Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальность как феномен в последнее время привлекает пристальное внимание философов и социологов. Отчасти это связано с динамичными общественными процессами, характеризующими нашу эпоху. Для уяснения сущности современной социальности необходимо прежде всего теоретическое осмысление ее онтологических оснований. Именно этим в большей степени занимаются социологи. Наряду с изучением онтологии современной социальности не менее актуальной задачей является исследование онтологических оснований социальности других исторических эпох, а также различных способов ее рефлексии в конкретные периоды человеческой истории. Особенностью социального знания, по отношению к естественным наукам, во многом является то, что теоретические построения социологов, культурологов, историков, правоведов и других представителей наук социо-гуманитарного цикла, гораздо теснее связаны с национальными культурными традициями, мировоззренческими особенностями разных народов и культур, национальными «образами мира». Хотя в любой науке конкретные построения часто испытывают влияние определенных культурных особенностей, исторических реалий (и нам известны национальные школы биологии, физики и т.д.), но все же мы значительно реже используем понятия, привязывающие конкретные научные направления, школы, теории в естественнонаучном знании к каким либо национальным традициям. Выражение «французская биология» или «немецкая физика» не используются и практически не озвучиваются, но о немецкой или французской социологии как о специфических направлениях говорят так же, как о французской и немецкой философии, это касается конкретных национальных школ психологической, исторической, экономической науки. Что касается науки о культуре, то в наше время даже нет всеобщего ее определения. Наука о культуре существует в виде национальных проектов, таких как российская культурология, западная культурная антропология, современные американские и британские cultural studies. То есть, будучи тесно связанным с конкретными национальными культурами, «жизненным миром» конкретных народов социальное знание, подобно философии выражает конкретные культурные установки, присущие отдельным национальным традициям. В рамках конкретного культурно-исторического контекста социальное знание всегда проективно.
Позитивистские попытки в XIX и XX веках создать универсальную всеобъемлющую теорию общества в наше время выглядят не менее наивными, чем попытки создать единую универсальную философию.
Еще одной особенностью социального знания является его связь с философией. Теоретические разработки, концепции, специфические понятия, родившиеся в рамках социальной философии, философской антропологии оказываются востребованными в социальных науках и наоборот.
В начале ХХ века наиболее рельефно отразились взаимосвязь и взаимовлияние социальной теории, пытавшейся дойти до постижения глубинных оснований социального бытия, и социальной практики, направленной на его преобразование.
Та эпоха породила в Европе и России немало крупных социальных теоретиков и социальных практиков – революционеров, стремившихся провести свои идеи в жизнь. Целью данной работы является рассмотрение социологического содержания взглядов русских религиозных философов начала XX столетия. Задачи:
- описать социологию и философию Н. А. Бердяева;
- рассмотреть философия и социологию религии в трудах П. А. Сорокина;
- изучить всеединство в философии В. С. Соловьева;
- рассмотреть социальное в религиозной философии С. Л. Франка.
Объект исследования – социологическое содержание русской религиозной философии начала XX века. Предмет исследования – взгляды Н. А. Бердяева; П. А. Сорокина; В. С. Соловьева; С. Л. Франка.
ГЛАВА 1 РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
1.1 Социология и философия Н. А. Бердяева
Религия на протяжении всего времени своего существования выполняла функции создания, распространения и утверждения общих норм и ценностей, занимая поэтому ведущее место в разных культурах. Она выполняла необходимые для поддержания целостности, гармонического сосуществования людей роли, к которым относятся примирение с неблагоприятными событиями жизни, формирование мировоззрения, выражение интересов различных социальных групп, удовлетворение иных нерелигиозных, в частности эстетических, потребностей .
Среди этих ролей религии наиболее функциональными и в значительной степени специфическими были утешительная, мировоззренческая и регулирующая.
В конце XIX века в России остро встал вопрос о допустимости выполнения религией указанных задач, ее функциональность в поддержании стабильности социальных систем была подвергнута сомнению, поскольку объективное существование бога многим представлялось проблематичным.
Активную жизненную позицию в первой половине ХХ в. занимал и другой русский мыслитель – Николай Александрович Бердяев (1874–1948).
