Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Неизменность и постоянство Конституции является одним из важных факторов и показателей стабильности функционирования политической системы. Конституция, определяя общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, оказывает решающее влияние на политические процессы.
В Конституции заложен прочный механизм ее изменения, зафиксированный в 9 главе. Пересмотром Конституции должен заниматься специально для этого создаваемый орган – Конституционное собрание (далее - КС), порядок формирования которого должен определить Федеральный Конституционный закон (далее - ФКЗ). В настоящее время соответствующий ФКЗ не принят, различные специалисты предлагают свои варианты правового регулирования.
Вопросы правового регулирования статуса КС в Российской Федерации являются дискуссионными в конституционно-правовой литературе. Во многом это обусловлено отсутствием федерального конституционного закона, регулирующего деятельность КС.
Президентом РФ внесен в Государственную Думу проект закона
Российской Федерации о поправках в Конституцию Российской Федерации,
которым серьезно обновляется конструкция взаимоотношений между
ветвями власти и которые отвечают назревшим потребностям внутреннего
развития страны, запросам гражданского общества, а также и внешним
вызовам.
Данными поправками не только повышается роль парламента в
политической системе, но, к примеру, Совет Федерации получает новые, весьма существенные полномочия.
Критике подвергается организация работы нижней палаты, несмотря на
имеющиеся организационно-правовые резервы для оптимизации ее
деятельности.
Все выше изложенное обуславливает актуальность, важность и
своевременность обращения к вопросу о конституционно-правовом статусе
КС Российской Федерации.
Вопрос о КС актуален еще и в силу того, что на протяжении уже многих лет существования действующей Конституции Российской Федерации становится достаточно очевидным то, что Конституция несовершенна и нуждается во многих поправках. Но если их количество будет весьма большим, целесообразнее принять новый Основной Закон государства, а это весьма затруднительно при отсутствии ФКЗ о КС.
Различные ученые предлагают собственные варианты регулирования правового статуса КС. Общетеоретические аспекты принципов формирования и функционирования органов государственной власти в целом представлены в работах Н. В. Кешиковой, А. В. Гончарова, Л. Ю. Свистуновой. Относительно формирования КС, нельзя не отметить диссертацию О.Е.Шишкиной, посвященную Конституционному Собранию, как органу учредительной власти.
В законопроекте под редакцией О.Е. Шишкиной уточняется конституционно-правовая (государственно-правовая) природа КС.
Предлагается его полное наименование «Конституционное Собрание Российской Федерации» и определяется его статус как учредительного органа государственной власти Российской Федерации. Эти положения не отражены в действующей Конституции Российской Федерации, а без них трудно понять природу данного органа.
Вместе с тем эти положения не противоречат действующей Конституции, а логически вытекают из нее: не может принять новую Конституцию орган, не являющийся по статусу органом государственной власти.
Кроме того, среди работ ученых стоит выделить
проект федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации», подготовленный А. С. Авакьяном.
Вместе с тем данный законопроект, как указывает, например, В. А. Винокуров, не лишен определенных недостатков.
Объектом исследования является общественные отношения, направленные на деятельность КС в Российской Федерации.
Предметом исследования являются вопросы правового и организационного регулирования деятельности КС.
Цель исследования теоретико-правовой анализ конституционно-правового статуса Конституционного Собрания Российской Федерации по действующему законодательству Российской Федерации с учетом предлагаемых конституционных изменений.
Достижение поставленной выше цели предполагает решение следующих научных задач:
• Определить место КС Российской Федерации в системе органов государственной власти;
• Выявить структуру, состав, принципы деятельности КС Российской Федерации;
• Проанализировать организацию деятельности КС Российской Федерации;
• Исследовать компетенцию КС Российской Федерации.
Структура работы. При написании данной работы использовались нормативно-правовые источники, статьи ученых, учебники и справочные пособия. Работа состоит из введения, основной части, охватывающей три основных вопроса, заключения и списка используемой литературы.
1.Правовой статус КС и проблемы его законодательного закрепления
В Российской Федерации принята федеративная форма государственного устройства, система органов государственной власти состоит из федеральных органов государственной власти и
органов власти субъектов РФ (региональных органов
государственной власти), которые, с одной стороны, едины и, с другой
стороны, обладают относительной самостоятельностью в рамках,
закрепленных в Конституции РФ и законодательстве предметов ведения и
полномочий.
При отсутствии сбалансированности полномочий органов
законодательной, исполнительной и судебной властей на всех уровнях
публичной власти и соответственно управлении страной или регионом в
«ручном режиме» трудно рассчитывать на осуществление эффективной,
отвечающей общественным и государственным интересам деятельности.
В целом, закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей
является правовым заслоном против сосредоточения всех властных
полномочий у какой-то одной ветви государственной власти или в руках того
или иного высшего должностного лица.
Вопрос о принятии федерального конституционного закона о Конституционном Собрании ставился «на повестку дня» сразу же после принятия основного закона и остается актуальным по сей день.
Первый законопроект о КC был внесен в Государственную Думу в 1997 году, разработчиком которого являлся О. Г. Румянцев. Затем подобные проекты вносились в 1998 г. Депутатом Государственной Думы В. П. Зволинским, в 2000 г. группой депутатов (В. В. Володиным, В. А. Крюковым, А. И. Лукьяновым, Е. Б. Мизулиной и Б. Б. Надеждиным) и депутатом Государственной Думы С.А. Ковалевым.
Особенный интерес представляет проект ФКЗ о КС, разработанный С. А. Авакьяном. Данный законопроект по сравнению с другими является более сбалансированным и продуманным по сравнению с другими.
Следует уделить особое внимание одному из наиболее актуальных на сегодня вариантов этого ФКЗ. Опубликован этот проект Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации» в журнале «Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2005. № 2» .
