такие дети пропускают важные этапы детства, ведь им приходится рано взрослеть и проявлять самостоятельность (особенно в неблагополучных семьях).
Одной из наиболее конструктивных тактик воспитания является сотрудничество, предполагающее наличие в семье общих целей и задач совместной деятельности, а также высокие нравственные ценности. Именно при использовании такой тактики воспитания становится возможным преодолеть эгоистический индивидуализм ребёнка. В семьях, построенных на основе сотрудничества, родители общаются со своими детьми на равных, учитывают их мнение при решении семейных проблем, а сама семья приобретает форму группы высокого уровня развития – коллектива.
Формирование личности ребёнка в семье – процесс обоюдный. Ребёнок должен восприниматься родителями не просто как объект воспитания, а как человек с присущими ему мыслями, чувствами, жизненным опытом и выборами. Поэтому для понимания характера и поведения ребёнка нужно знать, какой он видит свою семью и как интерпретирует происходящие в ней события.
Хорошее или плохое поведение ребёнка – не навык, заслуживающий поощрения или порицания, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребёнка и имеет для него определённый смысл, который не всегда может быть очевиден со стороны, но именно отношения внутри семьи, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его характер. Ребёнок во многом сам определяет, каким ему быть, воспитывает себя сам.
Стоит обратить внимание, что описания отношений и поведения родителей часто указывают на их личностные особенности как на основной источник информационно-воспитательного элемента для ребёнка.
Наличие разнообразных видов поведения родителя в семье основывается на множестве потребностей и конфликтов внутри личности. Через общение с ребёнком родитель подсознательно воспроизводит собственный опыт переживаний раннего детства, заново становятся участниками тех же конфликтов.
Среди личностных качеств родителя, влияющих на формирование характера ребёнка, выделяют конструктивные и деструктивные качества. Деструктивными качествами называют гиперсоциализацию (повышенную склонность соответствовать нормам определённой социальной группы), недоверчивость, подозрительность, сензитивность (повышенную или пониженную чувствительность) и другие. К конструктивным качества относят умеренную тревожность, созидательность, умение брать ответственность и другие. Проявление родителями тех или иных качеств оказывает большое влияние на характер ребёнка. Например, деструктивные качества родителя могут поспособствовать развитию у ребёнка таких негативных черт характера, как мнительность, замкнутость, непостоянство, слабохарактерность, а также привести к возникновению тревожности и неврозов. В свою очередь, конструктивные личностные качества родителя оказывают на формирование характера ребёнка позитивное влияние – развиваются самостоятельность, трудолюбие, общительность, открытость, дружелюбие.
Исследователь, стоявший у истоков отечественной психиатрии, Иван Михайлович Балинский ещё в середине 19 века сформулировал тезис, согласно которому несправедливое отношение родителей к ребёнку является одной из основных причин развития душевных болезней, в то время как чрезмерно снисходительное отношение способствует возникновению чрезмерной эмоциональности; если в семье ребёнку предъявляется слишком много требований, он вырастает неуравновешенным, тревожным, неуверенным в себе. Жестокость родителей порождает у ребёнка чувство страха; чрезмерное потакание формирует субъективизм и непостоянство характера. Стоит заметить, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов зачастую выступает фактором возникновения невроза навязчивых состояний и психастении (чрезмерный самоанализ, излишняя самокритичность, завышенные требования к самому себе); чрезмерное внимание и удовлетворение родителями всех желаний ребёнка способствует развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля.
1.3. Семья как фактор развития ребёнка
Семья представляет собой сложную исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, а также малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья – социальная необходимость, обусловленная потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Именно в семье формируются все качества человека как личности.
По признаку психологического здоровья семьи делятся на благополучные и неблагополучные. В свою очередь неблагополучные семьи исследователями подразделяются на конфликтные, кризисные и проблемные.
Проблемы, возникающие в благополучных семьях, связаны, как правило, с внутренними противоречиями и конфликтами. Такие конфликты основываются на изменяющихся условиях жизнедеятельности в социуме. Члены семьи могут проявлять чрезвычайное стремление к защите других членов семьи (то есть они проявляют «снисходительную, потворствующую гиперпротекцию» и «чрезмерную опеку»). Также проблемы могут возникуть из-за неадекватности соотнесения собственных представлений о семье с социальными требованиями на данном этапе развития общества (возникают трудности с восприятием противоречий современного общества).
