Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире большое внимание уделяется социальному обеспечению. В законодательстве разных стран, в том числе и России, есть свой свод норм, в той или иной степени обеспечивающих социальную защиту своих граждан. В ч. 1 ст.7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Права граждан в сфере социального обеспечения многообразны. Социальное обеспечение населения является важнейшей частью любой цивилизованной страны. Поэтому Россия должна помогать уязвимым слоям населения в защите здоровья своих граждан. Граждане сегодня имеют право рассчитывать на некоторую форму социального обеспечения, включая пенсию по случаю потери кормильца. Смерть кормильца - навсегда лишает его семью возможности получать столь необходимое содержание. Конечно, это влечет за собой определенные юридические последствия. В частности, в сфере социального обеспечения семьи, находящиеся на иждивении кормильца и определенные непосредственно законом, приобретают право на получение пенсии от государства в случае потери кормильца. Это одна из важнейших мер поддержки семей с детьми. Социальное обеспечение - социальная помощь, предоставление социальных услуг и оказание социальной помощи в соответствии с законодательством. Другими словами, социальная поддержка, услуги и помощь выступают в качестве формы социального обеспечения.
Актуальность выбранной темы исследования свидетельствует о наличии определенных сложностей в сфере обеспечения пенсионных прав лиц, потерявших кормильца, на современном этапе государственного законодательства. Несомненно, такая поддержка является одной из самых важных и ощутимых для семей с детьми.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы эффективности системы социальной защиты лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие вопросы эффективности системы социальной защиты лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Целью исследования является анализ эффективности системы социальной защиты лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть особенности становления и развитие пенсионного обеспечения семей, потерявших кормильца;
2.рассмотреть виды пенсий по случаю потери кормильца и их значение;
3.определить условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца;
4.иследовать понятие и круг лиц, имеющих право на страховую пенсию, государственную и социальную пенсию по случаю потери кормильца;
5.выявить проблемы, возникающие при установлении факта нахождения на иждивении.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере социальной защиты лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Азарова Е.Г., Атагимова Э.И., Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Ростова О.С., Рыбакова О.С. и другие авторы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ, ПОТЕРЯВШИХ КОРМИЛЬЦА
1.1.Становление и развитие пенсионного обеспечения семей, потерявших кормильца
Начало созданию новой пенсионной системы Российского государства было положено принятием Федерального закона о государственных пенсиях РФ от 20 ноября 1990 г. Глава 4 была посвящена пенсиям в связи с потерей кормильца в этом законе. Этот законодательный акт, как известно, положил начало формированию в России совершенно независимой пенсионной системы нового типа, прекратившей свое существование в конце 1991 г. Тем не менее, Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 был для своего времени весьма радикальным и грозил существующими кризисами как в политической, так и в социально-экономической сферах всего постсоветского пространства. В России была создана единая российская пенсионная система .
В декабре 1990 г. был создан Пенсионный фонд России (ПФР), и уже в 1991 г. началось формирование его сети территориальных органов. Пенсионный фонд России был подотчетен только законодательному органу, что позволяло ему выделять средства, направленные на пенсионное обеспечение граждан, из государственного бюджета.
Поэтому, принимая во внимание исторический опыт формирования пенсий по случаю потери кормильца в России, необходимо отметить небольшую историю этого учреждения. В то же время за время эксплуатации пенсионные выплаты по случаю потери кормильца в России стали важным и зачастую объективно необходимым видом социального обеспечения лиц, потерявших кормильца.
Российская пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата, предоставляемая гражданам при наступлении установленных законом юридических событий. Пенсия по случаю потери кормильца является одним из видов социального обеспечения. Эта пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату для пополнения фондов нетрудоспособных семей, лишившихся средств к существованию в связи со смертью кормильца.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение каждому, даже если он лишится кормильца. В государстве, если оно заявляет о себе как о правовом, социальном и демократическом, защита прав и свобод своих граждан и помощь бедным категориям граждан являются показателями уровня его правового развития.
Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений заявил, что политика России как правового и социального государства основывается на ее ответственности перед нынешним и будущими поколениями, создании условий, гарантирующих достойную жизнь и свободу личности. основное внимание уделяется развития; в нашей стране выплаты предоставляются на государственном уровне, государство устанавливает различные гарантии социальной защиты, в том числе пенсии, пособия, всем социально гарантируется.
