Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в настоящее время проблема изучения молодого поколения приобретает особое значение, поскольку именно студенческая молодежь определит в конечном итоге образ нашего «завтра».
В системе студенческого образа жизни происходит процесс формирования социально-профессиональных и нравственных качеств личности. Главная специфика студентов заключается в становлении личности, переживающей процесс социализации как усвоение социальных норм и ценностей, образцов поведения, формирования ожидаемых ролей и статусов.
Проблема особенностей общения студенческой молодежи в обществе остается неизменно актуальной на протяжении всего существования психологии. Актуальность данной работы определяется анализом специфики общения различных социально-демографических групп, в частности студенческой молодежи.
Молодежная проблематика, в том числе и студенческая, представляет собой широкий комплекс идей и направлений.
Проблема межличностного взаимодействия рассматривается в трудах отечественных психологов (В.С. Агеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Н.Г. Круглова, Б.Ф. Ломов, и др.). В работах данных авторов межличностное взаимодействие воспринимается в качестве составной части общения. В зарубежной психологической науке (Р. Адлер, М. Аргайл, Р. Вердербер, К. Вердербер и др.) основное внимание уделяется поведенческим аспектам феномена «интеракция», его структурным компонентам и механизмам. Е.И. Головаха, С.П. Иванова, Н.В. Казаринова, В.Н.Куницына и другие авторы выделяют критерии или условия успешного межличностного общения.
Проблема исследования: каковы особенности общение со взрослыми и сверстниками в студенческом возрасте?
Объект исследования: общение в студенческом возрасте.
Предмет исследования: особенности общения со взрослыми и сверстниками в студенческом возрасте.
Цель исследования: изучить особенности общения со взрослыми и сверстниками в студенческом возрасте и разработать рекомендации по оптимизации общения студентов со взрослыми и сверстниками.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, виды, уровни общения.
2. Рассмотреть психологические особенности общения у современных студентов.
3. Провести эмпирическое исследования общения со взрослыми и сверстниками в студенческом возрасте.
4. Разработать рекомендации по оптимизации общения студентов со взрослыми и сверстниками.
Гипотеза исследования: общение со взрослыми и сверстниками в студенческом возрасте имеет свои особенности и зависит от уровня коммуникативных склонностей и типа межличностных отношений.
Теоретическую основу исследования составляют: положения теории общения, его генезиса и отношений межличностного-взаимодействия (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев); труды по психологии общения (Г. М.Андреева, А.А. Бодалев, Б.Д. Парыгин).
Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ психологической, научно-методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, беседа, тесты, количественная и качественная обработка результатов.
Методики исследования:
1. «Диагностика межличностных отношений». (Т. Лири)
2. «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского).
База исследования: факультет МиЕНО педагогического института НИУ «БелГУ».
Выборка: учащиеся НИУ «БелГУ» в количестве 25 человек.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1. 1. Психологические особенности юношеского возраста
В психологических периодизациях нет четких границ юношеского возраста. Юность – это возраст, с которым связано становление личности. В этот период закладываются основы мировоззрения и самосознания человека. Юноши и девушки формируют свои моральные идеалы и гражданскую позицию, а также учатся быть самостоятельными и не зависеть от родителей. Д.А. Донцов, В.М. Донцова отмечают, что, как правило, этот период развития личности занимает 3-4 года: у девушек – с 16 до 20 лет, у парней – с 17 до 21 года. Также существует понятие ранней юности (15-18 лет) и поздней (18-23 года) [29].
Э. Эриксон выделил в развитии личности несколько психосоциальных стадий, затрагивающих жизнь. Одна из них юность. Юность – 12-20 лет. Успешность выхода из кризиса юного периода может выразиться в появлении положительного качества – верности, когда подросток, сделав выбор, найдя свою дорогу в жизни, остаётся верным обязательствам, возложенным на себя, он принимает устои общества и далее их придерживается [30].
Е. Л. Нудель пишет, что субъектами значимых отношений являются друзья, сексуальные партнеры. При позитивной линии развития устанавливаются близкие интимные связи (любовь, стремление к контактам с людьми, желание и способность действовать для других). При негативной линии развития появляется чувство изоляции и одиночества, избегание людей, замкнутость, непредсказуемое поведение, чувство ущербности. [25]
Л.С. Выготский выделил 4 главные особенности или закономерности развития:
«1. Цикличность. Процесс развития имеет во времени довольно сложную структуру, содержание и скорость развития на протяжении детства постоянно меняются.