Психологические проблемы в неблагополучных семьях возникают из-за невозможности удовлетворить потребности одного или нескольких членов данной группы под влиянием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Зачастую главной проблемой в таких семьях становится положение ребёнка внутри семьи, а также отношение родителей к нему. В неблагополучных семьях родители часто могут проявлять отклонения психогенного характера, например, проецировать на ребёнка собственные нежелательные качества, проявлять жестокость и эмоциональное отвержение, не уметь адекватно выражать родительские чувства.
В конфликтных семьях в супружеских и детско-родительских отношениях наблюдается частое столкновение интересов, потребностей, намерений и желаний, что порождает сильные и длительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак в таких семьях может сохраняться десятилетиями лишь благодаря компромиссам и взаимным уступкам, а также другим скрепляющим его факторам.
Противостояние интересов и потребностей членов кризисных семей имеет особо резкий характер, охватывая важнейшие сферы жизнедеятельности данной социальной группы. Часто члены семьи могут занимать непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаться ни на какие уступки и компромиссы.
Для проблемных семей характерно проявление особо трудных ситуаций. Таковыми могут быть отсутствие постоянного места жительства, тяжёлое болезненное состояние одного из супругов, нехватка или отсутствие материальных средств, отбывание одним из супругов длительного наказания за уголовное преступление и другие подобные ситуации. К сожалению, в современных реалиях нашей страны данная категория семей является наиболее распространённой, для некоторых из них семейные взаимоотношения могут ещё больше обостриться в будущем, а также возможно возникновение тяжёлых психических расстройств у членов семьи.
Многочисленные исследования в области семейной психологии показывают, что на формирование личности ребёнка влияют множество внутренних и внешних факторов. Огромную роль в становлении характера ребёнка играет отношение к нему родителей, которое также складывается под влиянием множества факторов. Такими факторами являются:
1) Детский опыт родителя. Зачастую люди, уже повзрослев и создав собственную семью, неосознанно воспроизводят модели поведения, характерные для их родителей, а также вновь сталкиваются с проблемами, которые они не смогли решить в детстве. К примеру, если человек рос в семье, где его младший брат или сестра получали гораздо больше родительского внимания, чем он сам, то этот период жизни будет им оцениваться как «несчастливый» одновременно с идеализацией и романтизацией более радостного младшего возраста. Став родителем, человек, не проработавший эту проблему, может неосознанно тормозить процесс взросления своего ребёнка, считать его «ещё слишком маленьким» и игнорировать потребность ребёнка в проявлении самостоятельности.
2) Нереализованные потребности родителя. Для существенной части родителей (в особенности матерей) процесс воспитания ребёнка становится основной деятельностью, иногда даже смыслом всей жизни. В таком случае ребёнок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. Однако детям свойственно взрослеть, обретать самостоятельность и независимость, принимать собственные решения, активно взаимодействовать с людьми вне семьи, что родителем с нереализованными потребностями воспринимается как угроза его собственному благополучию. Это может привести к неосознанному или сознательному воспрепятствованию установлению ребёнком тесных связей с другими людьми, стремлению принимать непосредственное участие во всех сферах его жизни, а также сильному огорчению при наличии у ребёнка собственных чувств и мыслей, которыми он не хочет делиться с родителями (что, по сути, является полным отрицанием права ребёнка на собственный внутренний мир, отдельный от родителя). Такой родитель способен эмоционально манипулировать своим ребёнком в целях наиболее длительного удержания его рядом с собой. Например, мать может судорожно хвататься за сердце и пить лекарства, узнав, что у её сына появилась девушка, и он предпочитает проводить время с ней, а не с матерью, как это было в детстве. Такая манипуляция направлена на возникновение у ребёнка чувства вины и осознания своего поступка как неправильного в глазах родителя.
Ещё одной популярной нереализованной потребностью является потребность в достижениях. К сожалению, крайне часто можно встретить ситуации, когда родители отдают своих детей в секции и кружки не из-за интереса детей к данным занятиям, а из-за недостигнутых целей родителей, которые мечтали реализовать себя в данной области. Такое пренебрежение интересами и склонностями ребёнка имеет очень негативные последствия: ребёнок лишается возможности выбирать занятия по интересам, становится зависимым от выбора родителей, а в будущем это может привести к серьёзному кризису идентичности. В некоторых случаях такое давление на ребёнка перерастает в его сопротивление родителям, что очень пагубно влияет на динамику отношений внутри семьи.