Потеря кормильца по действующему законодательству является самостоятельным социально-правовым основанием пенсионных выплат. Потеря кормильца - это не только боль потери близкого человека (психологическая травма), но и конец средств к существованию тех, кто зависел от кормильца. Понятие «кормилец» в русском языке означает тот, кто кого-то кормит, кого-то кормит, кого-то содержит. С юридической точки зрения кормильцем является физическое лицо, обеспечивающее или обязанное обеспечивать содержание другого физического лица.
1.2.Виды пенсий по случаю потери кормильца, их значение
Под термином «потеря кормильца» понимается смерть или отсутствие кормильца, что должно быть подтверждено соответствующими документами (свидетельством о смерти или решением суда о признании безвестно отсутствующим). В случае потери кормильца семьи стороны вправе рассчитывать на пенсию (компенсацию), которую они получали бы, если бы кормилец и доходы семьи существовали.
По российскому законодательству получателями пенсии по случаю потери кормильца фактически являются нетрудоспособные члены семьи. Заявления на получение пенсии подаются лично членами семьи или их представителями, а также принимается решение по каждому члену семьи, подавшему заявление. Расчет пенсии производится отдельно на каждого члена семьи. При этом при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца учитывается количество нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на получение этой пенсии.
В связи с потерей кормильца членам его семьи назначается пенсия (п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 10 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ ; пп. 4, 5 п. 1, п. п. 5, 6 ст. 5, п. 1 ст. 8 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ ; ст. ст. 5, 29 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 ):
-страховой пенсией;
-пенсией в рамках государственного пенсионного обеспечения, в том числе социальной;
-военной пенсией, назначаемой по Закону № 4468-1.
Пенсия по случаю потери кормильца представляет собой ежемесячную денежную выплату, предназначенную для оказания материальной поддержки инвалидам, лишившимся кормильца семьи по родственным, имущественным и фактическим иждивениям. Из приведенного определения можно выделить существенные признаки, характеризующие данный вид социального обеспечения. Ежемесячная, то есть пенсия по случаю потери кормильца - это систематическая выплата. Оплата денежными средствами. Эта форма обеспечения устанавливается и гарантируется государством и исходит от него. Присваивается нетрудоспособным гражданам, не имеющим собственных доходов. Основной целью этой выплаты является компенсация семьям с инвалидностью утраченной заработной платы, пособий и других льгот в связи со смертью кормильца.
На законодательном уровне обязательно определяется круг лиц, имеющих право обращаться за государственной помощью после смерти кормильца.
Требует детального анализа правил назначения пенсий по случаю потери кормильца и производных пенсий и введения соответствующих пунктов, устанавливающих специальные процедуры.
Рассмотрим случай, когда у мужчины есть ребенок от женщины, с которой он не состоит в законных отношениях. Мужчина отказывается признавать ребенка. Эта ситуация подчеркивает основную и самую большую проблему с пенсиями в связи с потерей кормильца.
Проблема в том, что доказать факт отцовства в суде после смерти мужчины практически невозможно. Столкнувшись с такой ситуацией, суд оставляет заявление без рассмотрения. В результате дети остаются без материальной поддержки государства.
Анализируя данную позицию, подтверждение факта смерти (предоставление свидетельства о смерти) не является основанием для отказа в назначении пенсии в связи с их отсутствием при отсутствии сведений о родителях (родителях) в официальных документах.
Итак, исходя из вышеизложенного, обратите внимание, что «потеря кормильца» означает его смерть или безвестное отсутствие. При этом данный факт должен быть подтвержден соответствующими документами. Такими документами могли быть свидетельство о смерти, решение суда о признании лица безвестно отсутствующим. При фактическом отсутствии этих документов факт гибели или пропажи без вести может быть установлен в судебном порядке.
Пенсия по случаю потери кормильца - это вид компенсации нетрудоспособным иждивенцам, которую можно получить в присутствии кормильца умершей семьи. Обеспечение пенсионным обеспечением нетрудоспособных иждивенцев предполагает решение ряда последовательных задач. Этому способствует решающая роль государства в реализации государственной правовой политики в социальной сфере.
1.3.Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего кормильца (за исключением лиц, совершивших преступление, повлекшее смерть кормильца, вина которых доказана судом). Родители, супруги или один из других членов семьи, предусмотренных пп.2 п.2 ст.10 ФЗ №400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют право на указанную пенсию независимо от нахождения на иждивении умершего кормильца. Если отсутствие иждивенца доказано в порядке, установленном законодательством РФ, к членам семьи отсутствующего иждивенца применяются те же меры, что и к членам семьи умершего иждивенца.
Статья 10 ФЗ №400-ФЗ устанавливает условия выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Так, нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если они находились на его иждивении (за исключением лиц, совершивших преступление, повлекшее смерть кормильца и доказанное судом).
В то же время законодатели установили круг лиц, имеющих право на обязательное пенсионное страхование в связи с потерей кормильца. Данный перечень является исчерпывающим и включает в себя лиц, чьи личные и имущественные отношения неразрывно связаны с браком или родством. Аналогичное положение содержится в нормативно-правовых актах.
Приведем пример: Ф в интересах несовершеннолетних Ф.В., Ф.А. и Ф.Е. обратился в суд с заявлением о том, что он состоял в фактическом браке с С и имел между ними двоих детей, которых также воспитывал, как и троих детей Ф, и поддержал несовершеннолетних детей по иску к ПФР, а после смерти С детям Ф была назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере Им было отказано. Суд установил, что Ф проживала с 2018 года до его смерти (7 октября 2011 года) и что они не зарегистрировали свой брак. Они воспитывали пятерых детей, двое из которых были родными; отцовство С не было установлено в отношении трех детей истицы. Документы, представленные истцами, не устанавливали, что С является отцом несовершеннолетних Ф.В., Ф.А. и Ф.Е. Поэтому иск Ф. был отклонен.
Он является родителем, супругом или иным членом семьи, предусмотренным пунктом 2 статьи 10. Согласно пункту 2 статьи 10, указанная пенсия выплачивается независимо от того, состоял ли он на иждивении умершего живого лица или нет.
Если отсутствие иждивенца доказано в порядке, установленном законодательством РФ, члены семьи отсутствующего иждивенца приравниваются к членам семьи умершего иждивенца.
В соответствии со ст.42 ГК РФ гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если по заявлению заинтересованного лица в течение года нет сведений о месте его жительства. Если дата получения последних сведений о пропавшем без вести не может быть определена, то началом исчисления срока признания безвестно отсутствующим считается первое число месяца, следующего за месяцем, в котором были получены последние сведения о пропавшем без вести, а если этот месяц не может быть определен, то первое января следующего года.
При наличии оснований полагать, что гражданин скрывается от правосудия и находится в розыске, факт нахождения его в розыске не является исключительным обстоятельством для необъявления гражданина без вести пропавшим. Исходя из позиции, изложенной Судом, сам по себе факт нахождения гражданина в федеральном розыске в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, без оценки сведений, полученных в результате такого розыска, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления об объявлении гражданина в розыск (Верховный Суд РФ Гражданское дело № 91КГГ18-6 от 30 октября 2018 года для вынесения решения по делу).
Часть 2 ст.10 ФЗ №400-ФЗ содержит перечень нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца:
1. дети, братья, сестры и внуки умерших живых лиц, не достигшие возраста 18 лет или достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основной образовательной программе основного общего образования или среднего общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, до 1 сентября года завершения такого обучения, и дети, братья, сестры и внуки, работающие по очной форме обучения по образовательной программе. Кроме того, братья, сестры и внуки умершего живого человека признаются нетрудоспособными членами семьи при отсутствии дееспособного родителя.
В обзоре практики Верховного суда разъясняется, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют дети умерших кормильцев, обучающиеся по очной форме по основной образовательной программе в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории РФ, а также способ поступления таких лиц в иностранные образовательные учреждения (самостоятельно или по направлению в соответствии с международными договорами РФ), независимо от того, кем это лицо является.
