Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование влияния ценностно-смысловой сферы детей школьного возраста на социально-психологический статус в группе 5
1.1 Сущность ценностно-смысловой сферы 5
2.2 Понятие социально-психологического статуса в группе 12
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния ценностно-смысловой сферы детей школьного возраста на социально-психологический статус в группе 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 22
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная психология определяет понятие «ценность», как значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Ее значимость для человека и его дальнейшей деятельности довольно велика, поскольку субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентации личности.
Актуальность выбранной темы трудно переоценить, поскольку с 2015 года в некоторых общеобразовательных учреждениях России в экспериментальном режиме были введены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, а с 2016 года планируется ввод федеральных государственных стандартов второго поколения во все общеобразовательные учреждения, ключевыми моментами которых является формирование у подростков ценностно - смысловой сферы [15].
Ценностно-смысловые ориентации - основа формирования личности, в старшем подростковом возрасте именно она повлияет на то, как подростки поведут себя во взрослой жизни. Именно в старшем подростковом возрасте большинство людей сталкиваются с необходимостью самоопределения и выбора - выбора профессии, карьеры, супруга, образа жизни и т.п. Они намечают жизненные цели и осуществляют их. В процессе профессиональной деятельности и освоения новых социальных ролей (профессиональной, гражданской, супружеской, родительской и др.) происходит дальнейшее развитие ценностной сферы личности. Иерархия этих ориентаций с каждым поколением различна и как следствие требует постоянного внимания. ценностный социализация духовный.
Гипотеза исследования: ценностно-смысловая сфера детей школьного возраста оказывает влияние на социально-психологический статус в группе.
Объект: ценностно-смысловая сфера.
Предмет: влияние ценностно-смысловой сферы детей школьного возраста на социально-психологический статус в группе.
Цель: исследование влияния ценностно-смысловой сферы детей школьного возраста на социально-психологический статус в группе.
Задачи:
1. Раскрыть сущность ценностно-смысловой сферы.
2. Рассмотреть понятие социально-психологического статуса в группе.
3. Провести эмпирическое исследование влияния ценностно-смысловой сферы детей школьного возраста на социально-психологический статус в группе.
Методы исследования:
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез;
- сравнение;
- обобщение.
2. Методы эмпирического исследования:
- тестирование.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по психологии.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список используемой литературы. Список используемой литературы содержит перечень работ авторов из 17 наименований.
Глава 1. Теоретическое исследование влияния ценностно-смысловой сферы детей школьного возраста на социально-психологический статус в группе
1.1 Сущность ценностно-смысловой сферы
Ценностно-смысловая сфера как предмет научного исследования в психологии представляет широкий спектр подходов к анализу соотношения ее основных компонентов: смыслов и ценностей. Проблема целостности ценностно-смысловой сферы рассматривается в различных научных школах психологии как одна их ключевых в изучении детерминации становления и развития личности.
В целом подавляющее большинство авторов рассматривают ценности и смыслы как взаимообусловленные личностные динамические образования, психологическая природа которых связана с содержанием целевых ориентиров личности, определяющих внутриличностную согласованность, вариабельность и стабильность личностного функционирования.
Понятие ценности в науке рассматривается в качестве объектов действительности природы, а также явлений материальной и духовной культуры человека, к примеру, общественных идеалов, научного знания, искусства, способов поведения и т.д. [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. - Самара: изд-во БАХРАХ-М, 2000. - 336 с.
2. Байковская Н.А. Взаимосвязь социального статуса младшего школьника в группе сверстников и различных компонентов морально-нравственного развития. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - №, 2016. – С. 1-7.
3. Дроздова И.И., Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе. // Инженерный вестник Дона. - № 4, 2014. – С. 1-11.
4. Залуцкая Е. В. Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей. // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17).
5. Зимина М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников. // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1354-1357.
6. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
8. Маслевская Р.П., Клепиков В.Н. Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной школе. // Эксперимент и инновации в школе. - №, 2011. – С. 36-43.
9. Молодцова Т.Д. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НИЗКОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 3-2. – С. 281-283.
10. Павлючкова Е. Ф. Модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 181-184.
11. Петрова С.Ю. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037414 (дата обращения: 01.03.2023 ).
12. Почтарева Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - № 2 (36), 2014. - С. 563-577.
13. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. - Казань: Изд-во КГУ, 2005. - 127 с.
14. Сафиуллина Р.И. Особенности ценностно-смысловой сферы младших школьников как педагогическая проблема. // Филология и культура. - № 2 (36), 2014. - С. 292-299.
15. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
16. Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия // Вестник ПСТГУ.Серия IV: Педагогика. Психология. — 2017. — № 47. — С.32–43.
17. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово, Кузбас-свузиздат, 2000. - 204 с.