Также нереализованной может быть потребность в любви. Часто это выливается в слишком сильную эмоциональную привязанность к ребёнку, основанием для которой стал страх одиночества или недополученные в детстве тёплые чувства. Происходит своеобразное слияние ребёнка с родителем, что проявляется в повышенной опеке, потребности постоянно делиться своими чувствами и мыслями с ребёнком и ожидание от него того же. Соответственно, поведение ребёнка будет расцениваться как положительное или отрицательное на основании обеспечения родителю ощущения крепкой эмоциональной связи.
3) Личностные особенности родителей. Данный фактор является одним из наиболее сложных, ведь его проявления отследить достаточно нелегко. Однако работа со специалистом может помочь родителю в обнаружении таких корреляций и своевременной коррекции поведения по отношению к ребёнку.
К примеру, можно проследить связь между тревожным состоянием родителя, его проявлением (повышенная опека, например) и его следствием – подавлением развития ребёнком своей самостоятельности и активности.
Часто возникает ситуация, когда родитель определённые черты своего характера считает недостатками, поэтому, обнаружив их у своего ребёнка, начинает активную борьбу с ними. Тем не менее, эта ситуация не так сложна, ведь родитель осознаёт свои недостатки. Гораздо хуже, когда родитель не осознаёт или не признаёт свои отрицательные черты, а приписывает их ребёнку, после чего начинает активно бороться с ними вопреки желаниям последнего. Крайней степенью проявления такого поведения становится эмоциональное отвержение «неправильного» ребёнка, которого родитель не способен принять таким, какой он есть.
4) Отношения со вторым родителем ребёнка. Родитель может формировать своё отношение к ребёнку на основании его похожести на второго биологического родителя, в особенности, если отношения с ним принесли много негативных эмоций и боли. Если какие-то черты внешности или характера напоминают одному родителю второго родителя, который ему неприятен, то это крайне негативно отразится на восприятии ребёнком как второго родителя, так и самого себя. К сожалению, в повседневных реалиях очень часто можно услышать фразы на подобие «Прямо как твой папаша!» или «Весь в свою мамашу!», что несёт в себе крайне негативное отношение к другому родителю, остающееся глубоко в подсознании ребёнка. Ни в коем случае нельзя выяснять отношения с бывшим партнёром при ребёнке, а также оскорблять при нём другого родителя или отмечать их схожие черты как негативные. Такие попытки очернить бывшего партнёра нанесут огромный ущерб психическому здоровью ребёнку.
5) Обстоятельства рождения ребёнка. Часто родителям, воспринимающим своего ребёнка как «хрупкого», «болезненного» или «беззащитного», довелось столкнуться с большими трудностями во время беременности, рождения или первых месяцев жизни ребёнка. К таким обстоятельствам относят длительное лечение бесплодия, тяжёлые долгие роды и их последствия для здоровья матери и малыша, перенесённое ребёнком в раннем детстве тяжёлое заболевание, а также нежеланную беременность, несоответствие пола ребёнка ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни родителя после рождения ребёнка и др. Первоначальный страх потери ребёнка приводит к искажению родителем восприятия реалий детско-родительских отношений, а нередко и привести к эмоциональному отвержению ребёнка.
Безусловно, перечисленные факторы не являются единственными в формировании отношения родителя к ребёнку, однако их достаточно для понимания сложной и многоуровневой структуры детско-родительских отношений и их основных компонентов.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Авдулова, Т. П. Феноменология и закономерности событийности в близких отношениях: брак, семья, детско-родительские отношения [Текст] / Т. П. Авдулова, С. К. Нартова-Бочавер // Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Сочи, 09–10 сентября 2016 года / Под редакцией З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. – Сочи: Кубанский государственный университет, 2016. – С. 75-76.
2. Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии [Текст] / Т. В. Андреева; Т. В. Андреева. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 382 с.
3. Антоненко, К. С. Детско-родительские отношения как фактор психического развития ребенка в раннем детстве [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-v-rannem-detstve.
4. Баранова, Л. Б. Взаимосвязь личностных качеств родителей и типов семейного воспитания [Текст] / Л. Б. Баранова // Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции, Воронеж, 15 ноября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2021. – С. 26-28.
5. Безенкова, Т. А. Развитие позитивных детско-родительских отношений как способ формирования ценностного отношения к семье [Текст] / Т. А. Безенкова, А. В. Мананникова // Научная мысль: традиции и инновации: Сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции, Магнитогорск, 29–30 мая 2020 года. – Магнитогорск: Индивидуальный предприниматель Барышов Дмитрий Андреевич, 2020. – С. 156-159.
