Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Долгое время в советской теории государства и права и отраслях юридической науки однозначно доминировало определение, согласно которому право - это система общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих волю господствующего класса, являющихся государственным регулятором общественных отношений и при необходимости обеспечиваемых средствами государственного принуждения.
Оно было сформулировано Генеральным прокурором СССР А.Я. Вышинским в его докладе на известном Всесоюзном совещании научных работников права, проходившем 16-19 июля 1938 г. в Москве. Данное совещание сыграла важную роль в возведении позитивистской юриспруденции в официальный статус: с 1938 года до начала 1950-х годов научные исследования по этой теме были практически ограничены.
Глава 1. Дискуссии социологического направления развития правопонимания в работах ученых в конце 1920 - начала 1930-х гг.
1.1.Особенности формирования советской теории развития правопонимания
Формирование советской правовой теории с самого начала столкнулось с рядом фундаментальных проблем, породивших ожесточенные споры и различные позиции .
Одной из основных проблем теории права, от решения которой зависит ее дальнейшее развитие, является проблема правопонимания. Это связано с тем, что правопонимание имеет ярко выраженное идеологическое содержание и неразрывно связано с правосознанием. Среди практикующих юристов никогда не было и не будет полного согласия по этому вопросу. В то же время плюрализм правопонимания играет важную роль в понимании многоликости права, его различных аспектов и проявлений.
В современном контексте наблюдается сдвиг в сторону постклассической научной рациональности, что проявляется в развитии так называемой постклассической ориентации в теории права. Ее сторонники используют конструктивистскую методологию, чтобы привести к новому пониманию роли правового субъекта. По сути, речь идет о возникновении антропоцентризма, являющегося продолжением социологической теории права.
Социологические подходы к пониманию права весьма разнообразны, но их объединяет признание решающей роли общества в развитии права и акцент на правоприменении и его эффективности. Период активного развития социологического подхода к праву в российской юриспруденции относится к концу 1920-х - началу 1930-х годов. Изучение концепций того периода поможет лучше понять современные подходы к праву и оценку роли права в обществе.
С самого начала формирование советской правовой теории столкнулось с рядом фундаментальных проблем. Прежние представления о теории права были отвергнуты революцией, а новой юриспруденции, построенной на классовом фундаменте, не существовало. В ходе формирования основ советской правовой теории необходимо было также согласовать ее концептуальные основы с практикой диктатуры пролетариата: по признанию первого члена суда РСФСР П.И. Стучки, советские юристы не любили задавать вопросы о соотношении государства и права и не были связаны никаким законом. Вопрос о том, как революционная диктатура пролетариата, не связанная никаким законом, часто замалчивался, как и вопрос о том, как новое законодательство СССР может быть согласовано с революционной диктатурой пролетариата .
1.2. Представители социологическое направление развития проблемы правопонимания
Проблема правопонимания - одна из самых старых и наиболее изученных проблем в юриспруденции. В дореволюционной российской юриспруденции сложилось несколько конкурирующих школ правопонимания. А именно, понимание права как системы правовых норм, установленных и охраняемых государством, характерно для юридического позитивизма, а точнее, для Г.Ф. Шершеневича, В.М. Хвостова, Е.В. Васьковского, Д.Д. Гримма, М.Н. Капустина, Н.И. Палиенко, С.В. Пахман, Н.К. Ренненкампф, А.А. Рождественский и другие выдающиеся ученые представляли направление этатизма. В отличие от этатистского позитивизма, социологическая школа юриспруденции - идея, развитая ведущими русскими правоведами Н.М. Коркуновым, С.А. Мромцевым и М.М. Ковалевским, подчеркивала социальную природу, обусловленность права различными факторами и изучала право динамически, с точки зрения его реализации; Л.И. Петражицкий предложил весьма оригинальную концепцию права как психологического явления. Он выводил право из психологических особенностей, чувств, переживаний и ощущений человека. Некоторые идеи Петражицкого были преломлены и развиты в трудах его известных учеников, таких как П.А. Сорокин, Г.Д. Гурвич и Н.С. Тимашев.
Глава 2. Общая характеристика социологического направления правопонимания в советской юридической науке 20-х-30-х гг. 20 века
2.1. Социологическая концепция права П.И. Стучки и "меновая" концепция права Е.Б. Пашуканиса
Стихийная реорганизация отечественной правовой системы заставила советских правоведов основывать пролетарское право прежде всего на особенностях классовой структуры общества, правосознания и социальных отношений. Этим, видимо, объясняется популярность обращения советской юриспруденции к социологическому подходу к праву, получившему наиболее широкое распространение и официальную поддержку в 1920-х - начале 1930-х годов.
Одним из важнейших представителей социологического направления в советской юриспруденции был Петр Иванович Стучка (1865-1932), первый председатель Верховного суда РСФСР и второй народный комиссар юстиции РСФСР. Он непосредственно участвовал в создании первого в истории советской юриспруденции определения права, изложенного в статье 1 "Руководящих начал по уголовному праву СССР" 1919 года. Право определялось как "система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая его организационной властью" .
Сам П.И. Стучка не считал это определение права совершенным, поскольку считал необходимым еще больше подчеркнуть термин "система (порядок)" или вообще заменить его "термином, который более ясно указывает на сознательное участие человека в создании этой "системы или порядка"".
