Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 5
1 Теоретические основы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе 7
1.1 Исторические особенности становления профессии специалиста по социальной работе в России и Великобритании 7
1.2 Современная профессиональная подготовка специалистов по социальной работе в России и Великобритании 8
2 Сравнительный анализ образования специалистов по социальной работе в России и Великобритании 16
2.1 Особенности образовательных программ , учебных планов при подготовке специалистов по социальной работе в России и Великобритании 16
2.2 Статистика 20
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение………………………………………………………………………34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Происходящие в современном мире глобализации мире достаточно быстрые изменения и инновационные преобразования в разных областях жизнедеятельности граждан актуализировали вопросы, которые связаны с профессионализмом кадров социальной сферы, на что много обращают внимание российские и зарубежные исследователи. Не вызывает сомнения тот факт, что только наличие профессионалов возможно осуществить современную модернизацию общества с положительным эффектом.
Использование в практической деятельности новых информационно-коммуникационных технологий, полной ее компьютеризации, а также внедрением 442 ФЗ "О социальном обслуживании граждан в РФ ", введением профессиональных стандартов в полной мере изменилось и представление о профессиональной деятельности, и самой дефиниции профессионализма. В связи с этим появляется необходимость повышения уровня профессионализма специалистов в сфере социальной работы путем формирования у специалистов профессиональных компетенций и развитие профессионально значимых личностных качеств.
Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым многостороннее и глубокое научное изучение поставленного вопроса, а именно профессиональная подготовка специалистов по социальной работе в России и Великобритании: сравнительный анализ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере социальной работы.
Предмет исследования составляет сравнительный анализ профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в России и Великобритании.
Целью работы является изучение и выявление наиболее важных теоретических и практических проблем в исследуемой области.
Для достижений поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.
2. Провести сравнительный анализ образования специалистов по социальной работе в России и Великобритании.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования (анализ, синтез), частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
Теоретическую основу составляют труды таких российских ученых, как Т.А. Михайлова, О.А. Парфенова, Т.А. Заглодина и других авторов, внесших значительный вклад в анализ подготовки и основных проблем специалистов по социальной работе.
В качестве эмпирической основы исследования выступают материалы проведенного анкетирования.
В курсовой работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части курсовой работы.
Научная новизна. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления о подготовке специалистов по социальной работе.
Теоретическая значимость работы. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы. Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и других источников и приложения.
1 Глава Теоретические основы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе
1.1 Исторические особенности становления профессии специалиста по социальной работе в России и Великобритании
В Российской Федерации социальная работа как основная профессиональная деятельность возникла в 1991 году прошлого столетия .
Само же развитие шло параллельно сразу в 3-х основных направлениях:
-развития системы профессионального образования;
- развития системы дефиниции, которая формировало новейшее направление социального знания;
-развития основной системы услуг для населения.
Итак, появившиеся в Российской Федерации социальные службы были в первую очередь ориентированы на помощь разным слоям населения.
Далее в 1995 году прошлого столетия вступил в силу Закон о социальном обслуживании населения. В выше обозначенном законе законодателем были заложены основные направления социальной политики в отношении разных категорий граждан.
В последующие годы происходит процесс оформления наиболее четких фокусов и целевой аудитории социальных служб.
Как правило, все социальные службы на первоначальном этапе своего развития были представлены отдельными учреждениями или так называемыми «Комплексными центрами социального обслуживания населения» (КЦСОН). Данные учреждения были выделены из основной из структуры районных отделов социальной защиты населения. Так, в начале своего развития центры социального обслуживания (ЦСО) в основном специализировались на социальной поддержке всех категорий населения, которые находились в «трудной жизненной ситуации».
В дальнейшем на начало 2000-х годов в наиболее крупных городах стало происходить перераспределение разных групп из КЦСОНов в новые открываемые районные центры социальной помощи как семьям и детям, так и центры социальной реабилитации инвалидов, а также детей-инвалидов.
Таким образом, начиная со второй половины 2000-х годов, в поле социального обслуживания выделяются три ключевые клиентские группы: пожилые люди, семьи с детьми, инвалиды (взрослые и дети). Со временем вся номенклатура клиентских групп стала расширяться. В номенклатуру были добавлены такие категории граждан, как бездомные, наркозависимые, ВИЧ-инфицированные, а также мигранты .
Итак, постараемся выделить этапы становления социальной работы как профессиональной деятельности в Российской Федерации (Рисунок 1.1.).