6. Бухтиярова, И. Н. Межличностные отношения детей и родителей: теоретико-методологический анализ [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-otnosheniya-detey-i-roditeley-teoretiko-metodologicheskiy-analiz.
7. Голзицкая, А. А. Опросник PARI как методика исследования родительских установок [Текст] / А. А. Голзицкая, Н. В. Кисельникова (Волкова), С. В. Маркова // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 147-157.
8. Гуцу, Е. Г. Влияние детско-родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / Гуцу Елена Геннадьевна. – Нижний Новгород, 1997. – 174 с.
9. Давлятова, С. В. Особенности детско-родительских отношений разведённых супругов и их малолетних детей [Текст] / С. В. Давлятова // Инновации, технологии, наука: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях, Пермь, 25 января 2017 года. Том Часть 2. – Пермь: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2017. – С. 64-66.
10. Дармина, С. П. взаимосвязь детско-родительских отношений и межличностных отношений со сверстниками у детей [Текст] / С. П. Дармина, Л. Г. Юрченко // Молодой исследователь: вопросы науки и практики: Сборник трудов III Региональной научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 07 февраля 2020 года. Том Выпуск 3. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 144-148.
11. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка [Текст] / Г. Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. – 2017. – № 41(175). – С. 146-148.
12. Заболотских, О. П. Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ [Текст] / О. П. Заболотских // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция, Йошкар-Ола, 29 января 2016 года. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2016. – P. 194-196.
13. Заборовская, М. Отношения детей с родителями [Текст] / М. Заборовская // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – Т. 13, № 1. – С. 499.
14. Козуб, М. В. Психолого-педагогические условия развития детско-родительских отношений [Текст] / М. В. Козуб. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 92 с.
15. Колотилина, В. В. Удовлетворенность супружескими отношениями как фактор благоприятности детско-родительских отношений в повторных браках родителей [Текст] / В. В. Колотилина // Психология отношений в постнеклассической парадигме: сборник статей участников I Международной научно-практической конференции, Белово, 01–15 декабря 2013 года. – Белово: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачёва» в г. Белово; Великотырновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия, 2014. – С. 160-163.
16. Корайкина, А. А. Развитие социально-психологического благополучия старших дошкольников в контексте детско-родительских отношений [Текст] / А. А. Корайкина // Наука в современном мире: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание, Кишинев, Молдавия, 10 ноября 2015 года / Под общей редакцией А. И. Вострецова. – Кишинев, Молдавия: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2015. – С. 351-362.
17. Корнакова, Е. М. Теория привязанности Джона Боулби как основа формирования гармоничных детско-родительских отношений [Текст] / Е. М. Корнакова // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 35-42.
18. Косаревская, Т. Е. Взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального состояния дошкольника [Текст] / Т. Е. Косаревская, И. В. Молочко // Право. Экономика. Психология. – 2019. – № 4(16). – С. 85-90.
19. Куземко, Л. П. Причины и способы разрешения ситуаций, возникающих в детско-родительских отношениях [Текст] / Л. П. Куземко // Инновации в образовании (Казахстан). – 2019. – № 5(44). – С. 48-51.
20. Левченко, А. Е. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие личности ребенка (теоретико-методологический анализ проблемы) [Текст] / А. Е. Левченко, А. Е. Попова // Интериал. – 2019. – № 2(6). – С. 134-139.
21. Методы работы педагога-психолога по гармонизации детско-родительских отношений (из опыта работы) [Текст] // Современное образование Витебщины. – 2018. – № 3(21). – P. 79-82.
22. Неустроева, М. И. Исследование отношений между детьми и родителями [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otnosheniy-mezhdu-detmi-i-roditelyami.
23. Остренкова, М. Е. Э. Эриксон о закономерностях становления характера человека [Текст] / М. Е. Остренкова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2008. – № 4(12). – С. 53-68.
24. Павленко, В. Д. стили взаимодействия в семье и их влияние на детей [Текст] / В. Д. Павленко, Я. А. Топоркова // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 7-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 12–13 декабря 2022 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 219-221.
25. Павлова, А. В. Анализ отклонений в детско-родительских отношениях в неполных семьях с дошкольниками [Текст] / А. В. Павлова // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Тула, 12 октября 2022 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 405-409.
