Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В соответствии с пунктом 4 статьи 29 и пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любыми законными средствами; органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами, которые непосредственно затрагивают права и свободы.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Российской Федерации № 1761-1 от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», по просьбе заявителя учреждение, ответственное за хранение архивов дел, связанных с подавлением, обязаны информировать репрессированное лицо о времени, причине смерти и месте захоронения, если имеется соответствующая информация.
В научной юридической литературе очень мало исследований по вопросам, связанным с реализацией права наследников на получение информации о смерти репрессированных и впоследствии восстановленных граждан. В то же время эти вопросы неоднократно рассматривались в исторических документах и журналистике теми, кто тесно связан с поиском правдивой информации о причинах смерти репрессированных и позже восстановленных граждан.
С 1 января 2015 года граждане из числа репрессированных, а также граждане из числа политически репрессированных воспользовались мерами социальной поддержки и выплатой компенсации, предусмотренными Законом № 1761-1 от Российской Федерации от 18 октября 1991 года в соответствии с процедурами, предусмотренными вышеупомянутыми законами Российской Федерации, касающимися реабилитации жертв политических репрессий.
Упомянутые законодательные решения и финансовые меры отражают в полной мере активные и масштабные усилия страны по восстановлению угнетенного народа и граждан. Однако более глубокий анализ общей ситуации с подлинной реабилитацией жертв политических репрессий и устранением незаконных последствий тоталитаризма показывает, что проблема реабилитации была эффективно и случайным образом решена.
Последнее включает в себя: выборочное (персональное) предоставление правовой реабилитации ранее незаконно репрессированным гражданам; решение личных вопросов восстановления территории, связанных к угнетенному народу; граждане угнетенных деревень, не имеющих государственных образований; принятие законодательства для возмещения ущерба, причиненного государством деревням и отдельным гражданам в результате подавления.
Степень научной разработанности. Однако в юридической литературе реабилитация жертв политических репрессий обсуждается редко, и это обсуждается лишь в общих чертах. Ограниченное количество диссертационных исследований посвящено реабилитации жертв политических репрессий, например, работы А.Г.Петрова, А.А.Яшина, В.Ю. Муртазалиева, Г.З.Климова и др. Однако эти работы касаются только концепции политического подавления и общих вопросов реабилитации жертв этих репрессий, мотивов и процедур их реабилитации.
Объект исследования: репрессии.
Предмет исследования: социальная поддержка репрессированных граждан.
Цель исследования: проанализировать особенности социальной поддержки репрессированных граждан в современных реалиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание репрессирования;
2. Раскрыть общую историческую характеристику и значение сущности «репрессий»;
3. Изучить деятельность органов государственной власти по реализации деятельности социальной поддержки репрессированных граждан;
4. Раскрыть финансовое обеспечение реализации законодательства о реабилитации жертв репрессий;
5. Проанализировать проблемы совершенствования законодательной базы реабилитации репрессированных граждан.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Агеев А. С. «Право на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов: особенности конституционно-правового регулирования в России и в Германии», Бабий А А, Кириллов В.М., Кузовкин Г.В. ««Возвращенные имена». Программа и проблема ее реализации», Безлепкин Б.Т. «Реабилитация необоснованно репрессированных граждан по делам прошлых лет» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты репрессированных граждан.
Во второй главе проведен анализ социальной поддержки репрессированных граждан России.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Теоретические основы репрессированных граждан
1.1 Основные термины и содержание репрессирования
Политическое репрессирование — различные принудительные меры, принимаемые государством по политическим мотивам, такие как [5, с. 162-187]:
1.Лишение жизни или свободы;
2.Принудительное помещение в психиатрические больницы, высылка и лишение гражданства;
3.Изгнание групп населения с места их проживания, ссылка, выселение и спецпоселение;
4.Принудительный труд в условиях, ограничивающих свободу;
5.Лишение или ограничение прав и свобод лиц, считающихся общественно опасными для государства или политической системы по классовым, социальным, этническим, религиозным или иным признакам;
6.Решения судов и других органов, наделенных судебными функциями, или административное исполнение органами административной власти.
Политическое подавление в Советской России началось сразу после Октябрьской революции 1917 года (Красный террор). При этом жертвами подавления стали не только активные политические противники большевиков, но и те, кто просто выражал несогласие с их политикой. Подавление было также вызвано социальными причинами (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, бывших землевладельцев и бизнесменов) [12, с. 142-164].
Дела освобожденных репрессированных лиц были уничтожены. После того, как дела освобожденных заключенных были уничтожены, была составлена картотека, в которой указывались: имя, год и место рождения, передвижение заключенных из лагеря в лагерь и дата освобождения.
Согласно межведомственному приказу от 12 февраля 2014 года, картотека, подготовленная в соответствии с уголовным делом о реабилитации «Инструкция об утверждении порядка ведения и использования централизованного оперативно-справочного, криминалистического и розыскного реестра на базе Агентства внутренних дел Российской Федерации» должно быть уничтожено после достижения осужденным возраста 80 лет [3, с. 44-67].
Факты по делу о нарушении закона о реабилитации впервые стали известны в 2014 году. По просьбе Нины Трушиной, родственницы угнетенного мужчины, Конституционный суд Российской Федерации отказался рассматривать вышеупомянутый приказ как нарушение Конституции, поскольку полиция хранила и уничтожала данные в соответствии с законом.
По словам советника Президента Российской Федерации и главы Совета по правам человека Михаила Федотова, уничтожение карточки означает полную ликвидацию информации о местонахождении заключенных в системе Гулаг и может привести к катастрофическим последствиям для изучения истории лагерей беженцев и других мест лишения свободы.