2. Неравномерность развития разных сторон личности, например, психических функций.
3. Пластичность (податливость) психики предполагает возможность взаимозаменяемости психических функций
4. В каждом возрастном периоде начинается перестройка межфункциональных связей, на первый план выступает новая функция, а между остальными функциями устанавливаются новые зависимости» [15, с. 125].
Д. Б. Эльконин считал, что для каждого возраста присуща своя система видов деятельности, однако, особое место в ней занимает ведущая деятельность. При этом ведущей является необязательно та деятельность, которая у ребёнка занимает больше времени, а та, что является главной по своему значению для развития психики. В соответствии с ведущими видами деятельности Д.Б. Эльконин выделяет и периоды детского развития. Юность (16-18 лет) - с доминированием учебно-профессиональной деятельности. [27]
На международном симпозиуме 1965 года по возрастной физиологии условились выделять 7 периодов развития в детско-юношеском возрасте. Юношеский период – 16-20 лет и 17-21 год (у девушек и у юношей соответственно). За основу в данной работе принята периодизация Д.Б. Эльконина: 16-20 лет у девушек и 17-21 год у юношей. [28]
В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдиева Г.И. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. // Кронос. - №, 2021. – С. 41-44.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2022. – 672.
3. Алексеева А.С., Михалева А.Б. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.
4. Алешина Ю. Б., Петровская Л. А. Что такое межличностное общение? — М.: Международная педагогическая академия, 2022. — 218 с.
5. Ахмедханов А.М., Ахмедханова Р.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник Академии права и управления. - №, 2016. – С. 174-179.
6. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2020. — 256 с.
7. Болтунова, А. И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 492-494.
8. Быкова Н. А., Коновалова О. В. Особенности социальной перцепции как компонента общения в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2496–2500.
9. Верба И.К. Психология эффективного общения. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2023. – 115 с.
10. Власов В.Ю. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13313 (дата обращения: 05.06.2023).
11. Данилова Е.Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе [// Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2023. — С. 70-72.
12. Данилова, Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2023 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2023. — С. 70-72.
13. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2021.
14. Иванов Н. С., Михалева А. Б. Личностные особенности юношеского возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 71–75.
15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2020. – 576 с.
16. Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. Серия «Учебник нового века». Главный редактор В. Усманов. - Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
17. Карушева А.В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах // Молодой ученый. — 2020. — №4. — С. 691-693.
18. Козуб, Е. Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза / Е. Л. Козуб. — М.,2021. — С. 74–89
19. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256с.
20. Костина О.В. Диагностика сформированности свободы и ответственности у студентов вуза. // Журнал. Вестник Вятского государственного университета. - №, 2022. – С. 59-63.
21. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ОБРАЗОВАНИЯ // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001728 (дата обращения: 05.06.2023 ).
22. Куц Е.Д., Кварталова Н.А. Некоторые аспекты общения в юношеском возрасте // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015277 (дата обращения: 05.06.2023 ).
23. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2022. 414 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2020. – 396 с.
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – МОДЭК, 2021. – 384 с.
26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2022. – 320 с.
27. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Прогресс, 1975. - 395 с.
28. Максимов А.М. Общение. В поисках общего. – Спб.: Питер, 2020. – 208 с.
29. Мороз В.А., Антюшина Т.Ю. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2021. – № 11-4. – С. 735-739.
30. Мороз В.А., Антюшина Т.Ю. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 735-739.
31. Мудрик А. В., Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, — 2001. — 320 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2023. - 456 с.
33. Нагорняк А.А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2022. – С. 49-52
34. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2021. – 374 с.
35. Очилдиева, Д. Ш. Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (107). — С. 888-890.
36. Павлова О.В. Особенности значимых межличностных отношений студентов вуза в связи с личностными характеристиками. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. - №, 2021. – С. 202-207.
37. Пантелеева, Т. В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 11-14.
38. Психология и этика делового общения. / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 415 с.
39. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2022. – 816 с.
40. Реан. А.А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2022. - 656 с.
41. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности - М.: Мир, 2021. - 319 с.
42. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. - Мозаика-Синтез, 2022. – 192 с.
43. Станкин М.И. Психология общения. – МОДЭК, 2003. – 336 с.
44. Чапаева, П. О. Актуальные проблемы психологии общения // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (198). — С. 137-141.
45. Шубина О.А. Особенности общения в юношеском возрасте (на примере изучения студенческой молодежи). // Вестник Костромского государственного университета. - №, 2020. – С. 85-90.