Фрагмент для ознакомления
2
В Федеральном государственном стандарте среднего общего образования (далее – ФГОС) сформулированы основные требования к речевой и читательской компетенциям обучающихся: «сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры» [ФГОС]. Мировое литературное наследие представляет собой систему разножанровых произведений. Как правило, основная тема и идея произведения представлена автором иносказательно, посредством создания литературных образов. Одной из основных задач школьного курса «Литература» является анализ образов героев произведения, их реплик, эмоций и поступков. Понимание всех перечисленных компонентов обеспечивает формирование читательской, духовной, культурной компетенции обучающегося. Одним из предметных результатов базового курса «Литература» согласно ФГОС является «способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях». Исходя из этого, изучение методов и средств образов героев литературного произведения является актуальной темой исследования.
Целью данной работы является описание методов и средств изучения образов героев в главе «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в школе. Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Определить содержание понятия «образ героя»;
2. Описание видов методов и средств изучение образов литературного произведения в школе;
3. Охарактеризовать героев главы «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
4. Разработка методических рекомендаций по изучению образов героев в главе «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в школе.
Объектом исследования является методы изучения литературных образов в школе, предметом - образы героев в главе «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Глава 1. Методологическая основа изучения художественных образов в школе
1.1 Сущность понятия «художественный образ»
Литературное произведение является субъективным отображением объективной действительности. Писатель выражает в тексте собственную картину мира, используя иносказательные приемы отображения его мыслей и сознания. Автор творчески воссоздает различные явления посредством создания художественных образов. Основной целью создания литературного произведения является воздействие на адресата через смысловое, эмоциональное, образное восприятие. Органичное сочетание текстового содержание и вызванный им воздействующий эффект порождают художественный образ произведения.
Следует отметить, что созданный образ не всегда имеет конкретные жизненные прототипы. Художественный образ, зачастую, имеет обобщающее содержание нескольких реальных явлений. Литературный анализ произведения позволяет понять основной замысел автора, воплощенный в художественных образах. С целью определения категорий анализа художественного образа разберем подробнее содержание понятия «художественный образ» и его виды.
Согласно определению Л.И. Шевцовой, «художественный образ есть конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле» [18].
Так, Е. Б. Борисова под художественным образом понимает «фрагмент, обладающий самостоятельной жизнью и содержанием, который создается автором с помощью богатства языка» [6]. Л.Р. Дускалева рассматривает художественный образ как систему персонажей литературного произведения [15]. В этом случае персонажи (их поступки, эмоции, действия) создают образ определенного явления (например, образ несчастной любви в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта). Л.И. Тимофеев в работе «Основы теории литературы» указывает, что «образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» [7]. Исследователь говорит о функциональной стороне рассматриваемого понятия, которая состоит в чувственном восприятии человеком черт художественного образа. Л.В. Чернец утверждает, что «художественный образ экспрессивен, т. е. выражает идейно эмоциональное отношение автора к предмету» [17]. Это значит, что он направлен на чувства и эмоции читателей, несёт в себе патетическую функцию.
Исходя из вышеизложенного, понятие «художественный образ» имеет обобщенный характер. В литературном произведении под «образом» может подразумеваться конкретный жизненный прототип (историческая личность, реальный человек из жизни автора); группа людей, объединенных особыми характеристиками (женщины, граждане, учителя и т.д.); эмоции (любовь к Родине, любовь к матери и т.д.); природные явления и пр.
В современном литературоведении представлены различные классификации художественных образов (А.С. Козлов, А.И. Николаев, В.П. Мещеряков, Л.И. Тимофеев). Представленные определения понятия «художественный образ» схожи в том, что каждый исследователь акцентирует внимание на обобщенности образов в литературном произведении. Исходя из этого, возьмем за основу традиционную классификацию А.С. Козлова и В.П. Мещерякова, согласно которой «художественный образ» различается по характеру обобщенности и включают в себя: индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы и образы-символы [7].
Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом воображения писателя. Например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.
Характерный образ является ярким примеров образа обобщающего. В данном случае образ аккумулирует схожие черты характеров, присущие большому количеству людей определенной эпохи и ее общественных сфер (персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского, «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси).
Типичный образ представляет собой наиболее часто встречающийся прототип из определенной сферы или эпохи. Автор создает совершенно типичный образ определенного типа людей, который каждый обыватель встречал в реальной жизни. Например, отец Горио и Гобсека Бальзака, Анна Каренина мадам Бовари Г. Флобера). Кроме этого, в данном типе образов могут быть запечатлены как социально-исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (так называемые вечные образы) – Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов, Тартюф.
Образы-мотивы и топосы олицетворяют лейтмотив творчества определенного автора. Образ-мотив – это устойчиво повторяющаяся в произведения какого-либо писателя тема, выраженная в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов («деревенская Русь» у С. Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока). Топос (греч. topos – место, местность, букв. значение – «общее место») обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного автора. Примером может служить образ «маленького человека» в творчестве русских писателей – от А. Пушкина и Н. Гоголя до М. Зощенко и А. Платонова.