Н. А. Бердяев – представитель русской православной религиозной философии. Философия Бердяева персоналистична и представляет собой равзновидность экзистенциализма. Бердяев интересуется вопросами свободы и творчества, личности, смысла жизни и смерти. Философ говорит о том, что личность первичнее бытия. Последнее является воплощением причинности, пассивности. Дух же, наоборот – явление свободное, активное. Личность целесообразно рассматривать как категорию религиозного сознания, и поэтому проявление сущности личности, ее уникальности можно понять лишь в ее отношении к Богу.
Главная и центральная идея Бердяева – идея свободы. Последняя рассматривается философом не как врожденная, присущая от природы способность личности, а как то базовая реальность, которая существует во всех формах бытия – в космосе, обществе и, конечно, в самом человеке.
Свобода не обладает основой, она первична. Бог же из добытийственной свободы формирует мир и человека. Человек обладает свободой. А значит, человек – это носитель новизны, расширения бытия, реальности, добра и зла.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Адуло, Т. И. Социальность как объект философского осмысления / Т. И. Адуло // Философские исследования : сб. науч. тр. / Ин-т философии НАН Беларуси. – Минск : Беларус. навука, 2018. – Вып. 5. – С. 29–49.
2) Адуло Т. И. Своеобразие подходов к постижению социальности: Николай Бердяев и Питирим Сорокин// ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЕЖЕГОДНЫЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ (СМ. В КНИГАХ). 2020. № 7. С. 95-111
3) Бердяев, Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н. А. Бердяев // Дух и реальность / Н. А. Бердяев ; вступ. ст. и сост. В. Н. Калюжного. – М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2003. – С. 23–156.
4) Бердяев, Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. – М. : Книга, 1991. – 446 с.
5) Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека [Электронный ресурс] / Н. А. Бердяев. – Режим доступа: https://predanie.ru/book/69705-o-rabstve-i-svobode-cheloveka/ – Дата доступа:26.02.2023
6) Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев ; АН СССР, Науч. совет по пробл. культуры. – Репринт. воспроизведение. – М. : Наука, 1990. – 220, [2] с.
7) Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев // Судьба России. Самосознание / Н. А. Бердяев. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – С. 3–203.
8) Ломанов П. В. Научный потенциал социально-философской концепции С. Л. Франка//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. материалы международной научно-практической конференции. Том Часть II. Красноярский государственный аграрный университет. 2017. С. 374-377
9) Луман Н. Введение в системную теорию. - М., Логос, 2007. -360 с.
10) Огурцов, А. П. Рефлексия / А. П. Огурцов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. /Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин (пред.), зам. пред.:А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. – М. : Мысль, 2010. – Т. 3. – С. 445–450
11) Сапов, В. В. «Магический кристалл» социологии / В. В. Сапов // Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин ; пер. с англ., вступ. ст., сост. и примеч. В. В. Сапова. – М. : Астрель, 2006. – С. 3–18.
12) Сергий Постнов. К вопросу об экзистенциальной свободе в религиозной философии Н. А. Бердяева: гностицизм или христианство//МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПИМЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2019. № 16. С. 202-207
13) Сорокин, П. А. Система социологии / Питирим Сорокин. – Пг. : Колос, 1920. – Т. 1 : Социальная аналитика. Ч. 1 : Учение о строении простейшего (родового) социального явления. – ХIV, [1], 360 с
14) Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. / П. А. Сорокин ; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. – М. : Политиздат, 1992. – 543 с
15) Сорокин, П. А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. А. Сорокин ; пер. с англ., вступ. ст., сост. и примеч. В. В. Сапова. – М. : Астрель, 2006. – 618 с.
16) Сорокин, П. А. Современное состояние России / П. А. Сорокин // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / П. А. Сорокин ; Ин-т социологии РАН. – М. : Наука, 1994. – С. 418–490
17) Франк С.Л. Духовные основы общества. М., Республика, 1992. - 512 с.
18) Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. - М., Правда, 1990. - С. 182 - 55.
19) Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // THESIS, вып. 2, 1993. - С.123 – 136
20) Щёлоков О.Э. Идея всеединства в философии В.С. Соловьёва// Актуальные вопросы философии и религиоведения: Сборник студенческих научных работ / Сост., ред. Н.В. Зудилина. – Симферополь: Н.В. Зудилина, 2021. С. 45-49