26. Петрова, С. И. Конфликты в детско-родительских отношениях [Текст] / С. И. Петрова, Н. М. Ноговицына // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Якутск, 31 марта 2016 года. – Якутск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. – С. 59-60.
27. Поветьева, М. Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребёнка: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / Поветьева Марина Николаевна. – Москва, 2003. – 26 с.
28. Полоз, А. Ю. Роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста [Текст] / А. Ю. Полоз, Е. Г. Изотова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей четвертой всероссийской интернет-конференции, Ярославль, 01 октября – 01 2014 года / Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. – С. 140-142.
29. Попова, Л. А. Влияние детско-родительских отношений на уровень адаптированности подростков в межличностных отношениях [Текст] / Л. А. Попова // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Краснодар, 22 ноября 2012 года. – Краснодар: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере», 2012. – С. 300-303.
30. Прохорова, О. Г. Психология семьи. Психологическое здоровье: Учебное пособие [Текст] / О. Г. Прохорова, В. С. Торохтий. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 159 с.
31. Пуговкина, А. С. Особенности конфликтов в детско-родительских отношениях [Текст] / А.С. Пуговкина, Е. А. Леванова // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 2(5). – С. 158-160.
32. Редькина, Н. В. Конфликт в детско-родительских отношениях как одна из причин социального неблагополучия подростка [Текст] / Н. В. Редькина // Социальное благополучие человека в современном мире: материалы VI и VII Краевых студенческих научно-практических конференций, Пермь, 12 мая 2014 года – 12 2015 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2015. – С. 299-302.
33. Салихова, А. М. Анализ научно-психологических представлений о стилях родительского воспитания [Текст] / А. М. Салихова // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам LXV международной научно-практической конференции, Новосибирск, 14 декабря 2022 года. Том 12 (62). – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская академическая книга», 2022. – С. 116-119.
34. Сидорина, Е. В. Особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях [Текст] / Е. В. Сидорина, О. А. Никишина // Перспективы развития науки и образования : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 8 частях, Москва, 30 декабря 2014 года / ООО «АР-Консалт». Том Часть VIII. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «АР-Консалт», 2015. – С. 123-125.
35. Слюнько, Н. Б. Основные причины конфликтов в детско-родительских отношениях [Текст] / Н. Б. Слюнько, А. Ф. Фазлыева // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Уфа, 18 мая 2020 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2020. – С. 527-531.
36. Смолярчук, И. В. Влияние личностных качеств родителей на формирование тревожности у старших дошкольников [Текст] / И. В. Смолярчук // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2004. – Т. 2, № 6. – С. 116-122.
37. Смык, Ю. В. Субъективные ценностные отношения как содержание детско-родительских отношений [Текст] / Ю. В. Смык // Филиал ИГУ в г. Ангарске: 10 лет образовательной и научно-практической деятельности: материалы юбилейной заочной научно-практической конференции, Иркутск, 01 января – 30 2005 года / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Иркутский государственный университет», Фил. ФГБОУ ВПО «ИГУ» в г. Ангарске; [под общ. ред. Н. И. Чернецкой]. – Иркутск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет», 2011. – С. 59-63.
38. Таликова, Г. Т. Влияние личностных качеств родителей на характер взаимоотношений в семье [Текст] / Г. Т. Таликова, А. К. Шегай // NovaInfo.Ru. – 2018. – Т. 1, № 86. – С. 160-165.
39. Ткаченко, И. В. Основы психологии семьи: учеб.-метод. пособие для студентов [Текст] / И. В. Ткаченко; И. В. Ткаченко; М-во образования и науки Российской Федерации, Армавир. гос. пед. ун-т. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2004. – 159 с.
40. Черных, С. В. Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия или неблагополучия ребенка [Текст] / С. В. Черных // Молодой ученый. – 2021. – № 28(370). – С. 136-138.
41. Шинина, Т. В. Личностно-развивающие ресурсы детско-родительских отношений [Текст] / Т. В. Шинина // Наука сегодня: вызовы и решения: материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 27 января 2016 года / Научный центр «Диспут». – Вологда: ООО «Маркер», 2016. – С. 179-181.
42. Яшуткин, В. А. Стили супружеских отношений и семейного воспитания в системе родительских и детско-родительских отношений [Текст] / В. А. Яшуткин // Педагогика и психология родительства и семейного воспитания: Учебное пособие / Под общей редакцией С. В. Бобрышова. – Москва: Знание-М, 2020. – С. 75-90.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней