Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном обществе как никогда актуальна постановка проблемы агрессивного поведения. Нестабильность экономики в стране, резкое падение уровня жизни, кризисные процессы в обществе - все это влияет на психологическое состояние людей и факторы, формирующие агрессивное поведение. Одной из форм надвигающейся дезадаптации в подобных ситуациях является внутриличностный конфликт, который сопровождается такими ярко выраженными негативными последствиями, как личный дистресс, нестабильность и неуверенность, потеря эмоционального равновесия в стрессовых ситуациях. В конечном итоге все это приводит к нестабильности и неуравновешенности психики, неуравновешенности ее проявлений. Внутриличностный конфликт – это неразрешимое противоречие, которое возникает внутри человека. Психологический конфликт внутри индивида - это серьезная проблема психологического содержания, с которой сталкивается индивид, и она нуждается в быстром разрешении. Такого рода конфронтация может одновременно ускорить процесс саморазвития, заставить индивидов мобилизовать свой собственный потенциал и нанести вред индивидам, замедлить процесс самосознания и загнать самоутверждение в тупик. Внутриличностный конфликт возникает, когда интересы, побуждения и потребности одинаково важны и противоположные направления сталкиваются в человеческом сознании.
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление конфликтных ситуаций и напряженности внутрисемейных отношений.
Вопросом изучения сущности, природы конфликта и способов его конструктивного разрешения занимались такие видные психологи, философы, социологи и педагоги, как А. Адлер, Е.В. Андриенко, Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко, Н.Е. Веракса, Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева и др.
Цель исследования – изучить влияние внутриличностных конфликтов на социальное поведение.
Объект исследования: социальное поведение личности.
Предмет исследования: влияние внутриличностных конфликтов на социальное поведение.
Задачи исследования:
исследовать конфликт и стратегию поведения в конфликте;
рассмотреть понятие и виды внутриличностного конфликта;
определить консультирование по вопросам влияние внутриличностных конфликтов на социальное поведение;
охарактеризовать описание выборки и методик исследования;
изучить результаты эмпирических исследований.
Гипотеза исследования: внутриличностные конфликты оказывают деструктивное влияние на социальное поведение.
Практическая значимость: заключается в том, что теоретические выводы, практические наработки и методические рекомендации, выполненные в работе, могут быть использованы в работе психолога-практика, в вопросах разрешения конфликтов, учебном процессе, для проведения дальнейших исследований по данной проблематике.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого–педагогической литературы;
2) эмпирические: тест СОМО, методика С.В. Духновского ; тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ);
3) для обработки результатов использовались математические методы: корреляционный анализ Спирмена.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, списка использованной литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1.1. Конфликт и стратегии поведения в конфликте
В жизни интересы людей пересекаются, что не всегда приводит к хорошим последствиям. Много раз, когда интересы двух или более людей вступают в противоречие, возникают конфликты. В связи с этим очень важно понимать весь процесс конфликта и то, как он влияет на его развитие. Поэтому основной целью данной статьи является изучение теории возникновения конфликта и обучение методам его урегулирования. Чтобы достичь наших целей, мы рассмотрим, что такое конфликт и какие существуют стратегии поведения в конфликте. А в конце статьи вы сможете посмотреть советский мультфильм, посвященный конфликтному поведению .
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) «Это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас переполняют неприятные чувства или переживания. Разница между конфликтом и фрустрацией заключается в том, что в конфликтных ситуациях всегда есть по крайней мере два способа и два варианта поведения; любой из них или оба они могут быть приемлемыми или неприемлемыми» .
Теоретическое обоснование любой проблемы является обязательным атрибутом ее решения, потому что без теории нет практики, а без практики нет теории. Поэтому, прежде всего, перед нами стоит задача дать научное определение конфликта. Однако в решении этой проблемы возникают некоторые трудности, поскольку в зарубежной и отечественной психологии отсутствует общепризнанная концепция конфликта.
Если слово "конфликт" переводить с латыни, то в первую очередь оно означает конфликт между двумя сторонами, силами, мнениями и т.д. Но в то же время это определение не позволяет нам решить поставленный перед нами комплекс задач, то есть полностью раскрыть определение конфликта. В связи с этим давайте обратимся к литературе и рассмотрим определение конфликта между психологами и социологами.
Поэтому польский социолог Я. Шепаньский определяет конфликт как конфликт, вызванный противоречиями в установках, целях и методах действий, связанных с определенной темой или ситуацией. Это определение может быть применено к различным ситуациям, где существуют противоречия, то есть любое противоречие между людьми, животными и другими объектами является конфликтом.
По мнению, К.А. Абульхановой-Славской конфликт следует рассматривать с нескольких позиций. Прежде всего, с точки зрения инструментов, это явление служит средством самоутверждения и преодоления негативных тенденций личности. Во-вторых, конфликт можно рассматривать как процесс: в данном случае это неоткрытая ситуация выхода, развитие действий на пути к поиску средств стабилизации отношений. Другими словами, с одной стороны, с помощью конфликтной ситуации человек пытается достичь своей цели и самоутверждается с помощью этой ситуации, с другой стороны, конфликт служит процессу поиска решения проблемы. Существует также точка зрения, что конфликт - это противоречие между людьми, характеризующееся конфронтацией (Н.В. Жгутикова) .
Однако, представляется возможным последовать за А.Г. Ковалевым и определяет конфликт как конфликты между людьми, связанные с решением определенных проблем в социальной и личной жизни. В то же время, по мнению автора, не всякое противоречие является конфликтом. Конфликты возникают, когда конфликты затрагивают социальный статус отдельного человека или группы, человеческую материальную или духовную ценность, личный престиж и моральное достоинство.
В психологии принято выделять 5 поведенческих стратегий в конфликте:
1. Уклонение (избегание) – это пассивный способ поведения в конфликте, который характеризуется отсутствием у человека желания удовлетворить своего оппонента и защитить свои собственные интересы. В то же время способ поведения в этом конфликте существует как в сознательной форме, так и в бессознательной. Например, человек, который не признает существования конфликтной ситуации, когда эта ситуация действительно существует, также выберет, но на подсознательном уровне, стратегию избегания конфликта. Однако избегание конфликта можно считать рациональным, если дальнейшее развитие события выгодно человеку, или это принесет ему успех без особых усилий, или это принесет ему более выгодные возможности и т.д .
Следует отметить, что частое использование такого поведения в конфликтах может привести к снижению самооценки человека и чувству неуверенности в своих силах. Поэтому, решая сбежать, вы должны сначала взвесить все "за" и "против" такого поведения.
2. Адаптацию (уступку) можно обозначить как форму пассивного сотрудничества, характеризующуюся тенденцией к смягчению конфликтных ситуаций и поддержанию существующих отношений между людьми. В то же время у человека, выбирающего такую поведенческую стратегию, нет желания достигать цели, а другая сторона конфликта сохраняет интерес к своей собственной цели.
Есть и другие преимущества адаптации. Например, такое поведение позволяет поддерживать отношения между людьми, помогает ослабить напряженность, требует минимальных затрат личных ресурсов и приводит к мирному существованию всех сторон конфликта. Но есть и недостатки. Такое поведение может быть расценено как проявление слабости со стороны соперника, что может привести к усилению давления и требовательности. В то же время необходимо помнить, что только к такому способу поведения прибегают в конфликтах.,
3. Конфронтация (соперничество, соперничество, доминирование, подавление) - это активное поведение человека, направленное на удовлетворение собственных интересов за счет интересов другой стороны. Человек, выбирающий конкуренцию в качестве стратегии конфликтного поведения, стремится только к достижению своих целей, для чего он может попытаться убедить или заставить своего оппонента пойти на уступки.
Преимуществом этого метода конфликтного поведения является стимулирование развития и прогресса, а также высокая эффективность достижения необходимых результатов. Однако человек, который постоянно соревнуется с другими, становится для них конфликтным. В то же время существенным недостатком конкуренции является постоянная потребность в точности информации и затраты физических и умственных сил человека, что может привести к стрессу.
4. Среднее положение в различных стилях поведения занимают такие стратегии, как компромисс, что означает, что оппоненты склонны уступать друг другу при достижении частичного удовлетворения своих желаний. Другими словами, такое поведение обозначается как стратегия взаимных уступок, которая характеризуется балансом интересов всех сторон. Однако компромисс не может быть постоянным решением проблемы, поскольку ни одна из сторон не может полностью удовлетворить свои собственные интересы, что является основой для продолжения конфликта.
Способность человека регулировать конфликты путем компромисса рассматривается как признак его высокой культуры общения, и это качество очень важно в переговорах и управлении персоналом. Да, компромисс - это не способ полного разрешения конфликтов, но, вероятно, это отличный способ урегулирования конфликтов.
5. Характерной чертой стратегии сотрудничества (интеграции) является сосредоточенность на реализации интересов всех сторон конфликта. Такой способ поведения в конфликте позволяет точно и своевременно диагностировать проблемы, выявить внешние и скрытые причины конфликта, а также готовность всех сторон конфликта предпринимать действия для достижения общих целей .