Рисунок 1.1. Этапы становления социальной работы как профессиональной деятельности
В новейших публикациях на рассматриваемую нами тему выделяется еще один этап в формировании развитии социальной работы в Российской Федерации. Данный этап начало свое берет с 2016 г., который неразрывно связан с тем, что с июля 2016 г. Работодателей законодательно обязали применять профессиональные стандарты, которые установлены согласно Трудового Кодекса, федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Внедрение новых стандартов поставило перед сферой социальной работой новые задачи:
1. Формирования наравне с «гуманитарным подходом» в реализации политики в касательстве уязвимых категорий граждан так называемого «подхода развития», предусматриваемый значительное повышения социальной ответственности всех граждан, а также активное их участие в экономической и социальной жизни страны.
2. Следующая перспектива в социальной работе связана с изменениями в области научно-технологического развития. В современном обществе актуализируется проблема цифровизации.
Данную систему следует рассматривать гораздо шире, чем современные технологии. Цифровизация затрагивает все аспекты современного общества, в том числе и в сфере социальной работы. С цифровизацией меняется подход к профессиональной подготовке специалистов. Меняются и требования к профессионализму.
Современный специалист должен быть сведущим в плане цифровизации на всех возможных уровнях. Цифровизация потребовала развития системы переквалификации кадров. Вместе с тем с цифровизацией меняются требования к видам деятельности и к профессиональной компетентности работников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. В Англии социальные работники увольняются рекордными темпами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/b351b94f (Дата обращения: 25.02.2023).
2. Где и кем можно работать с образованием «Социальная работа» после колледжа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fb.ru/article/203755/spetsialnost-sotsialnaya-rabota-kem-rabotat-vyibor-professii (Дата обращения: 25.02.2023)
3. Заглодина, Т.А., Понкратова, Л.Э. Социальная работа как бренд: утопия или реальность /Т.А. Заглодина, Л.Э. Панкратова //Брендинг как коммуникативная технология 21 века. 2020. С.22-25.
4. Заглодина, Т.А. Профилактика и преодоление профессиональных деформаций специалистов по социальной работе. Учебное пособие /Т.А.Заглодина. Издательство: Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург. 2020. 143 с.
5. Газимагомедова П.К. Зарубежный опыт социальной работы в охране здоровья населения. Учебное пособие /П.К. Газимагомедова. Дагестанский государственный университет. Издательство: ИП Мухаметов. 2019.
6. Какие зарплаты у социальных работников в России? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zlojnachalnik.ru/socialnyj-rabotnik/ (Дата обращения: 25.02.2023.)
7. Михайлова, Т.А. Профессионализм в социальной работе: концептуальные основания /Т.А. Михайлова //Социальные отношения. 2020. №1. С.99-108.
8. Основная образовательная программа. Уровень профессионального образования среднее профессиональное образование Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена. По специальности 39.02.01 Социальная работа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kpiot.ru/images/doc/doc-oo/coo_04/2021/39.02.01/Описание%20ОПОП_39.02.01%20Социальная%20работа.pdf (Дата обращения: 25.02.2023).
9. Основная образовательная программа. Уровень профессионального образования среднее профессиональное образование Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена. По специальности 39.02.01 Социальная работа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kpiot.ru/images/doc/doc-oo/coo_04/2021/39.02.01/Описание%20ОПОП_39.02.01%20Социальная%20работа.pdf (Дата обращения: 25.02.2023).
10. Парфенова, О.А. Сфера социального обслуживания России: аналитический обзор исследований /О.А. Парфенова //Социальная политика и социология. 2019. №2. С.91-101.
11. Петрова, И.Э. История образования в области социальной работы в Великобритании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/isoc_2004_1%283%29/30.pdf (Дата обращения: 25.02.2023).
12. Социальная работа (по направлениям) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ums.bsu.by/ru/faculty-of-philosophy-and-social-sciences/social-work(Дата обращения: 25.02.2023)
13. Сколько в России социальных работников? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/skolko-v-rossii-so (Дата обращения: 24.02.2023)
14. Самые востребованные профессии социальный работников в 2021 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proprof.ru/karera/statistika-i-reitingi/samye-vostrebovannye-professii-sotsialnyi-rabotnikov-v-2021-godu (Дата обращения: 24.02.2023).
15. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ (ред. от 28.12.2022 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
16. Шабашева, И.В. Психолого-педагогические аспекты профессионального становления специалиста по социальной работе в ВУЗе /И.В. Шабашева //Актуальные проблемы психологии труда; Теория и практика. 2019. С.37.