Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Коммуникация: сущность, средства. Речевая деятельность 5
1.1 Общение как обмен информацией. Сущность и виды речевой деятельности 5
1.2 Функции речи 13
Глава 2 Специфика невербальных средств общения 17
2.1 Невербальные средства общения: сущность, общая характеристика. Мимика в общении 17
2. 2 Жесты и их важность в невербальном общении. Распознавание лжи по жестам 20
2.3 Невербальные средства общения в профессиональном взаимодействии на примере преподавательской и медицинской деятельности 27
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение составляет большую часть человеческой жизнедеятельности. Оно имеет большое влияние на формирование человеческой психики. Через постоянное общение с развитыми личностями человек сам становится личностью.
Общение, как информационный процесс взаимодействия между людьми имеет свою структуру. В психологии исследователями особое внимание уделяются сторонам общения – коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Это непосредственно связано с тем, что каждому человеку необходимо овладеть техникой общения, вне зависимости от его рода деятельности. Сущность коммуникативной стороны общения заключается Взаимообмене информацией между двумя или более индивидами. Организация взаимодействия между общающимися людьми или обмен действиями, сущность интерактивной стороны общения.
Перцептивная сторона общения позволяет рассматривать процесс восприятия и познания друг друга в виде партнерства при общении с установлением на этой основе взаимодействия и взаимопонимания
Общение выступает неотъемлемой частью человеческой жизни и межличностного взаимодействия. Для того, чтобы научиться вступать в контакт с людьми, необходимо уметь общаться на вербальном и невербальном уровнях, преодолевать возникающие барьеры, уметь произвести правильное впечатление и адекватно воспринимать собеседника и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение общения как обмена информацией, средств коммуникации, функций речи, видов речевой деятельности и невербальной коммуникации.
Задачи:
- описать общение как обмен информацией, сущность и виды речевой деятельности;
- рассмотреть функции речи;
- изучить невербальные средства общения;
- рассмотреть жесты и их важность в невербальном общении;
- проанализировать невербальные средства общения в профессиональном взаимодействии на примере преподавательской и медицинской деятельности.
Объект исследования – общение как обмен информацией. Предмет исследования – специфика средств коммуникации.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Айсувакова Т. П., Дмитриев М. М. Теоретические основы взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения в межличностной коммуникации// ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК, 2019. 3 8. С. 12-14
2) Александров Н.А., Сидорина Т.В. Невербальные средства общения//ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Том Часть 1. Новосибирск, 2021. С. 10-12
3) Aльгожинa A.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А. Теоретические аспекты изучения эмпатии //Инновационная наука, No4. 2019. С.231-232
4) Балыгина Е. А., Костянецкая О.Д. Круковская О. А. Феномен общения: социальный, педагогический, психологический аспекты// СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2019. № 2. С. 98-111
5) Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: ЭКСМО, 2015. – 576 с.
6) Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.; Воронеж. 2020.
7) Вербина Г.Г. Факторы, формирующие аттракцию // Ж. Проблемы современного педагогического образования, No64-4. 2019. С.305-308
8) Жарникова Д.А. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения// СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ. Сборник статей. Мюнхен, 2021. С. 228-234
9) Жибинов В.Д. Влияние вербального имиджа преподавателя на восприятие информации студентом//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах. Том 3. Красноярск, 2021. С. 1062-1065
10) Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2019.
11) Костянецкая О.Д. Значимость создания коммуникативных факторов в образовательном пространстве в интересах развития у обучающихся навыков жизнедеятельности в современном социуме и влияния на социальные процессы // Социальные отношения. – 2018. – No 2 (25). – С. 75-86.
12) Лукашенко М. А., Ожгихина А. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. No1. С.46-50
13) Михайлова Т.А., Шеленкова М.Н. Условия формирования у обучающихся коммуникативной культуры: проблемы, компоненты, требования к педагогам // Социальные отношения. – 2018. – No 3 (26). – С. 14-25.
14) Олесова М. М. Лекционные занятия как основная форма учебных занятий в ВУЗе// ЕВРОПЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 35-40
15) Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. – 6-е изд. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. – 687 с.
16) Рагулина К. И., Черкашин М. Д. Невербальная коммуникация как элемент профессиональной культуры врача//ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 5-ти томах. Том 3. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2022. С. 90-93
17) Свенцицкий А. Л. Социальная психология. - Москва : Проспект, 2019
18) Чиркова В.М. К вопросу о функциях речи//РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК. 2020. № 4. С. 62-63
19) Экман П., Фризен У.В. Узнай лжеца по выражению лица; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2019. – 272 с.
20) Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / Алан и Барбара Пиз; [пер. с англ. Т. Новиковой]. – Москва: Эксмо, 2018. – 400 с.