Основой такого поведения в конфликтах сотрудничества является признание оппонентом ценности межличностных отношений. Решив сотрудничать, они выразили свое желание разрешать конфликтные ситуации совместными усилиями. Однако для того, чтобы реализовать эту стратегию, все стороны конфликта должны придерживаться позиции взаимного сотрудничества, которая не распространена в нашем мире.
1.2. Понятие и виды внутриличностного конфликта
В современном мире, в условиях глобализации, человек подвергается воздействию различных давлений, и на эти воздействия необходимо каким-то образом реагировать. Способность в полной мере реагировать на определенные воздействия в значительной степени зависит от того, насколько человек осознает свой субъективный мир опыта. С точки зрения научной психологии, эмоциональный стресс - это внутренний конфликт, как систематическая реакция индивида на трудные жизненные ситуации.
В теоретической психологии важно изучать и определять внутренние конфликты личности. Следует сказать, что понимание внутренних конфликтов связано с различными теоретическими парадигмами. В настоящее время существует множество теоретических моделей внутренних конфликтов личности.
Следовательно, феноменологическая теория К. Роджерса подчеркивает, что способ восприятия себя и других, опыт, эмоции и познание определяют человеческое поведение. Роджерс считает, что психически здоровый человек - это человек, который живет в гармонии со своим опытом, и он может открыто выражать свои истинные чувства без искажений. Необходимо научиться распознавать собственные слабости и неуверенность, избегать активной роли и амплуа "высокого" интеллектуала, полагаться на мнение других, а также необходимо честно и искренне понимать собственную я-концепцию. Принятие ситуации делает людей более открытыми, правдивыми и не склонными к самозащите. Это важное условие для личностного развития и преодоления внутренних конфликтов. Роджерс сказал, что чем лучше самопонимание, тем меньше склонность к самозащите и тем более открыто вы можете выражать свои чувства.
K.Роджерс, и его последователи говорят, что очень важно жить в гармонии с самим собой и видеть мир своими "глазами", а не чужими, иначе возникнут внутренние конфликты, чувство "я что-то теряю" и "я теряю себя". Если они будут получены, значения внутренней инъекции будут полностью контролировать поведенческую реакцию человека, что опасно.
В гуманистической психологии внутренний конфликт понимается как несоответствие между поведением человека, чувствами, вызванными реальным "Я", и мыслями об идеальном "Я". Это различие возникает, когда концепция "я" чрезмерно ограничена ценностями и мыслями других. Чтобы понять поведение человека в состоянии внутреннего конфликта, необходимо исследовать его систему ценностей. Как системообразующий фактор, она определяет содержание и структурные компоненты я-концепции. Негативный прошлый опыт может привести к дисгармонии.
Когнитивно-эмоционально-поведенческая область может иметь разную степень понимания этой дезинтеграции, несоответствия и рассогласования. Первопричина конфликта заключается в непонимании последовательности. Отсутствие синергии между личными мыслями и действиями и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУТРЫ
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: Учебник / В.В. Абраменкова. - М.: Инфра-М, 2019. - 272 c.
2. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. - М.: АСТ, 2021. - 320 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
4. Бунтовская, Л. Л. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 144 с.
5. Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник / Н.Е. Веракса. - М.: Академия, 2018. - 176 c.
6. Денисова, Ю.В. Социальная психология. / Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева. - М.: Омега-Л, 2018. - 64 c.
7. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
8. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, 2019. - 184 c.
9. Крушельницкая, О.Б. Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
10. Кибанов, А. Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 301 с.
11. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов / Т.Н. Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2017. – 287 с.
12. Козырев Г. И. Конфликтология: учебник / Г.И. Козырев. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРАМ, 2018. – 304 с.
13. Кузьмина, Т. В. Конфликтология: учебное пособие / Т. В. Кузьмина. – 2-е изд. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 65 c.
14. Леонов, Н. И. Конфликтология: общая и прикладная: учебник и практикум для вузов / Н. И. Леонов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 395 с.
15. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.
16. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
17. Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов / И. В. Охременко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 154с.
18. Светлов, В. А. Конфликтология. Учебник для бакалавриата и магистратуры. / В.А. Светлов, В.А. Семенов. – М.: Юрайт. 2019. – 352 с.
19. Сорокина, Е.Г., Вдовина М.В. Конфликтология в социальной работе. Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. – М.: Дашков и К, 2020. – 282 с.
20. Столяренко, Л.Д. Социальная психология (для бакалавров) / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: КноРус, 2018. - 80 c.
21. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие / А.Н. Сухов. - М.: Academia, 2018. - 208 c.
22. Юшкова, М. А. Взаимосвязь внутриличностной конфликтности подростков и уровня их агрессивного поведения / М. А. Юшкова. // Молодой ученый. – 2022. – № 51 (446). – С. 305-307.