В научной юридической литературе очень мало исследований по вопросам, связанным с реализацией права наследников на получение информации о смерти репрессированных и впоследствии восстановленных граждан.
В то же время эти вопросы неоднократно рассматривались в исторических документах и журналистике теми, кто тесно связан с поиском правдивой информации о причинах смерти репрессированных и позже восстановленных граждан.
Упомянутые законодательные решения и финансовые меры отражают в полной мере активные и масштабные усилия страны по восстановлению угнетенного народа и граждан. Однако более глубокий анализ общей ситуации с подлинной реабилитацией жертв политических репрессий и устранением незаконных последствий тоталитаризма показывает, что проблема реабилитации была эффективно и случайным образом решена.
Последнее включает в себя:
1.Выборочное (персональное) предоставление правовой реабилитации ранее незаконно репрессированным гражданам;
2.Решение личных вопросов восстановления территории, связанных к угнетенному народу;
3.Граждане угнетенных деревень, не имеющих государственных образований;
4.Принятие законодательства для возмещения ущерба, причиненного государством деревням и отдельным гражданам в результате подавления.
С 1 января 2015 года граждане из числа репрессированных, а также граждане из числа политически репрессированных воспользовались мерами социальной поддержки и выплатой компенсации, предусмотренными Законом № 1761-1 от Российской Федерации от 18 октября 1991 года в соответствии с процедурами, предусмотренными вышеупомянутыми законами Российской Федерации, касающимися реабилитации жертв политических репрессий.
1.2 Общая историческая характеристика и значение сущности «репрессий»
Крупномасштабное политическое подавление является уникальной чертой российского государства, особенно в советский период. «Крупномасштабные сталинские репрессии» 1921-1953 годов сопровождались нарушениями законности, в результате которых пострадали десятки миллионов или даже сотни миллионов советских граждан. Рабский труд заключенных ГУЛАГа был основным трудовым ресурсом для модернизации Советского Союза в 1930-е годы.
Прежде всего, слово «репрессия» в переводе с латыни буквально означает «подавление». Энциклопедический словарь интерпретирует это как «карательные меры, взыскания, налагаемые государственными органами» или «карательные меры со стороны государственных органов».
Это уголовное и противозаконное подавление, то есть применение мер принуждения, включая лишение свободы и даже жизни. Здесь речь идет о моральном подавлении, то есть о создании в обществе атмосферы нетерпимости к определенным формам поведения, которые нежелательны с точки зрения государства.
Допустим, что «стиляги» Советского Союза не подвергались уголовному преследованию, но они подвергались моральному, и очень серьезному давлению: от комиксов и фельетонов до исключения из ВЛКСМ, в условиях того времени это означало резкое
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 N 1761-1 (последняя редакция).
4. Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 22.12.2014 N 421-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
5. Агеев А. С. Право на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов: особенности конституционно-правового регулирования в России и в Германии / А. С. Агеев. - М.: Наука, 2019. - 251 с.
6. Бабий А А, Кириллов В.М., Кузовкин Г.В. «Возвращенные имена». Программа и проблема ее реализации // Вопросы истории. - 2020. - № 1. - С. 25-26.
7. Безлепкин Б.Т. Реабилитация необоснованно репрессированных граждан по делам прошлых лет // Советское государство и право. - 2020. - № 3. - С. 72-80.
8. Бойцова Л.В., Бойцова В.В. Восстановление и охрана прав жертв массовых репрессий: состояние и перспективы законодательного регулирования // Советское государственное и право. - 2021. - № 6. - С. 21-22.
9. Вахрамеев Р. Г. Право на информацию в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование / Р. Г. Вахрамеев. – Екатеринбург: наука, 2019. - 242 с.
10. Валитова Л. И. Конституционное право на информацию о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации / Л. И. Валитова. – Казань: Вита, 2019. - 217 с.
11. Воробьев С. М. Реабилитация жертв политических репрессий как комплексный уголовно-процессуальный институт // Журнал российского права. - 2019. - № 4. - С. 125-132.
12. Гавришов Д. В. Гарантии реализации субъективного права на информацию: конституционно-правовой аспект / Д. В. Гавришов. – Белгород: Кнорус, 2020. - 181 с.
13. Гаджиева З. Р. Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации / З. Р. Гаджиева. - М.: Наука, 2019. - 170 с.
14. Климова Г. З. Реабилитация как правовой институт: вопросы теории и практики / Г. З. Климова. – Сочи: Вита, 2020. - 203 с.
15. Лапо Л. Г. Конституционно-правовое регулирование ограничения права на информацию в Российской Федерации / Л. Г. Лапо. - М.: Наука, 2019. - 173 с.
16. Муртазалиев В. Ю. Конституционно-правовая реабилитация репрессированных народов Северного Кавказа / В. Ю. Муртазалиев. - Махачкала, 2020. - 185 с.
17. Петров А. Г. Реабилитация жертв политических репрессий: историко-правовой анализ / А. Г. Петров. - Н. Новгород, 2018. - 454 с.
18. Погорелова М. А. Конституционно-правовое регулирование права на информацию в Российской Федерации / М. А. Погорелова. - М.: Наука, 2020. - 200 с.
19. Чорновол Е. П. Характеристика принципов правового института реабилитации жертв политических репрессий // Социальное и пенсионное право. - 2019. - № 1. - С. 50-56.
20. Яшина А. А. Конституционно-правовые основы реабилитации в Российской Федерации / А. А. Яшина. – Пенза: Наука, 2019. - 233 с.