2. член семьи, осуществляющий уход за ребенком, братом, сестрой или внуком в возрасте до 14 лет умершего кормильца, имеющий право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 2 ст. 10 ФЗ №400-ФЗ и не работает:
-родители, супруг, бабушка или дедушка умершего кормильца независимо от их возраста и трудоспособности.
-брат, сестра или ребенок, достигший возраста 18 лет умершего кормильца.
Закон устанавливает право нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, определяет круг лиц, имеющих право на получение этой пенсии, и включает в число нетрудоспособных членов семьи супруга умершего кормильца. В данном случае под супругом понимается лицо, о заключении брака с которым было сообщено в органы записи актов гражданского состояния (ст.10 СК РФ).
Пример. Как отметил Конституционный суд РФ, предоставление права на пенсию по случаю потери кормильца лицу, состоявшему в браке с умершим живым лицом и осуществлявшему уход за его детьми, братьями, сестрами и внуками в возрасте до 14 лет, являвшемуся матерью двоих детей в возрасте до 14 лет умершего живого лица и фактически состоявшему с ним в браке, но не зарегистрировавшему брак в органах записи актов гражданского состояния. Права заявителя не могут считаться нарушенными заявителем, которая не зарегистрировала свой брак в ЗАГСе. Как следует из материалов жалобы, решение вопроса о расширении круга получателей пенсии по случаю потери кормильца, на которое претендует заявительница, относится к компетенции законодателя, а не Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1447-О).
Родители и супруги умерших живых лиц достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, установленных в приложении 6 к ФЗ №400-ФЗ) или являются инвалидами. Приложение 6 к ФЗ №400-ФЗ устанавливает возраст, по достижении которого начисляется право на страховую пенсию в соответствии с ч.3 ст.10 ФЗ №400-ФЗ.
Пример. Данный пункт рассматривался Конституционным Судом РФ на предмет несоответствия Конституции, поскольку он дает основание для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца бывшему супругу, который был инвалидом в период брака и получал содержание от умершего после расторжения брака в соответствии со ст.90 СК РФ. Конституционный суд РФ указал, что такие правовые нормы направлены на обеспечение нетрудоспособных членов семьи, в том числе супругов, в случае смерти кормильца средствами к существованию в виде страховой пенсии, и что они получают страховую пенсию по старости как нетрудоспособные и имеют право на другие меры социальной поддержки, например, в связи с нетрудоспособностью. Она выразила позицию, что это не может рассматриваться как ущемление конституционных прав граждан, не относящихся к данной категории, в том числе заявителей, которые имеют на это право. Решение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, и предоставлении этого права всем нетрудоспособным лицам, находившимся на иждивении умершего кормильца, является прерогативой законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда РФ.
Если бабушка и дедушка умершего живого лица достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, изложенных в Приложении 6 Пояснительной записки) или являются инвалидами, то отсутствует лицо, обязанное содержать их в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с положениями СК РФ членами семьи, обязанными оказывать алименты, являются ближайшие родственники (дети, родители) и супруг, а обязанность по содержанию других членов семьи возникает только в случае, если член семьи, обязанный оказывать алименты, не имеет возможности получать содержание от здорового совершеннолетнего ребенка, супруга (бывшего супруга) или родителя (ст.93-97 СК РФ).
Нетрудоспособные родители и супруг, не состоявшие на иждивении умершего кормильца, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в случае утраты средств к существованию независимо от времени, прошедшего со дня смерти.
Нетрудоспособный член семьи умершего кормильца, содержание которого являлось постоянным и основным средством к существованию, но который не получает пенсию лично, имеет право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца сохраняется даже в том случае, если супруг вступил в новый брак.
Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с биологическими детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при усыновлении.
Приемные родители имеют право на такую же пенсию по случаю потери кормильца, как отец или мать, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок или падчерица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, равную пенсии биологического ребенка, если умерший отчим или мачеха опекали ребенка.
Страховая пенсия в случае потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца у застрахованного лица, а также причины и времени его смерти, за исключением случаев, предусмотренных п.11 ст.10 ФЗ №400-ФЗ.
Если умершее застрахованное лицо вообще не имело страхового стажа или если нетрудоспособный член семьи умершего застрахованного лица совершил преступление, повлекшее смерть застрахованного лица и доказанное судом, социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.