Архетип (от греч. arche – начало и typos – образ) стал употребляться в литературоведении относительное недавно. Данный термин был употреблен впервые у немецких романтиков в начале XIX в. Широкое распростанение «архетипы» получили благодаря работам швейцарского психолога К. Юнга (1875–1961). Ученый понимал «архетип» как общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Примером архетипов можно назвать мифологические образы, которые встречаются в произведениях всех последующих эпох. Последними, по Юнгу, буквально «нашпиговано» все человечество, причем архетипы гнездятся в подсознании человека, независимо от его национальности, образования или вкусов.
Таким образом, изучение понятия и видов художественных образом показало, что авторы эпических, лирических и драмматических текстов выражают посредством образом свою картину мира с целью воздействия на читателя. Идентификация образа обеспечивает понимание основной идеи автора, выраженной в иносказательном виде. На создание художественного образа оказывает влияние авторский стиль писателя, эпоха создания произведения, основная тематика творчества автора, самосознание писателя, его личный чувственный опыт. Из этого следует, что для комплексного понимания литературного произведения и эстетического воздействия на читателя необходимо формировать умение распознавать художественные образы в рамках дисциплины «Литература». Благодаря комплексному анализу и пониманию основной идеи автора, обучающиеся могут сформировать собственное аргументированное мнение и выразить его в устном и письменном виде.
Фрагмент для ознакомления
3
1. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. –М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с
2. Алексеева, М. А. Методика преподавания литературы. Практикум: учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 98 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06832-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494076 (дата обращения: 01.03.2023).
3. Афанасьева, Э. М. Лермонтовские герои в полилингвальном мире: поэтика повести "Бэла" / Э. М. Афанасьева // Российский журнал исследований билингвизма. – 2021. – № 3. – С. 40-48. – EDN SDLWQP.
4. Бадалова, С. Н. Стилистическая роль устаревшей лексики в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / С. Н. Бадалова, Г. З. Мухидинова // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХIII Кирилло-Мефодиевские чтения : Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 24 мая 2022 года. – Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. – С. 94-101. – EDN BVWCTG.
5. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1—2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. — С. 28—123. [Электронный доступ]: http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/belinskij/geroj-statya.htm (дата обращения: 02.03.2023)
6. Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). С. 20-26.
7. Введение в литературоведение. Основы теории литературы : учебник для вузов / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов, Н. П. Кубарева, М. Н. Сербул ; под общей редакцией В. П. Мещерякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07660-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510800 (дата обращения: 01.03.2023).
8. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов. / Под редакцией Т.Г. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература,1998. –168 с.
9. Герой нашего времени: [роман] / Михаил Юрьевич Лермонтов. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 224 с.- (Эксклюзив: русская классика).
10. Григорьев, Р. И. Прецедентные образы художественной литературы в креолизованных текстах (на материале британского политического дискурса) / Р. И. Григорьев // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуникативистики глазами молодых ученых: традиции и новаторство : Межвузовский сборник / Ответственный редактор А. В. Курочкина. Том Выпуск Х. – Уфа : Башкирский государственный университет, 2019. – С. 205-210. – EDN VCMGJY.
11. Колокольцев, Е. Н. «.думал уж о форме плана.» Составление плана на уроках изучения художественного произведения / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе. – 2016. – № 10. – С. 31-36. – EDN WWWOEP.
12. Методология работы над художественным произведением (для учителей русского языка и литературы). [Электронный доступ]: http://dir.upsc.md:8080/xmlui/bitstream/handle/123456789/1508/MaterDidactic_OpereLiterare_Ru.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 01.03.2023)
13. Николаев А.И. Основы литературоведения. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. 255 с
14. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07854-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515225 (дата обращения: 01.03.2023).
15. Стилистика и литературное редактирование в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. Р. Дускаева [и др.] ; ответственный редактор Л. Р. Дускаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 325 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01943-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512733 (дата обращения: 01.03.2023).
16. ФГОС Среднее общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020). [Электронный доступ]: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/?ysclid=lepaz57beq620881446 (дата обращения: 01.03.2023)
17. Чернец Л.В., Хализев В.И., Эсалнек А.Я. Введение в литературоведение. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.
18. Шевцова, Л. И. Теория литературы : учебно-метод. комплекс для студ. филол. фак. дневной и заочной форм обучения / Л. И. Шевцова ; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. литературы. — Витебск : УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2011. — 133 с. — Библиогр.: с. 121-122. — ISBN 978-985-517-259-9.
19. Яминова, Р. Р. Анализ художественного произведения в начальных классах / Р. Р. Яминова // . – 2020. – № 61-14. – С. 54-57. – DOI 10.18411/lj-05-2020-318. – EDN WJVSWF.
20. Ястребова, Ю. В. Понятие художественного образа в литературе / Ю. В. Ястребова // Гуманитарные науки и вызовы нашего времени : сборник научных статей по итогам III Всероссийской (национальной) научной конференции, Санкт-Петербург, 11–12 марта 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – С. 83-85. – EDN OCBKAL.