С этой целью П.И. Стучка заметил, что было бы лучше заменить термин "система (порядок)" на "организационную форму социальных отношений, т.е. отношений производства и обмена". Однако, по мнению П.И. Стучки, это определение в целом было признано удачным, так как оно включало в себя все основные черты не только советского права, но и права вообще. П.И. Стучка считал, что определение права, данное в "Руководящих принципах", впервые дало прочную научную основу вопросу о праве вообще, отказавшись от формального взгляда на право как на вечно неизменную категорию и, напротив, настаивая на идее права как социального явления, постоянно изменяющегося в ходе классовой борьбы.
П.И. Штучка подчеркивал классовые интересы как первый атрибут права. Вторым атрибутом права была "защита организованной силой правящего класса". Здесь на первый план выходит необходимость принудительной силы, которая, в свою очередь, становится элементом права.
П.И. Стучка определяет советское право в широком и узком смысле. Советское право в широком смысле он определяет как "закон перехода от капитализма к коммунизму, от классового общества к бесклассовому, когда власть в государстве нового типа находится в руках пролетариата, примиряющегося с беднотой и достигающего союза со средним крестьянством". Его можно также назвать, в революционном марксистском смысле, классовым правом пролетарской диктатуры". В более узком смысле советское право - это формальная организация "переходной системы общественных отношений", в которой советы заменяют семью и индивида в качестве основной единицы. Именно это право, которое мы сейчас часто называем хозяйственным правом, мы будем называть советским гражданским правом".
2.2. Дальнейшее развитие социологического направления правопонимания
Социологическое направление не было единственным направлением в советской правовой теории в этот период. Наряду с ним развивалось психологическое направление в юриспруденции, представленное работами М.А. Рейснера, и советский вариант юридического позитивизма, отстаиваемый первым Председателем Верховного Суда СССР, народным комиссаром юстиции Н.В. Крыленко. Именно Крыленко активно критиковал социологический подход в советской юриспруденции, и его логика была проста. Если право - это общественные отношения, то при коммунизме общественные отношения также исчезнут после исчезновения права, что было невозможно.
В начале 1930-х годов борьба между различными школами права в советской юриспруденции стала еще более серьезной. Изменилось отношение высших эшелонов советской власти к проблеме понимания права и к трудам правоведов, отстаивающих ту или иную концепцию права. Националистически-позитивистское направление в юриспруденции все больше отдаляло социологическое направление от прежних позиций и получало официальную поддержку руководства большевистской партии; об этом свидетельствует и учебник "Учение о правовом государстве", опубликованный в 1932 году. Пашуканис начал критически пересматривать свою позицию, включая роль государства в реализации права, важность нормативного регулирования и истощение права после победы пролетарской революции В 1936 году Пашуканис представил концепцию социалистического права и окончательно отказался от своих прежних взглядов на буржуазный характер советского права. Он утверждал, что право пролетарского государства было по сути социалистическим с момента его создания в октябре 1917 года. Пашуканис не только перестал рассматривать право и государство как исключительно буржуазные формы, но и отказался от мысли, что они впоследствии исчезнут при социализме. В связи с этим он придерживался иной точки зрения на вопрос о построении социалистической системы права, которую считал возможной на основе социалистических общественных благ и распределения по труду.
2.3. Марксистское учение о государстве и праве
Социологическая ориентация не была единственной в советской правовой теории в этот период. Психологическое направление юриспруденции, представленное Рейснером, противопоставлялось советской версии юридического позитивизма, которую отстаивал Н.В. Куриленко, первый председатель Верховного суда СССР. Именно Куриленко активно критиковал социологический подход в советской юриспруденции, и его логика была проста. Если право - это общественные отношения, то при коммунизме, если исчезнет право, исчезнут и общественные отношения, что невозможно.
В начале 1930-х годов борьба между различными школами юриспруденции в советской юриспруденции стала еще более серьезной. Изменилось отношение высших эшелонов советской власти к вопросу о понимании права и трудам правоведов, отстаивавших те или иные правовые концепции. Об этом свидетельствует учебник "Учение о правовом государстве", изданный в 1932 году. Пашуканис начал критически пересматривать собственную позицию относительно роли государства в реализации права, важности нормативного регулирования и исчерпания права после победы пролетарской революции В 1936 году Пашуканис представил концепцию социалистического права и окончательно отказался от своих прежних взглядов на буржуазный характер советского права. Он утверждал, что право пролетарского государства было по сути социалистическим с момента его создания в октябре 1917 года. Пашуканис не только перестал рассматривать право и государство как исключительно буржуазные формы, но и отказался от идеи, что они впоследствии исчезнут при социализме. Поэтому он придерживался иной точки зрения, полагая, что построение социалистической правовой системы возможно на основе социалистических общественных благ и распределения по труду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологическая теория права возникла в конце XIX века с развитием предпринимательства как свободной деятельности людей в экономической сфере, выделением социологии как самостоятельной отрасли знания и распространением ее методов в социологии. Социологическая теория права имеет значительный спектр различных теоретических концепций и структур. Она развивалась, с одной стороны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой стороны, путем применения социологических концепций и методов к области юридической науки. Таким образом, юридическая социология содержит доктрины, созданные как социологами, так и юристами: ведущие социологи XX века, такие как М. Вебер, Т. Парсонс, Я. Гурвич и Н. Луман, активно разрабатывали вопросы теории права (некоторые, как М. Вебер, были юристами по образованию) и предлагали собственные юридические теории. предлагали свои собственные правовые теории. Однако термин "социологическая юриспруденция" обычно используется в узком смысле для обозначения социологически ориентированной концепции, созданной представителями юридических наук. Основоположниками социологической юриспруденции на Западе являются Р. фон Иеринг, Л. Дюги, М. Ориу, Э. Эрлих и Р. Паунд.