Его автор – заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Авакьян Сурен Адибекович в марте 2012 года обновил указанный документ, что позволяет говорить о его актуальности.
С.А. Авакьян предлагает краткий срок работы нового органа – 6 месяцев и незначительную численность – 300 человек. В состав КС входят
три категории лиц: по должности, по избранию и назначению. Членами нового органа по должности являются: Президент РФ, Председатель, заместители Председателя, руководители комитетов Совета Федерации, Председатель, заместители Председателя, руководители фракций и депутатских групп, председатели комитетов Государственной
Думы, Председатель и заместители Председателя Правительства РФ, Председатели Конституционного Суда, Верховного Суда, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ.
По избранию – по 2 представителя от каждого субъекта РФ. По назначению в состав КС предлагается включить ученых-юристов, которые смогли бы взять на себя «основной труд разработки и шлифовки» проекта новой Конституции Российской Федерации. Кандидатов предлагают юридические вузы и научные учреждения, кандидатуры рассматривает специальная квалификационная комиссия, а утверждаются кандидаты этой группы указом Президента Российской Федерации. Внутри КС не допускается создание фракций и иных организованных групп, с тем, чтобы исключить организационную почву для политических, региональных и иных расслоений членов КС.
Также предлагается, чтобы Председателем КС не было лицо из числа членов КС по должности. Тем самым уменьшается влияние соответствующего административного ресурса на членов КС. Это очень важно, но применение административного ресурса может произойти еще на стадии формирования КС.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
I. Нормативно-правовые акты
1.1Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Собрание законодательства РФ – 26.01.2023 – № 4 – Ст. 445.
1.2 Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" от 04.03.1998 N 33-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 1998. - № 10. - Ст. 1146.
1.3 Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации".
1.4 Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 27.04.2007) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
1.5 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
1.6 Проект Федерального конституционного закона N 4800-3 "О Конституционном Собрании" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.09.2000).
1.7 Проект Федерального конституционного закона N 1046036–7 «О Конституционном Собрании Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.10.2020)
1.8 Проект Федерального конституционного закона «О Конституционном собрании». Вариант Б: «Порядок созыва — формирование» (01.12.1994)
1.9 Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103(часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3 ) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»
2. Литература
2.1. Авакьян С. А. Конституционное Собрание Российской Федерации: Концепция и проект федерального конституционного закона // Вестник Московского университета. — Серия 11: Право. — 2005. —№ 2. — С. 48-91.
2.2. Александров Е. С. Перспективы Формирования Конституционного законодательства о Конституционном Собрании Российской Федерации // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей. 2015 : в 2 ч. — Ростов н/д, 2015. — С. 69—71.
2.3.Бормотов В. Е. Конституционное Собрание РФ: модели формирования // Известия Саратовского университета. — Новая серия. — Серия: Социология. Политология. — 2010. — Т. 10. — No 4. — С. 91—95.
2.4. Винокуров В. А. Суждения по проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации», подготовленному профессором Авакьяном С. А. // Юридическая
мысль. — 2015. — Т. 92. — №6. — С. 63—67.
2.5. Гаджиева Д. В. Понятие и роль учредительных собраний в современном политическом процессе //Научный вестник МГИИТ. — 2013. — № 3 (23). — С.41—46.
2.6.Гончаров А. В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Махачкала: Дагестанский государственный университет,2005.
2.7. Кешикова Н. В. Обеспечение законности: через призму принципов порядка формирования государственных органов // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2016. — №29. — С. 94—101.
2.8.Митюков М. А. Конституционное Собрание (по материалам Конституционного совещания 1993 г.: послесловия участника) // Правовые проблемы укрепления российской государственности / под ред. М. М. Журавлева, А. М. Барнашова, С. С. Кузнецова; Национальный исследовательский Томский государственный университет. — Томск, 2014.—С.66—81.
2.9. Никулин В. В., Крутько Е. Б. Конституционное Собрание Российской Федерации: история вопроса и современное политико-правовое состояние // Вопросы современной науки и практики / Университет им. В. И. Вернадского. — 2014. — № 49. — С. 66—71.
2.10. Никулин В. В. Политико-правовые аспекты организации и деятельности КС Российской Федерации: история вопроса // NB: Проблемы политики и общества. —2014. — № 4. — С. 89—119.
2.11.Овсянкин В. А. Конституционно-правовые способы изменения основного закона Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. — № 4. — С. 51—59.
2.12.Свистунова Л. Ю. Принцип организации и деятельности представительного органа в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. — 2015. —№3 (41). — С. 61—68.
2.13Стрельников А.О. Правовое регулирование формирования Конституционного Собрания в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 8(81);
2.14. Тертичников Д. В., Захарова А. С., Масуфранова Е. А. К вопросу о необходимости создания Конституционного Собрания в Российской Федерации // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права : сборник научных статей. — 2016. — С. 122—126.
2.15. Токарев В. А. Субъект учредительной власти: к вопросу о политическом праве эпохи модерна // Современное право. — 2011. — № 11. — С. 40—45.
2.16. Шавловский А. Б. Конституционное Собрание Российской Федерации //Молодежный научно-технический вестник. — 2014. — № 12. — С. 56.
2.17. Шишкина О. Е. Конституционное Собрание Российской Федерации как орган учредительной власти : дис. ... канд. юрид. наук. — Владивосток, 2004.
2.18. Шлепков, К. Д. Конституционное собрание РФ: проекты Федерального конституционного закона / К. Д. Шлепков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447)
3.Эл. Ресурсы
3.1.http://studbooks.net/
3.2. http://www.consultant.ru/
3.3.https://sozd.duma.gov.ru/bill/4800-3